Рабочая тетрадь это учебное пособие или нет?

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2019 г. N Пр-1418 «О рассмотрении вопроса о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе, в том числе с учетом внедрения в образовательную программу современных цифровых технологий в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», предусмотренного национальным проектом «Образование», Министерство просвещения Российской Федерации (далее — Министерство) разъясняет порядок использования рабочих тетрадей при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и предлагает меры по организации системной работы, направленной на снижение их количества.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — федеральный перечень учебников), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря г. N 345 (в редакции от 8 мая 2019 г. N 233);

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. N 699.

Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее — список) и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

Таким образом, если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.

В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Вместе с тем Министерство обращает внимание, что использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику.

Одновременно Министерство считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», предусмотренного национальным проектом «Образование» (далее — федеральный проект), который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды.

Ключевым мероприятием федерального проекта является разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.

B.C. Басюк

УЧЕБНИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕСПЛАТНЫМИ!!! ЭТО ЗАКОН!!!

Девочки, в связи с появлением огромного количества постов и споров по поводу того, за чей счет должны приобретаться учебники, я решила порыться в интернете и узнать, а действительно ли, они (учебники) должны быть бесплатными? Или бесплатный учебник-это миф? Кто прав, кто виноват, давайте попробуем разобраться.
Мой сын в этом году пошел в 4 класс. В 1-м и 2-м классе учебники мы покупали. За 3-ий класс покупали лишь часть. Причем в условиях полной конфиденциальности.(деньги сдавали и получали сами учебники дома у одной мамы из род. комитета. В этом году сын пошел в новую школу. Все учебники и рабочие тетради, абсолютно новые, (2014г. издания) получили абсолютно бесплатно!!!
А теперь то, что мне удалось нарыть в интернете на эту тему:

по закону ученики имеют право получить бесплатные учебники.
Хотим обратить внимание не только родителей первоклашек, но и родителей учеников старших классов средних общеобразовательных школ, согласно п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Так же согласно ч. 1 ст. 35 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Поэтому уважаемые родители, все в ваших руках, просите и настаивайте на предоставлении бесплатных учебников Вашему чаду, а в противном случае обращайтесь с жалобами в вышестоящие инстанции:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:
1) информации:
а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;
в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;
е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);
ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);
з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;
м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
с) о трудоустройстве выпускников;
2) копий:
а) устава образовательной организации;
б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вашему ребенку выдали в этом году бесплатные учебники? Опрос завершен.
Да, абсолютно все учебники и рабочие тетради 11 (14%) только учебники, рабочие тетради покупали сами 50 (63%) Честь учебников выдали, часть покупали 14 (18%) Все учебники и рабочие тетради покупали сами 5 (6%)

Об использовании и учете рабочих тетрадей

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В образовательных организациях, расположенных на территории РФ, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обу­чающихся по различным предметам. Обязаны ли учреждения образования обеспечивать учеников рабочими тетрадями, прилагаемыми к учебникам? Включаются ли рабочие тетради в состав библиотечного фонда или являются расходными материалами? На каком счете их следует учитывать? Ответы на эти вопросы – в консультации.

Согласно ГОСТ 7.60-2003, введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 № 331-ст к учебным изданиям относятся учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник, учебная программа, учебный комплект.

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

В основном рабочие тетради являются приложениями к учебникам, то есть содержание тетрадей соответствует разделам учебника и предназначено для закрепления знаний, полученных на уроках. Материал рабочих тетрадей может использоваться для самостоятельной работы, но, как правило, в 1 и 2-х классах учащиеся работают в тетради под руководством учителя. Каждый раздел тетради включает вопросы и задания, направленные на закрепление полученных знаний, их применение и использование в новых условиях.

Обеспечение учащихся рабочими тетрадями

До сих пор остро стоит вопрос о том, обязаны ли школы обеспечивать учащихся бесплатными рабочими тетрадями. Для ответа на него обратимся к нормам законодательства, разъяснениям профильных министерств и сложившейся судебной практике.

Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС (п. 2 ст. 18 Закона об образовании).

В силу п. 4 ст. 18 названного закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:

  • учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 28.12.2018 № 345 (далее – федеральный перечень учебников);

  • учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699 (далее – перечень организаций).

Обратите внимание: не допускается приобретение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций (Письмо Минобрнауки РФ от 16.05.2018 № 08-1211).

С учетом вышеизложенного в целях реализации гарантий общедоступности и бесплатности образования образовательные учреждения обязаны обеспечить полную укомплектованность учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам согласно применяемой образовательной программе, в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных к использованию.

При этом недостаток финансирования не является оправданием того, что образовательное учреждение не смогло закупить рабочие тетради и они были приобретены за счет средств родителей (Определение Приморского краевого суда от 22.10.2014 по делу № 33-9404).

В то же время следует учитывать, что образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию (пп. 9 п. 3 ст. 28 Закона об образовании).

Таким образом, если использование рабочих тетрадей не преду­смотрено учебными программами школы и она не включила их в список обязательных учебных изданий, то на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями (Апелляционное определение ВС Республики Коми от 22.05.2014 № 33-2365/2014г, Апелляционное определение Архангельского областного суда от 08.04.2013 № 33-2014/2013).

На то, что образовательные организации свободны в выборе учебно-методического обеспечения по реализуемым ими образовательным программам, обращают внимание и представители профильных министерств. Так, в Письме Минпросвещения РФ от 23.10.2019 № ВБ-47/04 «Об использовании рабочих тетрадей» сообщается, что если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора образовательной организации, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.

В целях более углубленного изучения учебного предмета обучающимися учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть использованы в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

К сведению: использование рабочих тетрадей на печатной основе в начальных классах является неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно влияет на эффективность обучения, поскольку выполнение обучающимися письменных работ формирует навык письма и развивает мелкую моторику. Одновременно Минпросвещения считает целесообразным сокращение рабочих тетрадей на печатной основе в основной и средней школе, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды. Ключевыми мероприятиями федерального проекта являются разработка и внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, предусматривающей в рамках своей концепции сокращение использования бумажных тетрадей в образовательных организациях и их замену на цифровые аналоги.

Учет рабочих тетрадей

На сегодняшний день законодательством РФ не определены правила отражения в бухгалтерском учете таких объектов, как рабочие тетради, закупаемые образовательными учреждениями.

Разъяснения о порядке учета рабочих тетрадей приведены в Письме Минфина РФ от 17.01.2019 № 02-06-10/1927. В нем специалисты финансового ведомства, ссылаясь на положения ГОСТ 7.60-2003, отмечают, что учебным пособием (включая рабочие тетради) является учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Поскольку рабочая тетрадь функционально связана с учебником, полностью или частично заменяет или дополняет его, использование учебника без использования учебного пособия (рабочей тетради) не представляется возможным.

Учебники и учебные пособия, предназначенные для выдачи учащимся образовательного учреждения и обеспечения учебного процесса, включаются в библиотечный фонд образовательного учреждения.

В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» материальные объекты имущества (за исключением периодических изданий), составляющие библиотечный фонд субъекта учета, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

Исходя из изложенного, Минфин считает целесообразным относить рабочие тетради к предметам библиотечного фонда и учитывать в составе основных средств. Согласно Инструкции № 157н учет объектов библиотечного фонда ведется на счете 0 101 08 000 «Прочие основные средства».

Следовательно, расходы на приобретение рабочих тетрадей нужно относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка № 209н).

В соответствии с п. 10 СГС «Основные средства» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике.

Для объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Поскольку срок полезного использования для обособленных частей объекта, функционально составляющих единое целое (учебник + рабочая тетрадь), определяется по наибольшему сроку использования одной из обособленных частей, по мнению Минфина, срок использования рабочей тетради следует определять исходя из срока использования учебника. В случае если использование учебного пособия (рабочей тетради) в течение всего срока полезного использования учебника не представляется возможным, для таких учебных пособий необходимо установить отдельные правила списания (замены) с бухгалтерского учета.

По нашему мнению, в данном случае Минфин имеет в виду рабочие тетради однократного использования (тетради, в которых ученики выполняют задания). Такие тетради, как правило, относятся к предметам библиотечного фонда временного характера. В отношении таких объектов в положении о порядке учета библиотечного фонда учебное заведение может отразить следующую формулировку: «Рабочие тетради, таблицы, прописи являются документами временного характера. Их библиотечный учет ведется в тетради учета документов временного характера».

В целях разработки особых правил списания (замены) рабочих тетрадей однократного использования в бухгалтерском учете надо учитывать следующие положения СГС «Основные средства»:

  • в случае если порядок эксплуатации объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно сочлененных предметов, требует замены отдельных составных частей объекта, затраты на такую замену включаются в случаях, предусмотренных учетной политикой, в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств. При этом стоимость объекта ОС корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбываемых) частей (п. 27);

  • если после признания объекта основных средств (формирования его первоначальной стоимости) в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной (выбывшей) части объекта основных средств должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода (списана с бухгалтерского учета) вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта основных средств отдельно (п. 50).

Итак, существует учебный комплект (учебник + рабочая тетрадь). Срок службы учебника, к примеру, 5 лет, а рабочая тетрадь используется в течение 1 учебного года. На следующий учебный год такая тетрадь подлежит замене на новую. В этом случае (при приобретении новой тетради) стоимость комплекта увеличивается на стоимость новой рабочей тетради. При этом стоимость заполненных тетрадей списывается с бухгалтерского учета, тем самым на эту величину уменьшается ранее принятая к учету стоимость учебных комплектов.

Поскольку в бухгалтерском учете величина библиотечного фонда отражается в денежном выражении общей суммой, при поступлении новых рабочих тетрадей бухгалтер производит запись об увеличении стоимости библиотечного фонда (на основании первичных документов о поступлении тетрадей), при выбытии использованных тетрадей – запись об уменьшении стоимости библиотечного фонда (на основании актов о списании исключенных объектов библиотечного фонда). Одновременно отметки об увеличении (уменьшении) стоимости библиотечного фонда вносятся в инвентарную карточку (ф. 0504032).

Далее приведем корреспонденции счетов для отражения операций по поступлению и выбытию рабочих тетрадей:

1. Формирование первоначальной стоимости предметов библиотечного фонда на основании первичных документов о поступлении рабочих тетрадей:

Дебет счета 0 106 x1 310 «Увеличение вложений в основные средства»
Кредит счетов 0 302 31 73x «Увеличение кредиторской задолженности по увеличению основных средств», 0 208 31 667 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств»

Стоит отметить, что на принятых первичных учетных документах производится запись, подтверждающая, что поступившие документы приняты в библиотечный фонд как в объект особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) или как в объект иного движимого имущества.

2. Принятие к учету рабочих тетрадей по первоначальной стоимости:

Дебет счета 0 101 x8 310 «Увеличение стоимости прочих основных средств»
Кредит счета 0 106 x1 310 «Увеличение вложений в основные средства»

3. Начисление амортизации на введенные в эксплуатацию рабочие тетради:

Дебет счетов 0 109 60 271 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов», 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит счета 0 104 x8 411 «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств»

Поскольку стоимость рабочих тетрадей незначительна, амортизация на данные объекты начисляется в размере 100% в соответствии с пп. «в» п. 39 СГС «Основные средства».

4. Списание заполненных (использованных) рабочих тетрадей на основании акта об исключенных объектах библиотечного фонда:

Дебет счета 0 104 x8 411 «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств»
Кредит счета 0 101 x8 410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств»

Обратите внимание: за каждый полученный учебник и рабочую тетрадь учащийся расписывается на специальном вкладыше читательского формуляра или в специальном журнале выдачи. В случае, если возврат в библиотеку заполненных рабочих тетрадей не предусмотрен, списание таких тетрадей может быть организовано в момент их выдачи ученикам. При этом момент списания рабочих тетрадей должен быть закреплен в учетной политике образовательного учреждения.

Пример.

Школа (бюджетное учреждение) закупила у коммерческой организации за счет средств субсидии на госзадание 200 комплектов учебников с рабочими тетрадями для учеников 1 и 2-х классов на общую сумму 700 000 руб. Стоимость учебника составила 3 000 руб., рабочей тетради – 500 руб. Срок полезного использования учебников составляет 5 лет. Рабочие тетради предназначены для заполнения учениками в течение одного учебного года.

Поступившие предметы приняты к учету в составе объектов библиотечного фонда – иного движимого имущества учреждения.

Расходы на приобретение учебников и рабочих тетрадей согласно учетной политике включены в состав прямых расходов, формирующих себестоимость услуг, оказываемых в рамках госзадания.

Все приобретенные комплекты выданы в пользование ученикам. В конце учебного года учебники и заполненные рабочие тетради возвращены в библиотеку.

Использованные рабочие тетради (200 шт. x 500 руб.) списаны с учета по акту, составленному библиотекарем.

В бухгалтерском учете школы произведены следующие бухгалтерские записи:

Школы обязаны бесплатно выдавать ученикам рабочие тетради

Не успевает закончиться один учебный год, как родители школьников озадачиваются подготовкой к новому учебному году. Одной из статей расходов при подготовке к школе является покупка учебников и учебных пособий. Вопрос с учебниками в школах сейчас решается в основном благополучно, но вот что касается ситуации с обеспечением учеников рабочими тетрадями, то, как стало известно Генеральной прокуратуре, во многих регионах России обнаружены нарушения прав детей на образование.

Нарушение заключается в том, что рабочие тетради должны выдаваться ученикам совершенно бесплатно, дети и родители не обязаны их покупать за свой счет. Однако в Архангельской области, республике Саха (Якутия), Тульской области и других регионах России школы не выдают детям бесплатно рабочие тетради, а поскольку рабочие тетради – это такое приложение к учебникам, которое призвано контролировать усвоение материалов программы, то без них, получается, ученикам не обойтись. Вот только учебники выдаются бесплатно, а рабочие тетради нет. У родителей возникает справедливый вопрос: зачем тогда нужны эти обязательные рабочие тетради – обходились же раньше как-то без них? И если эти рабочие тетради такие уж обязательные – почему их школа не выдает бесплатно?

Итак, закон в данном случае на стороне родителей и детей.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» вполне однозначно устанавливает обязанность школы по выдаче ученикам учебников и учебных пособий. Причем это касается всех образовательных организаций, в которых дети осваивают основные образовательные программы.

Кроме учебников и учебных пособий школьникам в пользование бесплатно также должны предоставляться учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Это прямо обозначено в статье 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Кто должен финансировать такое удовольствие? И на этот вопрос в указанном законе есть чёткий ответ:

обеспечение учебниками в пределах государственных образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, по всем предметам школьного курса в пределах образовательных стандартов ученикам должны бесплатно выдаваться в пользование все необходимые учебники, учебные пособия. А вот по иным предметам, в т.ч. в рамках платных образовательных услуг школа такой обязанности не имеет, и обеспечение необходимыми пособиями полностью ложится на плечи родителей.

Казалось бы, всё понятно в законе прописано, так почему же в ситуации со снабжением учебными пособиями часто возникают проблемы?

По большому счету, ответ кроется в нежелании органов власти выделять на это деньги. Некоторые представители местных и региональных органов образования пытаются обосновать такую ситуацию тем, что в законе нет чёткого определения, что такое учебное пособие, поэтому они не могут отнести школьные рабочие тетради к категории учебных пособий. Однако в других регионах России почему-то деньги для школ на оплату покупки рабочих тетрадей школьникам находятся – примером является Санкт-Петербург, Хабаровский край, Татарстан. Значит, всё-таки не в законе дело, а в желании решить проблему?

К такому выводу пришла и Генеральная прокуратура, которая однозначно указала, что Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (далее — ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию. Таким образом, школы просто обязаны обеспечивать учеников бесплатно рабочими тетрадями. И совершенно не является аргументом то, что эти рабочие тетради после использования одним учеником уже будут непригодны для других учеников.

Однако чтобы исключить случаи вольного толкования закона, Генпрокуратура предлагает Министерству образования подготовить соответствующие поправки в законодательство об образовании. Таким образом, прокуратура не ставит вопрос – считать рабочие тетради учебными пособиями или нет: ГОСТ относит рабочую тетрадь к учебному пособию, а значит, в силу Закона «Об образовании в РФ» обеспечение этими учебными материалами должно быть за счет бюджетов, а не из карманов родителей школьников.

Рабочие тетради положены школьникам бесплатно и школы просто обязаны их выдавать всем ученикам, а не выдумывать какие-то условия или устанавливать льготников в этом вопросе.

Право на получение бесплатных учебников, учебных пособий, включая рабочие тетради не должно зависеть от того, из какой семьи ребенок – малообеспеченной, многодетной или наоборот – богатой, где ребенок единственный в семье. Это – право на образование, и оно должно быть реализовано в той мере, как это установлено законом.

Уважаемые родители!

Если в школе, где учится Ваш ребенок, проблема обеспечения детей рабочими тетрадями актуальна, обращайтесь с письменными коллективными заявлениями к руководству школы. В таком случае по инициативе директоров школ в местных отделах образования вопрос начнут решать: необходимые средства будут закладываться в бюджет, и Вам не придется оплачивать из своего кармана то, что положено детям по закону.

Конечно, можно писать жалобы по этому вопросу поодиночке. Но коллективные обращения рассматриваются более пристально. Вместе с подачей заявления директору школу, к примеру, от имени родительского комитета класса или школы, эффективным будет и направление аналогичного заявления в местную администрацию, а также в региональное Министерство образования.

Если такое заявление будет одно, это уже хорошо. А представьте, если все родители дружно по всем школам подготовят свои заявления – органы власти просто не смогут игнорировать этот вопрос и «включать дурака», утверждая, что в законе якобы чётко не указано, что надо считать учебными пособиями, и относятся ли к ним рабочие тетради.

Всё что надо, в законе указано, и с этим согласна Генпрокуратура. Поэтому если на ваши коллективные заявления будут даны отрицательные ответы, то обращение в Прокуратуру не заставит долго ждать результата, и вопрос с бесплатной выдачей школьникам рабочих тетрадей будет решен.

Итак, теперь Вы знаете о праве школьников на бесплатные учебники и рабочие тетради.

А как быть с общественно-полезным трудом – уборкой класса, мытьем полов, доски, сбора листвы и т.п.?

Об этом Вы узнаете в статье Елены Могилевской «Что не обязан делать школьник»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *