Расчет ОДН в многоквартирном доме

ОДН по электроэнергии – формула расчета

Владельцы жилья в многоквартирном доме (МКД) должны понимать, что такое ОДН, и что входит в эту статью расхода за электричество. Недавним изменением в законодательстве (Постановление Правительства РФ от 01.01. 2019 г.) был произведён перерасчёт ОДН всеми управляющими компаниями многоэтажных жилых домов.

Что такое ОДН

Что означает ОДН по электроэнергии

Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты.

Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир.

Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами.

С 2019 года были введены новые нормативы ОДН по электроэнергии. Они были определены расчётным путём, наиболее приближённым к реальному потреблению электроэнергии на общедомовые нужды.

Статьи нового ФЗ (Федерального закона) выводят из оборота мошеннические схемы, с помощью которых производилось необоснованное повышение затрат на ОДН по электроэнергии, в отличие от реальных. Производились изъятия денежных средств из сумм платежей жильцов не только в городе, но и в крупных населённых пунктах на всей территории РФ. Нововведения заставили управляющие администрации считаться со строгими правилами учёта, контроля и экономии электричества.

Что входит в ОДН

В структуру ОДН входят все расходы электроэнергии, кроме квартирного потребления:

  • электроосвещение лестниц, площадок, подъездных тамбуров и общих коридоров;
  • свет в подвалах и на чердаках;
  • электроснабжение лифтовых хозяйств;
  • подключение и эксплуатация видеокамер и домофонов;
  • обслуживание противопожарной сигнализации, насосов и иного электрооборудования коммунального пользования;
  • потери в сетях внутридомового хозяйства.

Потери в сетях

Потерями электроэнергии в сетях считают разницу между входящим объёмом электрического тока и его учтённым потреблением внутри дома. Потери ложатся дополнительной оплатой на ОДН по электроэнергии. Причины, вызывающие внутридомовую утечку тока:

  1. Неправильный подбор сечения проводов вызывает тепловые потери электроэнергии в жилах электропроводки.
  2. Некачественно собранные контактные группы рубильников, ламповых патронов, выключателей, розеток и пр.
  3. Эксплуатация старой электротехники.

Снизить потери в сетях можно только заменой старой электропроводки на новые провода, сечение которых соответствуют нагрузке, а также сменой изношенного электрооборудования на более современные приборы.

Снятие показаний с электросчётчика

Оплата ОДН

Помимо внесения платежей за потреблённое электричество согласно показаниям индивидуальных электросчётчиков, жильцы МКД несут расходы на ОДНЭ. В квитанционных книжках на коммунальные услуги для владельцев жилья внесена специальная строка ОДН.

Плата за потреблённую электроэнергию по ОДН для одной квартиры в многоэтажном доме определяется по формуле:

Pi=Viодн NS,

где:

  • Viодн – доля ОДНЭ, приходящаяся на квартиру.
  • N – норматив (кВтч/1м2), утверждённый органами местной администрации;
  • S – общая площадь квартиры.

За последние несколько лет собственники жилья некоторых МКД стали замечать необоснованный рост величины платежей на ОДН по электричеству. Это вызвано тем, что между непосредственным потребителем и поставщиком электрического тока находится посредник – управляющая компания (УК) МКД.

Нормативы на ОДН по электроэнергии в регионах РФ

Размер норматива зависит от качества электротехнического оборудования дома, его этажности. Нормативы в каждом регионе России устанавливают местные органы власти. Они представляют единичную величину на 1 м2 площади, относящуюся к помещениям коммунального назначения и придомовой территории.

Новыми правилами расчёта ОДНЭ практически исключается самовольное повышение размера оплаты по этой статье расходов. Ранее УК сама производила платежи энергоснабжающей компании, теперь расходы на ОДНЭ несут владельцы квартир по специальной строке в квитанции. Расчёт этой статьи расходов основан на нормативе, принятом региональной государственной администрацией.

Единого норматива на ОДНЭ для МКД по стране не существует. В разных территориальных образованиях РФ показатели сильно различаются. Чтобы посчитать ОДН, нужно учитывать ряд факторов:

  • количество этажей МКД;
  • наличие или отсутствие лифта, домового электрокотла, насосов, освещения придомовой территории и пр.;
  • установлен или нет ОДПУ (общедомовые приборы учёта);
  • местный тариф на ОДНЭ.

Исходя из этих данных, формируется норматив, на основании которого производятся начисления ОДНЭ в квитанции. С начала 2019 года за ОДН по электроэнергии платят по региональным нормативам. Теперь, если расход электричества меньше норматива, то плату вносят по факту потребления. Ниже приведена таблица нормативов в некоторых областях и республиках России, установленных местными органами власти с 01.01. 2019 г.

Таблица нормативов на ОДНЭ

Как рассчитывают ОДНЭ в МКД по счётчику

Владельцев жилья в МКД зачастую интересует, как рассчитать ОДН самостоятельно. Расчёт производится просто. За основу берут общую площадь МКД, включая помещения коммунального пользования и квартиры. В расчёт вводят установленный тариф конкретного региона. В расчёт принимают показания ОДПУ и индивидуальных электросчётчиков.

Если в МКД общедомовой счётчик отсутствует, то подсчёт производится по другому варианту. Ниже приведены примеры расчётов ОДН по электроэнергии.

Пример расчёта ОДН

Примеры расчёта ОДН многоэтажного дома

Существуют две формулы подсчёта, как платить за ОДН по электроэнергии. Одна из них – это вариант, как рассчитывается ОДН без общедомового счётчика электроэнергии.

Без счётчика

Рассчитывают объём потраченной энергии на ОДН без счётчика по формуле:

Viодн = N одн х Sои (Si/Sоб),

где:

  • N одн – норма потребления, установленная местной властью;
  • Sои – коммунальная площадь;
  • Si – площадь квартиры;
  • Sоб – вся площадь дома.

УК, рассчитавшая объём энергии, перемножает его на тариф.

Со счётчиком

Вторая формула расчёта ОДН по электроэнергии основана на показаниях общедомового прибора учёта расхода электроэнергии:

Vi = (V д – V неж – V жил б – V жил – V кр),

где:

  • V д – показания общедомового счётчика;
  • V неж – расход электричества в коммунальных помещениях;
  • V жил б – расход в квартирах без электросчётчика:
  • V жил – то же со счётчиком;
  • V кр – расход электричества на дополнительные услуги.

Важно! Нужно ли устанавливать общедомовой прибор учёта электроэнергии, покажет сравнительный анализ затрат на ОДН по электроэнергии при его наличии или отсутствии. Результат всегда будет в пользу установки общедомового прибора учёта.

Передавать показания надо вовремя

Если объём ОДН отрицательный

Отрицательная величина ОДН за электроэнергию складывается в том случае, если общедомовой счётчик зафиксирует потреблённый объём электричества меньше суммированных показаний квартирных приборов учёта. Это происходит по причине отсутствия электросчётчиков у нескольких владельцев жилья, которые оплачивают ОДНЭ по нормативу.

Отрицательный баланс электропоставляющая компания гасит перерасчётом, отталкиваясь от количества жильцов или общей площади каждой квартиры. Эта система расчёта ОДН по электроэнергии утверждена статьёй № 354 Постановления Правительства.

Пример расчёта отрицательного баланса

За месяц разница между данными ОДПУ и всех электросчётчиков МКД составила 150 кВт/час. Количество жильцов составляет 200 человек. Разницу распределяют на 1 человека: 150/200 = 0,75 кВт/ч. Полученный результат умножают на количество жильцов каждой квартиры. Если в ней проживают 3 человека, а потребление электричества на текущий момент составило 150 кВт/ч, то в зачёт пойдёт 150: (0,75 х 3) = 147,75 кВт/ч.

Как поступать, если нет счётчика

В отсутствие общего прибора учёта электроэнергии в МКД, подсчёт ОДН производится согласно утверждённым новым нормативам. Формула расчёта выглядит так:

Vодн = Nодн хSои х (Sкв /Sоб),

где:

  • Vодн – потребление электричества в квартире;
  • Nодн – норматив на 1 м2 площади МКД;
  • Sои – общедомовая площадь;
  • Sкв – площадь квартиры;
  • Sоб – сумма площадей всех квартир.

Определив долю ОДН каждого владельца жилья, управляющая администрация добавляет её к данным электросчётчика, если он есть. Когда нет прибора, долю прибавляют к нормативу, что отражается в отдельной строке ОДН квитанции.

Что выгоднее: со счётчиком или без него

Практика показывает, что значительную экономию затрат на электроэнергию приносит установка электросчётчиков. В расчётах без счётчика заложен большой запас сверхнормативного потребления электричества.

Если в квартире нет счётчика, то хозяину жилья МКД нужно обратиться в энергоснабжающую компанию, о чём заключают соответствующий договор. Собственник квартиры может сам приобрести электросчётчик или воспользоваться услугами поставщика электроэнергии.

Приобретённая модель прибора учёта должна быть сертифицирована заводом-изготовителем, что подтверждается сопроводительной документацией – паспортом на изделие. После обращения в управляющую компанию с заявлением об установке прибора учёта расхода электрического тока принимается решение о вызове электрика.

Перед установкой гасится задолженность по оплате за электричество. Новый счётчик имеет нулевые показания. Если какие-то данные есть на табло, то это отмечается в специальном документе.

Кто может менять счётчик на лестничной площадке с 2019 года

Во МКД квартирные электросчётчики помещены в щитовые шкафы на лестничных площадках. Со временем приборы учёта расхода электроэнергии могут ломаться. Замену такого счётчика производит электромонтёр управляющей администрации. Специалист обладает правами проверять, устанавливать и ремонтировать контролирующее электрооборудование.

Хозяин жилья, заметив поломку счётчика или повреждённую пломбу, обязан в срочном порядке сообщить об этом управляющей компании. Мастер этой организации демонтирует старый прибор, установит новый электросчётчик и опломбирует его.

Электромонтёр должен быть аттестован, иметь допуск на проведение ремонтных работ электрического оборудования МКД. Об этом свидетельствует наличие у электрика соответствующего удостоверения.

Обратите внимание! Если счётчик считается прибором индивидуального пользования, то все расходы по восстановлению электроснабжения квартиры несёт её владелец. Если жильё числится муниципальной собственностью, то замена электросчётчика производится за счёт муниципалитета.

Как уменьшить величину ОДН по электроэнергии

Львиную долю затрат на ОДН по электроэнергии составляют траты электроэнергии на освещение в подъездах и придомовой территории. Затем следуют в порядке убывания энергозатраты эксплуатации насосов горячего водоснабжения и отопления, функционирование лифтового хозяйства. Незначительную долю расходов электрического тока занимает подключение электротехники во время ремонта в нежилых помещениях МКД.

Понятно желание собственников жилья в многоквартирном доме уменьшить затраты на ОДН по электроэнергии. Вот несколько советов, как их уменьшить:

  1. Жильцам нужно проявлять активность в недопущении включённого освещения придомовой территории в светлое время суток.
  2. Выключать свет на лестничных площадках, когда в этом нет необходимости.
  3. Чтобы постоянно не контролировать включение осветительных приборов в отсутствии людей, надо установить датчики движения.
  4. Активу жильцов нужно знать о несанкционированном подключении к электросети арендаторами нежилых помещений в МКД. Если таковые факты подтверждаются, то нужно обязать арендаторов нести расходы на ОДН по электроэнергии.
  5. Собственникам квартир не надо затягивать с подачей отчётности по показаниям электросчётчиков. В случае затяжки сроков оплаты управляющая администрация может перевести хозяев таких квартир на нормативные расчёты.

Как уменьшить расходы на ОДНЭ

Дополнительная информация. Установка датчиков движения в нежилых помещениях МКД Германии приняла массовый характер ещё в 90-х годах прошлого века. Это дало существенный эффект экономии затрат по электричеству для владельцев квартир. На сегодняшний день такой способ экономии ОДНЭ в России приобретает большую популярность.

Заявление на перерасчёт ОДН

С 01.01. 2019 г. вступили в силу новые правила расчёта на ОДН за электроэнергию. Некоторые недобросовестные управляющие компании присылают собственникам МКД платёжные квитанции, где плата начислена по старым нормативам.

Чтобы вернуть незаконно востребованную плату или компенсировать эту сумму в последующих платежах, нужно обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчёте ОДН согласно новым нормативам и тарифам.

Заявление составляется активом собственников жилья многоквартирного дома. В нём указываются суммы платежей по ОДН за те месяцы, когда начисления не производились согласно действующим нормативам. Наряду с этим, в заявлении указывается реальный расчёт затрат на ОДН по электроэнергии за данный период. Согласно действующему законодательству, администрация компании обязана сделать перерасчёт и компенсировать необоснованные суммы платежей.

Квитанция со строкой на ОДН по электроэнергии

Наведение порядка в начислениях платы за ОДН по электроэнергии во многом зависит от самих собственников жилья МКД. На собрании жильцов нужно избрать активистов, которые бы смогли осуществлять контроль показаний ОДПУ и показаний квартирных электросчётчиков. Как правило, такой способ действий отбивает охоту у управляющей компании злоупотреблять незаконными начислениями на общедомовые нужды за потреблённую электрическую энергию.

05.07.2016 | Мифы ЖКХ: Площадь чего применяется при расчете стоимости содержания?

Данной статьей АКАТО продолжает цикл публикаций, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы. Указанные мифы (или лжетеории) по мнению специалистов АКАТО являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются не только для специалистов жилищной сферы, но в первую очередь для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправильном порядке расчета стоимости услуги «содержание жилого помещения», а именно: о недопустимости применения в расчете площади квартиры.

Суть лжетеории

Статья 158 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) устанавливает:
«Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт».

Из приведенной нормы делается вывод, что при расчете платы за содержание жилья тариф, установленный в рублях с квадратного метра, должен умножаться не на площадь помещения в собственности, а на площадь доли плательщика в общем имуществе.

Логика понятна – раз речь идет о содержании общего имущества, об оплате расходов соразмерно доле в этом общем имуществе, то и умножать тариф надо на площадь этой самой доли в этом самом общем имуществе.

Расчеты стоимости содержания

Для понимания принципиального различия принятого метода расчета и метода, предлагаемого изучаемой теорией, приведем пример:

Возьмем типичный пятиэтажный многоквартирный дом. Пусть площадь помещений в собственности будет 3000 кв.метров, количество квартир примем равным 60, площадь каждой квартиры 50 кв.метров (всего 60 Х 50 = 3000). Площадь общих помещений МКД примем равной 450 метров. Тариф на содержание жилья пусть будет 15 рублей с квадратного метра.

Проведем расчет по применяемому методу и по правилам рассматриваемой теории. Для наглядности представим расчет в таблице:

Как видно из приведенного примера, расчет по методу сторонников рассматриваемой теории дает значительно более низкий результат. Это, собственно, главная причина, по которой количество сторонников такой лжетеории растет существенными темпами.

Расчет тарифа на содержание

Для понимания сути тарифа на содержание рассмотрим порядок его расчета.

Итак, сначала определяется перечень и периодичность работ и услуг по содержанию. Разумеется, этот перечень не может быть меньше «Минимального перечня», утвержденного ПП РФ от 03.04.2013 N290. Сейчас не будем подробно разбирать вопрос состава услуг, поскольку рассматриваемая лжетеория его не затрагивает.

Далее оценивается стоимость каждой работы и услуги, включенной в состав сформированного перечня, путем суммирования находится общая стоимость перечня работ. Здесь необходимо отметить, что перечень работ устанавливается на год. Именно рассчитанная сумма и будет являться общей стоимостью работ и услуг по договору управления (при управлении домом управляющей организацией), либо сметной стоимостью (при управлении домом ТСЖ).

Почему важна плата именно за год? Дело в том, что в разное время года могут производиться разные виды работ. Например, летом промываются системы отопления, заделываются швы, зимой сбиваются сосульки и т.д. Это разные виды работ, и их стоимость будет разной, то есть и расходы в разные конкретные месяцы, в разные периоды года будут разными. А тариф на содержание жилья минимум в течение одного года должен быть одинаков – часть 7 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме… устанавливается на срок не менее чем один год».

Поэтому сначала рассчитывают сумму, требующуюся за год, полученную годовую сумму (а в нее входит и обслуживание труб, и содержание общих помещений, и обслуживание земельного участка, и уборка подъездов, и посыпка противогололедными материалами, и ремонт всех видов общего имущества и т.д. и т.п.) необходимо превратить в ежемесячный платеж с каждой конкретной квартиры. Причем, таким образом, чтобы общая сумма, предъявленная к оплате собственникам в течение года, как раз и была равна рассчитанной годовой смете.

В настоящее время применяется следующий метод: годовая сумма делится на 12, в результате получается ежемесячная сумма. Полученная ежемесячная сумма делится на площадь помещений в собственности, таким образом получается тариф на содержание.

Рассматриваемая в настоящей статье лжетеория ни в коей мере не оспаривает такой порядок расчета тарифа, приверженцы теории не согласны лишь с тем, что для определения стоимости услуг по содержанию для конкретной квартиры указанный тариф умножается на площадь этой квартиры.

Вернемся к нашему примеру и покажем, откуда взялся тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Итак, совокупная стоимость услуг и работ по содержанию оценена в 540 000 рублей в год, в месяц это будет 540 000 / 12 = 45 000 рублей. Полученную ежемесячную стоимость услуг разделим на площадь помещений в собственности: 45000 / 3000 = 15. Это как раз и есть тот самый тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Напомним – указанный порядок расчета не оспаривается сторонниками теории!

Теперь посчитаем, сколько же средств имеет право получить организация, оказывающая услуги по содержанию общего имущества, исходя из применяемого на данный момент метода расчета и исходя из метода, предложенного рассматриваемой теорией:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод

1) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственнику одной квартиры:
750 рублей.

2) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД:
750 Х 60 = 45 000 рублей.

3) Стоимость содержания жилья, предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД за год:
45 000 Х 12 = 540 000 рублей.

1) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственнику одной квартиры:
112,5 рублей.

2) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД:
112,5 Х 60 = 6750 рублей.

3) Стоимость содержания жилья, предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД за год:
6750 Х 12 = 81 000 рублей.

Как видно из приведенного примера, количество средств, предъявляемых к оплате собственникам помещений дома за год, по принятому в настоящее время методу составляет 540 тысяч рублей, что соответствует рассчитанной годовой стоимости услуг, а вот результатом расчета в соответствии с теорией является сумма 81 тысяча рублей при той же самой годовой сметной стоимости услуг 540 тысяч рублей. Кто же должен оплатить недостающие 459 000 рублей? Авторы теории не дают ответов на этот вопрос. Единственное возникающее предположение – с точки зрения приверженцев теории указанные денежные средства должно само себе оплатить лицо, предоставляющее услуги по содержанию общего имущества. При этом, разумеется, ни качество, ни количество услуг снижаться не должно.

Варианты расчетов

Попробуем все же применить метод предлагаемой теории, изменив при этом порядок расчета тарифа на содержание. А именно: установленную в примере ежемесячную стоимость услуг по содержанию 45 000 рублей разделим не на площадь помещений в собственности, а на площадь помещений общего пользования. Ведь если теория предлагает умножать тариф на долю в площади помещений в общем имуществе, то и при расчете тарифа разумным представляется применять именно площадь помещений в общем имуществе. Напомним, в нашем примере общая площадь квартир составляет 3000 кв.метров, а площадь помещений общего пользования 450 кв.метров. Для расчета тарифа, который может быть применен в предлагаемом теорией методе разделим рассчитанную сумму 45000 рублей не на 3000 кв.метров, а на 450 кв.метров: 45000 / 450 = 100. То есть тариф на содержание составит 100 рублей с квадратного метра!

Теперь сравним два метода расчета, учитывая и различный подход к расчету тарифа на содержание:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод

1) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за год 540 000 рублей

2) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за месяц: 540000/12=45000 рублей

3) Общая площадь помещений в собственности:

3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

4) Площадь помещений общего пользования 450 кв.метров

5) Тариф на содержание жилья (в рублях с кв.метра в месяц):

45 000 / 3 000 = 15 руб./кв.м в мес.

6) Стоимость содержания с каждой квартиры (площадь 50 кв.м):

15 Х 50 = 750 рублей в месяц

7) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:

750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

8) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:

45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

1) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за год 540 000 рублей

2) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за месяц: 540000/12=45000 рублей

3) Общая площадь помещений в собственности:
3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

4) Площадь помещений общего пользования 450 кв.метров

5) Тариф на содержание жилья (в рублях с кв.метра в месяц):
45 000 / 450 = 100 руб./кв.м в мес.

6) Доля собственника каждой квартиры в общем имуществе:
50/3000 = 1/60;

7) Площадь доли собственника каждой квартиры в общем имуществе:
1/60 Х 450 = 7,5 кв.метра;

8) Стоимость содержания с каждой квартиры:
100 Х 7,5 = 750 рублей в месяц

9) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:
750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

10) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:
45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

Как видим, расчеты по обоим методам совпали! Но результат расчета по методу рассматриваемой теории будет верным только в том случае, если применяется тариф не 15 рублей с квадратного метра в месяц, а 100!

Однако, сторонники теории абсолютно не согласны с тем, что для расчета тарифа необходимо применять площадь помещений общего пользования – ведь цель их рассуждений состоит не в поиске истины, а в стремлении любым способом доказать, что плата за содержание жилья завышена! И доводы могут быть совершенно абсурдными, система доказательств может противоречить логике, а исходные данные для построения этой системы могут абсолютно не соответствовать ни законодательству, ни здравому смыслу.

Тем не менее, применив альтернативный метод расчета тарифа на содержание, проведя расчет по предлагаемому рассматриваемой теорией методу (кстати, расчет более сложный, чем применяемый сейчас – лжетеоретики всегда предлагают сложные расчеты для минимизации возможности в них разобраться!), вроде бы можно признать, что такой метод имеет право на существование – ведь итоговые цифры совпали. Однако, на самом деле это не так!

Несостоятельность теории

Самый главный аргумент против рассматриваемой теории заключается в необоснованности выбора в качестве количественного показателя площади доли в общем имуществе!

На первый взгляд, кажется разумным, что если речь идет об общем имуществе, то и расчет можно проводить, опираясь на площадь помещений, входящих в состав общего имущества, рассчитывая площадь доли собственников конкретных квартир. Однако, необходимо учесть ряд обстоятельств.

Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

Как видно из процитированной нормы, к общему имуществу дома относятся не только помещения общего пользования, но и земельный участок, крыши, различные конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование. То есть общее имущество не может быть измерено в каких-то универсальных единицах измерения! Площадь помещений и земельного участка можно измерить в квадратных метрах, объем труб можно измерить в кубических метрах, количество технических устройств (например, лампочек, выключателей) и таких объектов как элементы детских площадок можно измерить в штуках, длину электропроводки можно измерить в обычных метрах, количество крепежных деталей можно измерить в килограммах и т.д. и т.п.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, дополнительно устанавливают:
«2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях…».

Так почему же сторонники теории предлагают умножать тариф именно на площадь доли собственности на общие помещения? А почему, например, не на длину доли собственности на перила в подъезде? А как быть, например, с такими многоквартирными домами, в составе которых лишь две квартиры, выход из которых осуществляется прямо на улицу? В таких домах может не быть никаких помещений общего пользования, но общее имущество имеется в виде крыши, несущих конструкций, земельного участка и т.д. С квадратного метра чего рассчитывать в этом случае тариф на содержание, если исходить из рассматриваемой теории?

А вот как раз принятый в настоящее время метод определения тарифа на содержание в рублях с квадратного метра помещений в собственности абсолютно соответствует действующему законодательству.

Математическое обоснование

Часть 1 статьи 37 ЖК РФ устанавливает: «Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения».

Если вернуться к нашему примеру, то для предъявления к оплате всем собственникам помещений дома общей стоимости услуг по содержанию в размере 45 000 рублей необходимо эту сумму разделить на собственников пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.

Доля собственника конкретной квартиры площадью 50 кв.метров: 50 / 3000 = 1/60.

То есть стоимость содержания общего имущества для собственника этой конкретной квартиры составит 1/60 Х 45 000 = 750 рублей.

Поскольку доля в праве собственности на общее имущество и, соответственно, доля в общей оплате стоимости содержания этого имущества, пропорциональны площади помещения собственника, то размер платы за содержание в зависимости от площади этого помещения можно записать в виде формулы:

Pi = C • k • Si,

где:
Pi – размер платы за содержание жилья с собственника i-того помещения, руб./мес.;
C – размер платы за содержание жилья со всех собственников МКД, руб./мес.;
k – коэффициент пропорциональности (размерность необходимо определить);
Si – площадь i-того помещения, м2.

Для определения размерности коэффициента пропорциональности представим формулу в виде:

k = Pi / (C • Si)

Представим размерности величин в формуле для определения размерности k:

= (руб./мес.) / (м2 • руб./мес.) = 1 / м2

А теперь рассчитаем числовое значение k, исходя из данных взятого нами примера:

k = Pi / (C • Si) = 750 / (45 000 • 50) = 750 / 2 250 000 = 1 / 3000

Таким образом, коэффициент пропорциональности представляет собой величину, обратную общей площади помещений в собственности: k = 1 / 3000 м-2. Поскольку величина (C • k) в течение года не меняется и является одинаковой для всех собственников помещений МКД, обозначим ее T:

T = C • k

Для нашего примера:

T = C • k = 45 000 • 1/3000 = 15

Именно величина 15 рублей с квадратного метра и является тарифом на содержание жилья. То есть тарифом на содержание жилья является величина, равная частному от деления стоимости услуг по содержанию на общую площадь помещений в собственности.

Перепишем формулу расчета размера платы за содержание жилья, предъявляемой к оплате собственнику i-того помещения с применением тарифа T:

Pi = C • k • Si = T • Si,

Как видно из приведенной формулы, для расчета размера оплаты услуг по содержанию жилья для собственника i-того помещения используется именно площадь этого помещения, но никак не площадь помещений общего пользования. И тариф на содержание жилья необходимо умножать именно на площадь помещения, которым владеет этот собственник.

Юридическое обоснование

Статья 158 ЖК РФ устанавливает: «Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт».

Часть 1 статьи 37 ЖК РФ устанавливает: «Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения».

Из двух приведенных норм следует, что размер платы за содержание общего имущества, предъявляемой к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет. Следовательно, размер платы за содержание пропорционален именно площади помещения, которым владеет собственник. И коэффициентом пропорции выступает как раз тариф на содержание.

Сторонники лжетеории утверждают, что приведенный вывод вовсе не логичен, и законодательство не содержит прямого указания на то, что размер платы на содержание рассчитывается исходя из площади помещения, которым владеет собственник. Опровергает такое мнение абзац 4 пункта 2 «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных ПП РФ от 06.02.2006 N75:
«»размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения…»

Выводы

Теория о том, что расчет стоимости содержания жилья, подлежащей оплате собственниками помещений МКД, должен производиться с использованием площади помещений, входящих в состав общего имущества, ничем не подтверждается, а наоборот – опровергается приведенными в настоящей статье аргументами.

Привлекательность рассмотренной лжетеории для потребителей жилищно-коммунальных услуг заключается в том же самом постулате, который присущ большинству других мифов ЖКХ: «С потребителей требуют оплату в размере большем, чем положено». Именно этот лозунг способствует росту приверженцев опровергнутой в данной статье теории.

Развенчанный миф приводит лишь к разжиганию вражды, никаких позитивных последствий из такого введения потребителей ЖКУ в заблуждение быть не может.

По сути рассмотренных вопросов следует резюмировать, что для расчета размера платы за содержание конкретного жилого помещения необходимо установленный размер платы за содержание («тариф») умножать именно на площадь этого помещения, иные варианты расчета не основаны на законе.

Что такое ОДН или общедомовые нужды?

Как рассчитывается ОДН, если в жилом доме расположен магазин или ресторан?

Собственник нежилого помещения, которое расположено в многоквартирном доме, обязан оплачивать за ресурсы, затраченные на содержание здания и прилегающей территории. Если владелец магазина, офиса или кафе арендует помещение под свой бизнес, порядок оплаты прописывается в договоре аренды.
Размер платы за общедомовое потребление определяется, также, как и для собственников квартир — пропорционально площади помещений.

Какие факторы увеличивают расходы на общедомовые нужды?

Если в теории расходы на содержание дома не должны превышать 10% от индивидуального потребления, в большинстве случаев реальные показатели намного превышают запланированные. Специалисты выделяют множество причин таких расхождений. Мы перечислим самые распространенные.

Допустимая погрешность счетчиков и нарушение их работы

Согласно требованиям ГОСТ, в работе приборов учета воды допускается погрешность ±2%. На практике, этому требованию не соответствует больше половины всех установленных приборов — во время проверок расхождение в показателях может достигать 20% и более.

Низкий порог чувствительности учетного оборудования

Одна из важных рабочих характеристик каждого счетчика — порог чувствительности, выше которого он точно показывает расход ресурса, а ниже границы может не фиксировать расход вовсе. Например, если вы полностью открыли кран на 15 минут, прибор покажет точно, сколько воды израсходовали. Но, если кран неисправен и вода сочится тонкой струей или просто постоянно капает, эти потери счетчик не покажет. При этом, из одного неисправного крана может вытечь 5-10 литров за день, или 150-300 литров за месяц.

Существует несколько классов чувствительности водомерных устройств:

  • А — 60 л/час;
  • В — 30 л/час;
  • С — 15 л/час.

При этом, большинство собственников устанавливают оборудование класса А, потому что цена таких приборов ниже, а низкий порог чувствительности позволяет “сэкономить” на индивидуальном потреблении ресурсов, перебрасывая недостачу на общедомовые нужды.

Отсутствие индивидуальных счетчиков в некоторых квартирах

Распространенная проблема — безответственное использование ресурсов теми жильцами, в квартирах которых не установлены счетчики. Они платят по нормативам, не заинтересованы в экономии и, чаще всего, расходуют больше нормы. Наглядным примером такого поведения становится ежедневное принятие ванны, запуск стиральной машины на полный цикл для стирки одной вещи, мытье посуды под проточной водой, и другие привычки.

Чтобы стимулировать население к установке индивидуальных счетчиков, нормы потребления на человека регулярно повышают. Например, в 2015 году их увеличили на 20%, а в 2017 году — еще на 40%.

Показатели индивидуальных и домовых счетчиков фиксируются в разное время

Многие собственники квартир фиксируют показания индивидуального счетчика тогда, когда удобно: одни 20 числа, другие — 30-го. При этом сотрудники управляющей компании записывают показания общедомового прибора 24-26 числа. Разное время сбора показателей вызывает очередную неточность, которая вносит погрешность в учет ОДН. Из-за разных дат передачи показаний разница между расчетными и фактическими показателями может достигать 40%.
Кроме того, некоторые жильцы не передают показания вовремя и регулярно каждый месяц: забывают, уезжают в командировки или на отдых. В таком случае, счет формируют на основе среднегодового потребления, которое также может отличаться от фактического.

Аварии и ветхие коммуникации

Если в подвале дома прорвет водопровод, десятки кубометров воды теряются еще до того, как протечка будет устранена. Эти потери автоматически увеличат общедомовой расход и ОДН.

Кроме этого, во многих многоквартирных домах существуют мелкие протечки, на которые никто не обращает внимания. Вода из системы стоит в подвалах, постепенно просачиваясь в землю, куда уходят и средства плательщиков.

Манипуляции собственников квартир с целью мошенничества

Существует множество приспособлений и приемов для остановки учетного оборудования: переходники, отверстия и зажимы, специальные магниты. Информацию про них можно найти в интернете и, даже, без проблем, заказать себе одно из подобных приспособлений. В таком случае, израсходованные недобросовестными потребителями ресурсы, учитываются в ОДН и распределяются между всеми жильцами дома.

Помимо усовершенствования счетчиков, потребителя могут просто передавать заниженные показания с целью экономии. Перепроверить данные сложно — собственники могут не открывать дверь контролерам. Такая ситуация приводит к аналогичным последствиям — коммунальные услуги учитываются счетчиком на доме.
Манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могут составлять больше 50% от общедомового расхода воды. Особенно остро встает проблема в регионах на фоне постоянно повышающихся тарифов ЖКХ. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.

Несанкционированные подключения

Например, известны случаи несанкционированных подключений к общедомовым сетям коммерческих объектов, которые расположены рядом с многоквартирным домом. Например, автомобильных стоянок или небольших торговых точек.

Ошибки и халатность управляющих компаний

Отдельные управляющие организации решают свои финансовые проблемы за счет необоснованного завышения отдельных статей в квитанциях, в том числе, и ОДН. Такие случаи появляются при отсутствии должного контроля со стороны региональных властей и самих жителей многоквартирных домов. Для борьбы с подобными нарушениями правительство вводит информационную систему, в которой должны будут отображаться показания приборов учета и расчеты за ЖКУ произведенные на основе этих показаний.

Распространенные вопросы по теме

Можно ли не платить за ОДН?

В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ и статьей 158 Жилищного кодекса РФ собственники квартир несут ответственность за состояние общедомового имущества, а значит должны оплачивать расходы за ОДН. Задолженность за эти услуги приводит к такой же ответственности, как и несвоевременная оплата других коммунальных услуг: управляющая компания высылает предупреждения, начисляет пеню.

Нужно ли платить за ОДН, если не живешь в квартире?

В таких случаях размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, перерасчету не подлежит.

Расход энергии на рекламные щиты на доме тоже входит в ОДН?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, оборудовать отдельную точку со счетчиком. Если подключение выполнено и оформлено верно, затраты на световую рекламу не учитываются в общем балансе электропотребления.

Как снизить расходы на общие нужды многоквартирного дома

❗ Регулярно заказывайте проверку домового счетчика. Исправное оборудование гарантирует точность при учете ресурсов и начислении счетов за их потребление.

❗ Вовремя отслеживайте и устраняйте протечки. Если увидели, что в подвале текут водопроводные или канализационные трубы, незамедлительно вызывайте мастеров из управляющей компании. Так вы устраните причину расхода воды и, дополнительно, исключите преждевременный износ дома из-за влажности.

❗ Выявляйте и устраняйте несанкционированные подключения к сетям. Проблема несанкционированного подключения чаще всего наблюдается в системе энергоснабжения. При этом, к общим участкам линии могут подключаться как жильцы, как и сторонние пользователи, например, через подвальные помещения. В случае обнаружения таких подключений, вызывайте представителей управляющей компании и составляйте соответствующий акт.

❗ Проведите разъяснительную работу среди жильцов. Разместите в подъезде информационные плакаты, которые разъясняют необходимость своевременного ремонта сантехники, других систем, а также важность экономии ресурсов при нормированной оплате без коммунальных услуг без счетчиков.

❗ Проведите организационные работы среди жильцов. Можно провести собрание жильцов и выбрать ответственных за сбор и подачу данных индивидуальных счетчиков в определенный период. Такие меры позволяют сэкономить 15 % средств.

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета

Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Существуют ли повышающие коэффициенты

Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования. Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты. В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Изменится порядок внесения платы за общедомовые нужды. Если до первого декабря текущего года плата за коммунальные услуги, в том числе за общедомовые нужды, могла вноситься непосредственно ресурсоснабжающим организациям, то с 1 января 2017 года плата вносится организациям, осуществляющим управление домом (УК, ТСЖ, ЖК).

Далее по материалам сайта gkhkontrol.ru:

Напомним, что решение о переносе ОДН из коммунальных услуг в жилищные услуги было принято Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ, и срок перехода устанавливался 1 апреля 2016 года. Дата 1 января 2017 была определена 30 марта 2016 года, когда был принят Федеральный закон №73-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Хотя новый закон всего лишь перенес срок с 1 апреля 2016 на 1 января 2017 года, в последнее время в СМИ появляются сообщения о том, что в платежных документах больше не будет строчки «общедомовые нужды», и что новый закон отменил ОДН. «Это не так, – говорит Александр Евсеев, председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». – Новый федеральный закон не отменил общедомовые нужды, а всего лишь перенес их включение в состав услуг по содержанию жилья на более позднюю дату. Соответственно, с 2017 года строку ОДН можно будет увидеть в платежных документах, приходящих жителям от управляющей компании, которая занимается содержанием жилья».

До 1 ноября 2016 регионы должны установить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. По ним будет рассчитываться размер платы за содержание жилого помещения. После введения нормативов каждый потребитель сможет легко проверить, правильно ли ему начислили плату за общедомовые нужды.

Управляющим организациям дано время, чтобы подготовиться к изменению порядка оплаты, в частности, провести проверки и исключить возможность нецелевого расходования ресурсов в домах. Они будут заинтересованы в этом, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, будут оплачивать именно управляющие организации.

Минстрой России отмечает, что нововведения не приведут к росту платежа, потому что расходы на ОДН и сейчас включены в платеж, но не в плату за содержание жилого помещения, а как коммунальные услуги.

«Мы намерены сделать процедуру начисления платежей максимально понятной и прозрачной, чтобы каждый человек, получающий квитанцию за ЖКУ, четко понимал, за что он платит и почему именно эту сумму, – сказал замглавы Минстроя России, Главный государственный жилищный инспектор, Андрей Чибис. – Безусловно, лучший инструмент для этого – использование приборов учета, и мы продолжим стимулировать их установку, как на отдельные квартиры, так и на дома в целом».

Что должны сделать компании?

На вопросы жилищных активистов, что им следует предпринять сейчас, чтобы приготовиться к тому моменту, когда строка «ОДН» перейдет в содержание жилья, отвечает Александр Евсеев.

— Объединение советов домов Удмуртии еще 3 года назад разработало предложения и механизмы по нормализации ОДН. Во-первых, это учет реестров показаний, которые ежемесячно снимают председатели советов домов. Только единовременное снятие показаний позволяет проводить нормальный учет потребления ресурса. Во-вторых, это работа по выявлению несанкционированных подключений в общедомовые системы. Это сфера ответственности управляющих организаций и ТСЖ, отвечающих за надлежащее содержание общего имущества. При выявлении подобного рода случаев управляющим компаниям и ТСЖ необходимо произвести доначисление размера платы по расчетному методу, а если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация – передать сведения о несанкционированном подключении в адрес РСО. В-третьих, исполнителям коммунальной услуги необходимо заниматься выявлением неучтенного потребления и вмешательством в работу индивидуальных приборов учета, выявлять факты проживания граждан без прибора учета и без регистрации, составлять акты фактического проживания и направлять их в органы миграционного контроля и полицию. Исполнитель коммунальной услуги не реже чем 1 раз в 6 месяцев обязан осуществлять контрольное снятие показаний индивидуальных приборов учета, проводить проверку работоспособности приборов учета, а потребитель для этого обязан предоставить доступ в квартиру.

Кроме того, Объединение советов домов УР неоднократно выступало с предложениями по упрощению процедуры составления акта фактического проживания, увеличения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Что делать собственникам?

Понятие «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» было введено постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Как пояснил Тимур Ахметвалеев, руководитель лекторской группы Федерального проекта «Школа грамотного потребителя», расходы на общедомовые нужды – это разница показаний между общедомовым прибором учета и индивидуальным потреблением всех жильцов в доме. Индивидуальное потребление в доме складывается следующим образом: показания индивидуальных приборов учета плюс среднемесячное потребление в квартирах, где показания приборов учета не подали, плюс норматив в квартирах, где приборов нет.

Чтобы решить проблему высокого ОДН, нужно уравнять расходы на ОДН с расходами коммунальных ресурсов на места общего пользования – МОП (лифты, внутридомовые сети, мытье подъездов и лестниц и т.д.).

Для этого необходимо:

— оснастить все квартиры дома индивидуальными приборами учета того же класса точности, что и общедомовой прибор учета.

— убедить жителей передавать показания в тот день, когда снимаются показания общедомового прибора учета, или уполномочить совет дома делать обход квартир для сбора показаний индивидуальных счетчиков.

— разъяснить жильцам, что бытовые приборы не должны круглосуточно работать в ждущем режиме.

— провести энергосберегающие мероприятия (в подъездах установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения);

— исключить воровство через скрытые подключения.

Если хоть одно из этих условий не выполняется, ОДН будет отличаться от МОП, и чем больше таких невыполненных условий, тем выше будет ОДН.

Что делается сейчас?

Марат Исмагилов, Главный госжилинспектор УР, сообщил, что в оставшееся до 1 января 2017 года время нужно провести ряд подготовительных мероприятий. В основном, необходимо скорректировать отношения потребителей с исполнителями коммунальных услуг, в большинстве случаев это ресурсоснабжающие организации.

«В частности, нужно решить проблему полноценного и своевременного учета коммунальных ресурсов, чтобы исключить перерасход при расчете ресурсов для ОДН, появляющийся во многих домах, – сказал он. Это можно будет сделать только после того, как во всех квартирах установят приборы учета, и все жители будут платить по их показаниям, а не по нормативам.

По мнению Марата Исмагилова, нормативы на воду, утвержденные в Удмуртии, можно назвать «средневзвешенными» для нашего региона, и сейчас они не могут «заставить» граждан перейти на оплату по показаниям счетчиков, но в среднесрочной перспективе нормативы сильно вырастут, и платить по ним будет невыгодно. Мотивирующим фактором станут повышающие коэффициенты к нормативам – особенно для тех жителей, которые не оплачивают услуги вовремя. В настоящее время действует коэффициент 40%, с 1 июля 2016 года повышающие коэффициенты составят 60% к нормативу.

Хотя РСО уже могут применять повышающие коэффициенты, однако, сейчас они этого не делают. Этот вопрос находится на контроле Госжилинспекции УР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *