Рапорт об обнаружении преступления

Рапорт об обнаружении признаков преступления

Формализованный образец рапорта об обнаружении признаков преступления имеется в приложениях к УПК.

К его содержанию четких требований нет, главное, чтобы в рапорте были указаны место, время и суть преступного деяния.

Верхний правый угол документа предназначен для указания должности и звания начальника правоохранительного органа, на имя которого производится доклад.

Под текстом рапорта подписывается докладчик с указанием своей должности и специального звания, рядом ставится дата. Указание даты не столь обязательно, поскольку рапорт регистрируется в книге по учету сообщений о преступлениях (КУСП), где дату указывает дежурный.

Форма рапорта

В общем плане образец рапорта об обнаружении признаков преступления выглядит следующим образом:

Начальнику УМВД России

по городу Н-ску

полковнику полиции Иванову А. А.

Рапорт

Докладываю Вам, что в ходе проведения оперативных мероприятий мною получена информация о том, что 10.01.2017 г. Ковалев А.П., находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 путем злоупотребления доверием неправомерно завладел денежными средствами в сумме 100000 рублей.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку в установленном порядке.

Оперуполномоченный УР

УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

18.01.2017 г.

Далее рапорт рассматривается руководителем органа, который путем наложения резолюции дает указание начальнику соответствующей службы начать проверочные действия.

Начальник службы также резолюцией поручает проведение проверки конкретному сотруднику — как правило, инициатору рапорта.

По окончанию проверочных действий принимается одно из следующих решений:

  • Возбуждение уголовного преследования.
  • Отказ в возбуждении уголовного преследования.
  • Передача по подследственности.

Основания для сообщений о признаках преступления

Деятельность правоохранительной системы основана на обязанности государства по защите интересов людей от преступных посягательств, противоправный характер которых определен в нормах уголовного закона. Любой гражданин вправе заявить о преступлении. Для правоохранителя это является обязанностью.

Сотрудник делает сообщение о преступлении форме рапорта об обнаружении признаков преступления – это процессуальный документ, который составляется до того, как будет возбуждено уголовное производство.

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:

  • Если правоохранителю стало известно о каком-либо преступном деянии.
  • Если в полицейский или иной орган поступило телефонное или иное устное сообщение о преступном нарушении закона.
  • После реализации результатов оперативно-розыскных действий.
  • Если информация о противозаконных деяниях имеется в каких-либо публикациях.
  • Если противозаконное деяние выявлено в ходе уголовного производства по делу.

Рапорт по сообщениям граждан

Сообщение о преступлении

О любом противоправном деянии, сотрудник полиции или любого органа обязан доложить руководству территориального отдела внутренних дел.

Этот доклад оформляется рапортом.

К примеру, гражданин в частной беседе сообщает полицейскому о том, что у него что-либо похитили.

Если этот гражданин по каким-либо причинам не заявил в полицию о совершенном противоправном деянии, сотрудник полиции сам обязан доложить об этом преступлении в территориальный орган, оформив при этом рапорт о выявлении преступления.

Рапорт оформляется и в том случае, если гражданин не желает заявлять о преступлении. В противном случае правоохранитель несет ответственность за укрывательство преступных действий.

Уголовное законодательство исходит из того, что подавляющее большинство противозаконных действий, хоть и совершенных в отношении частных лиц, имеют все же общественную опасность как для иных лиц, так и для государства.

Это, так называемые, публичные дела, которые не требуют заявления пострадавшего. В этих случаях рапорт о выявлении преступного деяния является достаточным поводом для дальнейшего возбуждения уголовного преследования.

Заявления пострадавших обязательны лишь по отдельным категориям преступных действий, которые относятся к частным или частно-публичным делам, определенных в 20й статье уголовно-процессуального закона.

Однако, даже при нежелании гражданина заявлять о преступлении, сотрудник полиции должен оформить рапорт, но уголовное производство в этом случае не может быть возбуждено ввиду отсутствия заявления пострадавшего. Рапорт подается и на основании сообщения по телефону.

Причем неважно, куда позвонил гражданин с сообщением о преступлении, это может быть телефон 02 или телефон конкретного территориального органа.

Сообщение о преступлении по инициативе правоохранителей

Также как устные сообщения граждан, рапортом оформляются и результаты действий сотрудника полиции, которые привели к выявлению преступления. Если даже и имеется заявление от граждан о преступных действиях, при раскрытии преступления сотрудник оформляет рапорт.

Помимо прочего, рапорт содержит информацию о том, каким образом и кем выявлено или раскрыто преступление. На основании этого формируется государственная отчетность и статистика о преступлениях.

Субъективные признаки состава преступления

Далеко не всегда граждане заявляют о преступлениях. К примеру, если потерпевший мертв, сообщение об убийстве оформляется рапортом. Рапортом оформляется и информация о так называемых латентных преступлениях — это может быть преступление, совершенное в отношении государства.

В этом случае никаких заявлений от граждан, скорее всего не поступит, единственным основанием для проверки будет являться рапорт.

Если правоохранитель обнаружил сообщение о преступлении в каких-либо публикациях, он также обязан доложить об этом в форме рапорта. Таким образом, полицейский обязан докладывать рапортом о любых фактах противоправных деяниях, которые ему стали известны из любых источников.

Рапорт, составляемый по результатам оперативных мероприятий

Правоохранитель в ходе своей деятельности может получить информацию о еще не совершенном преступлении, например о предстоящей краже. В этом случае можно подать рапорт и в ходе проверки предотвратить преступное деяние.

Однако результатом проверочных действий будет отказ в уголовном преследовании. Целесообразнее разоблачить преступников во время или после совершения ими преступных действий, что повлечет неминуемое привлечение к ответственности.

В этом случае информация регистрируется не в КУСП, а в соответствующих документах оперативных служб. В целях предотвращения утечки информации эти документы являются секретными.

Уже после задержания преступников оформляется и регистрируется рапорт о выявленном преступном действии, в данном случае о краже. Образец рапорта об обнаружении признаков преступления о краже выглядит также как образец рапорта о любом преступлении.

Проверка по рапорту длится в течение 10 дней. При особых условиях ее можно продлить до месяца, но не более того. В отдельных случаях для изобличения каких-либо преступлений могут потребоваться многие месяцы.

В целях накопления информации и сбора доказательств сотрудники оперативных служб проводят длительные оперативные разработки, результаты которых накапливаются в делах оперативного учета.

Начало публичных проверочных действий и последующее возбуждение уголовного преследования – это реализация оперативных мероприятий. То есть, после сбора достаточных улик, или задержания с поличным, оформляется рапорт о выявленном преступном деянии и проводится проверка.

Преступление, выявленное в ходе расследования

Рапорты о выявлении преступлений подают следователи и дознаватели, которые в ходе расследования конкретных преступлений обнаруживают противоправные деяния, не относящиеся к существу расследования.

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления дознавателем или следователем выглядит так:

Начальнику УМВД России

по городу Н-ску

полковнику полиции Иванову А. А.

Рапорт

Докладываю Вам, что у меня в производстве имеется уголовное дело №, возбужденное 03.01.2017 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК. В ходе расследования установлено, что после совершения кражи Сидоров Р.П., 02.01.2017 г. находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 причинил телесные повреждения Сергееву Н.Н.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку.

Дознаватель УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

18.01.2017 г.

В дальнейшем по данному рапорту проводится такая же проверка, по результатам которой возбуждается новое уголовное производство, либо принимается решение об отказе.

Любое решение, вынесенное по рапорту, оформляется специальным постановлением, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме с разъяснением права обжалования.

Таким образом, все вышеизложенное – это, в сущности, алгоритм действий правоохранительных органов при получении сообщения о преступлении.

На видео можно посмотреть о признаках преступлений:

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.

Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.

Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.

Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:

  1. В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
  2. Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
  3. Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
  4. Название документа по центру страницы.
  5. Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
  6. Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.

Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.

По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.

Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

3. В рапорте об обнаружении признаков преступления «иным источником» может быть и непосредственное обнаружение признаков преступления. Признаки преступления могут быть обнаружены в ходе выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника (см. ком. к ст. ст. 91 — 92). Особым значением обладает рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения дела. Материалы оперативных проверок — результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, сами одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления. (Об использовании в доказывании результатов ОРД см. ком. к ст. 89.) Между оперативно-розыскным законодательством и ком. статьей УПК существует коллизия, которая вызывает проблемы в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Данная норма не является основанием для нарушения УПК. Поступившие в оперативные органы сведения о признаках преступления всегда могут повлечь оперативно-розыскную проверку (проведение ОРМ). Однако в тех случаях, когда эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они как поводы к возбуждению дела должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *