Разворот на одностороннем движении

Добрый день, уважаемый читатель.

В третьей статье серии «Одностороннее движение» речь пойдет о правилах дорожного движения, связанных с дорогами, на которых движение разрешается только в одном направлении.

Напомню, что в предшествующих статьях серии были рассмотрены признаки дорог с односторонним движением и особенности дорог со встречной полосой для маршрутных транспортных средств. Рекомендую с ними ознакомиться.

Ну а сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Въезд на дорогу с односторонним движением:
    • при движении прямо;
    • при повороте направо;
    • при повороте налево;
    • при повороте на дорогу со встречной выделенной полосой.
  • Остановка и стоянка на одностороннем движении:
    • парковка на правой стороне дороги;
    • стоянка на левой стороне дороги;
  • Выезд с одностороннего движения:
    • при движении прямо;
    • при повороте направо;
    • при повороте налево.
  • Разворот на дороге с односторонним движением.
  • Движение задним ходом.

Въезд на дорогу с односторонним движением

Возможны несколько ситуаций, в которых осуществляется выезд на дорогу с односторонним движением. Рассмотрим их подробнее.

При движении прямо

В данном случае водитель едет по обычной двухсторонней дороге, и она становится дорогой с односторонним движением (синий автомобиль на картинке).

Эта ситуация самая простая. Можно продолжить движение по той же полосе, что и раньше.

При повороте направо

Белый автомобиль поворачивает направо и выезжает на дорогу с односторонним движением.

В этом случае, как в случае любого поворота направо на перекрестке, нужно занять крайнюю правую полосу перед поворотом и оказаться на крайней правой полосе одностороннего движения после поворота. Пункт 8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Поскольку белый автомобиль выезжает на одностороннее движение, то оказаться на встречной полосе он не можем ни при каких условиях. Поэтому, в принципе, возможен поворот даже в самую левую полосу, если остальные полосы заняты.

При повороте налево

Оранжевая машина поворачивает налево и попадает на дорогу с односторонним движением.

В данном случае правила также похожи на проезд обычных перекрестков. Перед поворотом необходимо заблаговременно занять левую полосу, а если есть трамвайные пути на одном уровне с проезжей частью, то поворачивать налево нужно именно с них. При наличии трамвайных путей поворот из левой полосы является нарушением:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

На самой дороге с односторонним движением после поворота налево можно занять любую полосу.

При повороте на дорогу со встречной выделенной полосой

Автомобиль поворачивает на дорогу с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств, по которой транспорт движется во встречном направлении.

В этом случае нужно руководствоваться вышеприведенными пунктами 2 и 3 за исключением того, что после поворота машина не должна попасть на встречную полосу для маршрутных транспортных средств.

Остановка и стоянка на одностороннем движении

Парковка на правой стороне дороги

Остановка и стоянка на правой стороне дорог с односторонним движением осуществляется точно также, как и на дорогах с двухсторонним движением. Т.е. если нет условий, запрещающих остановку (знаки, остановки, пешеходные переходы и т.п.), то можно остановиться на правой стороне и это не будет нарушением.

Стоянка на левой стороне дороги

Остановка и стоянка на левой стороне односторонней дороги имеет некоторые особенности. Парковка на левой стороне разрешена только в населенных пунктах.

Грузовые автомобили, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на левой стороне стоять не могут, а могут лишь останавливаться, причем только для загрузки или разгрузки. Остальные автомобили могут останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением без риска получить штраф.

12.1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Если дорога имеет встречную полосу для маршрутных транспортных средств, то парковка на левой стороне дороги запрещается всем автомобилям.

Выезд с одностороннего движения

Красные и белый автомобили выезжают с односторонней дороги в прямом направлении и попадают на двухстороннюю дорогу.

В такой ситуации проблем возникнуть не должно. Единственное, на что нужно обратить внимание, — нельзя оказаться на полосе встречного движения дороги с двухсторонним движением. Именно для этого белый автомобиль перестраивается направо.

Оранжевая машина выезжает с односторонней дороги направо.

В этом случае также не должно быть никаких проблем. Перед поворотом водитель занял крайнее правое положение на проезжей части, а после поворота он должен оказаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Синий автомобиль выезжает с дороги с односторонним движением налево.

В похожих ситуациях водители часто нарушают правила. Связано это с тем, что поворот на обычных перекрестках осуществляется примерно с середины проезжей части. Поэтому многие водители при выезде с одностороннего движения поступают точно также и поворачивают от середины проезжей части. Хотя, согласно правилам дорожного движения, поворачивать следует из крайнего левого положения, т.е. от левого края проезжей части.

Разворот на дороге с односторонним движением

Нетрудно догадаться, что разворот на дороге с односторонним движением запрещен, т.к. ездить по одностороннему движению во встречном направлении не допускается. Кроме того выполнение разворота на одностороннем движении достаточно опасно и может привести к серьезному ДТП.

Движение задним ходом

Сама по себе езда задним ходом на одностороннем движении не запрещена. То есть в случае необходимости можно выполнить параллельную парковку или вернуться назад к нужному въезду во двор.

Тем не менее нужно следить за тем, чтобы автомобиль не попал на участок дороги, где движении задним ходом запрещено:

Ну а в следующей статье серии рассмотрены штрафы на дорогах с односторонним движением.

Удачи на дорогах!

Многие начинающие водители, отправляясь в самостоятельное «плавание», серьезной проблемой для себя считают разворот на перекрестке с односторонним движением. Тем более если этот перекресток совсем незнаком и на нем еще ни разу не приходилось разворачиваться. Да и опыта пока маловато. Действительно, разворот на перекрестке с односторонним движением имеет множество нюансов, в которых и попытаемся разобраться.

Действия водителя перед началом выполнения разворота

Согласно ПДД (от 23 октября 1993 года, отредактированного 26 октября 2017 года), при выполнении такого маневра, как разворот (или поворот) на перекрестке, водитель обязан:

  • Перестроиться на проезжей части в крайний левый ряд, который в полной мере соответствует выбранному направлению.

Исключение! Таковым не является поворот при въезде на перекресток с движением по кругу.

  • Поставить в известность всех участников дорожного движения (УДД) о своем намерении путем подачи сигналов. Для этого используйте поворотники соответствующего направления (а можно и рукой). Причем имейте в виду, что включение сигнала ни в коей мере не наделяет водителя какими-либо преимуществами и не освобождает его от принятия всевозможных мер предосторожности.

Важно! Начинайте подачу сигнала заблаговременно (до начала выполнения маневрирования) и прекращайте его сразу же, как только маневр совершен. Помните! Сигнал должен быть подан так четко, чтобы он не мог никого ввести в заблуждение по поводу ваших намерений.

  • Убедиться, что маневр не служит помехой для других УДД и не создает опасную ситуацию.

Если вы будете строго следовать этим и другим правилам разворота на перекрестке с односторонним движением, то это убережет вас и, возможно, кого-то еще.

Подача сигнала рукой

Чаще всего такими сигналами пользуются мотоциклисты, но и автолюбителям никто не возбраняет (конечно, если у них есть такая возможность). Подавать можно обеими руками (естественно, не одновременно, а поочередно). Если вы желаете совершить левый поворот, то вытягиваете левую руку в сторону или правую, согнутую под прямым углом в локтевом суставе. Если возникла необходимость сделать правый разворот, то все наоборот: либо правую руку вытягиваете в сторону, либо левую, согнутую под прямым углом в локтевом суставе.

Важно! Подачу сигнала начинайте заблаговременно и завершайте его прямо перед моментом начала выполнения маневра.

Способы разворота на перекрестке

Осуществлять (согласно ПДД) разворот на перекрестке с односторонним движением можно при условии, что нет никаких знаков, запрещающих этот маневр. Причем траекторию поворота определяет только водитель, руководствуясь исключительно безопасностью. Существует всего два способа:

  • По малому радиусу. Выполняют в том случае, если ширина проезжей части не отличается большими размерами. Совершать его надо на перекрестке сразу после пешеходного перехода (при условии, что он есть в наличии).

Важно! Совершать маневр можно только после того, как пропущен встречный транспортный поток.

  • По большому радиусу. Выполняют при наличии довольно широкой дороги, то есть когда водителю «есть где разгуляться». Такой маневр чаще всего выполняют в том случае, если поворот невозможен по малому радиусу (в результате которого у вас есть все шансы оказаться на встречной полосе). То есть в силу разных причин (узкая дорога, ремонтные на ней работы) нет никакой возможности совершить поворот в конце разделительной сплошной линии. Водителю приходится проезжать немного вперед и заходить на дугу. В результате всех манипуляций получается встроить транспортное средство в ряд.

Порой эти два способа разворота называют не чем иным, как ближней траекторией и дальней. Независимо от приемов правила для обоих одинаковы:

  • начинаем движение строго из ближнего ряда;
  • ни в коем случае не допускаем пересечения разметок на дороге (например, зебры или разделительной линии) или края дорожного полотна;
  • обращаем внимание на знаки и характерные особенности перекрестка, на котором планируем произвести определенные действия.

Важно! Никто не запрещает вам осуществлять разворот по большому радиусу там, где может быть выполнен маневр по малому. Если это придаст вам больше уверенности — почему нет?

Что такое разделительная полоса и для чего она нужна

Разделительная полоса — это выделенный элемент (чаще всего приподнятый) дорожного полотна, который не может быть использован для какого-либо передвижения (ни транспортом, ни пешеходами). Иногда эта часть дороги засажена зелеными насаждениями, либо по ней организовано трамвайное движение.

Наличие подобной полосы предполагает наличие двух проезжих частей. Отсутствие же ее свидетельствует о том, что дорога представляет собой одно целое. Да, на ней могут быть разметки, но тем не менее она продолжает быть единой проезжей частью. Можно ли совершить разворот на перекрестке с односторонним движением и разделительной полосой? А почему бы и нет — что или кто вам может помешать?! Главное, чтобы до начала перекрестка эта разделительная линия прервалась. Осуществляйте маневр в соответствии с ПДД (не забывая о знаках особых предписаний: 5.71 и 5.7.2) и наслаждайтесь жизнью.

Штрафные санкции

Двигаясь по направлению к перекрестку, не забывайте, что перед ним должен быть закреплен знак (например, 5.7.1 или 5.7.2), информирующий вас о дорожном режиме на данном участке. Если водитель нарушает требование знака, то за этим следуют штрафные санкции.

На заметку! За нарушение вышеописанных знаков можно лишиться прав сроком до 6 месяцев. Если знаков нет — нет и нарушений и штрафных санкций. Какие могут быть претензии? Все честно.

Нюансы выполнения разворота

Самым главным в таком маневре, как разворот на перекрестке с односторонним движением, является необходимость выполнить его в пределах границ проезжих частей пересекающихся дорог. Рассмотрим два варианта:

  • Водитель выбирает дальнюю траекторию и при этом совсем не вписывается в границы. Что происходит? В этом случае он неминуемо пересекает сплошную линию, разграничивающую встречные потоки. Да, движения «лоб в лоб» нет. Но авто двигается перпендикулярно сплошной линии. Штрафные санкции — 1500 рублей.
  • Выбор сделан в пользу ближней траектории. Но опять такая же история — вы не вписываетесь в границы перекрестка. Штраф — 5000 рублей или возможность распрощаться с правами на непродолжительный срок — всего-то на 6 месяцев (здоровее будете: ведь прогулки пешком — это очень полезно), так как в результате маневра происходит выезд прямо на «встречку».

Помните! При повторении нарушения избежать лишения прав на 12 месяцев вряд ли удастся.

Особенности выполнения разворота в зависимости от «статуса» перекрестка

Перекресток перекрестку рознь. Они могут быть регулируемыми и нерегулируемыми:

  • Нерегулируемый Т-образный перекресток. К нюансам можно отнести то, что в этом случае категорически запрещено осуществлять движение назад, а также совершать такой маневр, как разворот, за несколько этапов. Выполняя все эти манипуляции, следует руководствоваться предписаниями знаков из ПДД. В случае их отсутствия, не грех вспомнить, что надо делать в случае помехи справа, а также кто по какой дороге следует и у кого приоритет в движении. И конечно же, не забывайте об указателях поворота.

На заметку! Если, двигаясь по второстепенной дороге по направлению к нерегулируемому перекрестку, вы замечаете, что на главной слишком интенсивное движение, то стоит отказаться от разворота и найти другой выход из положения.

  • Регулируемый перекресток. Некоторые думают, что в этом случае можно расслабиться: за вас «будет думать» светофор. Но не стоит этого делать. Лучше заблаговременно выбрать крайнее левое положение; затем, когда светофор даст зеленый свет, постараться как можно ближе продвинуться к середине перекрестка; внимательно следить за тем, что «вытворяют» ваши соседи-автолюбители слева и сзади от вас; пропустить встречный транспортный поток; убедиться, что никому не создаете помеху, и совершить разворот. Не забудьте удостовериться в том, что перед перекрестком отсутствуют какие-либо знаки, запрещающие подобные маневры.

Внимание! Будьте бдительны: знак, информирующий о том, что поворот налево запрещен, не означает, что и разворот тоже недопустим.

Разворот на перекрестке с односторонним движением слева направо

Вы двигаетесь по дороге. На пути вашего следования перекресток, перед которым закреплен знак 5.7.1, информирующий вас о том, что вы выезжаете на дорогу с ОД и что транспортные средства двигаются в направлении слева направо. Помимо этого, вам разрешают поворот направо. Далее все зависит от того, в какой полосе вы стоите:

  • Если в левой, то вы можете проследовать перекресток только прямо.
  • Если в правой, то можете совершить либо разворот (на перекрестке с односторонним движением) справа, либо пересечь его (если знак «Направление движения по полосам» позволяет это).

Разворот на перекрестке с односторонним движением справа налево

Другая ситуация. Вы двигаетесь по проезжей части с разметкой. Стремительно приближаетесь к пересечению дорог. Вы намереваетесь совершить разворот (на перекрестке с односторонним движением). На выезде закреплен знак 5.7.2. Он напоминает водителя о том, что он выезжает на дорогу с ОД и о том, что транспортный поток двигается справа налево. Помимо этого, знак еще дает некую информацию. А именно, что у вас есть полное право на поворот налево. Поэтому, чтобы разворот на перекрестке с односторонним движением слева был грамотно совершен, вам надо занять левую полосу и благополучно его завершить.

Справка! При нахождении в правой полосе вам придется проследовать перекресток прямо, так как знака, позволяющего совершать поворот направо, нет.

Разворот на перекрестке при наличии перехода для пешеходов

Условие — перекресток находится за пешеходным переходом. Ваши действия? Все очень просто: разворот запрещен исключительно на пешеходном переходе, границы которого определены разметкой. Если она отсутствует (есть только знак), то это ничего не значит. Пешеходный переход он и «в Африке переход» (даже и без границ). Вы обязаны пропустить пешеходов и совершить свой маневр просто за переходом, так как в принципе разворот на перекрестке с односторонним движением ПДД разрешает. Надо просто немного подождать и продвинуться вперед. Тогда никакой штраф вам не страшен.

Осуществление пересечения проезжих частей в двух местах

Вопрос непростой. Правильность разворота на перекрестке с односторонним движением с двумя пересечениями зависит от наличия (или отсутствия) предписывающих знаков и от того, насколько организованно обустроен проезд на каждом отдельном участке дороги.

Главное! Выполняя разворот, будьте бдительны: не окажитесь на «встречке».

Если на перекрестке присутствуют пути и по ним двигаются трамваи, помните, что сплошная линия разметки, отделяющая их от проезжей части, является не чем иным, как разделительной полосой.

Другая полезная информация

  • Запрещено заезжать на тротуар, так как этот маневр ведет к аварийной ситуации. К тому же налицо потеря управлением транспортным средством. Это не есть хорошо.
  • На перекрестках не разрешается осуществлять движение назад.

Исключение! Включать заднюю передачу можно только в случае въезда во двор дома или уширения дороги местного характера.

В заключение

Надеемся, что хоть какой-то свет пролит на сложный вопрос о том, как произвести разворот на пересечении дорог, в том числе разворот на перекрестке с односторонним движением с разделительной полосой. Как в этом случае избежать ситуации, когда вы оказываетесь на встречной полосе? Лучший способ — выбрать траекторию разворота с большим радиусом и произвести этот маневр за центром перекрестка. Тогда все должно получиться как надо.

Одним из самых грубых нарушений действующих правил дорожного движения является движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

За создание аварийной ситуации, водитель транспортного средства, который пренебрег требованиями ПДД, будет однозначно привлечен к административной ответственности и оштрафован.

Это лучший исход для нарушителя. Ведь ситуация может закончиться трагически как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения, а также пешеходов.

Штраф ГИБДД за проезд по одностороннему движению

Следуя по полосе с односторонним движением, на которой нет полосы для движения общественного транспорта во встречном направлении, водитель должен придерживаться некоторых правил.

Перед выполнением маневра с выездом с дороги с односторонним движением при повороте налево, водитель должен заблаговременно занять крайнюю левую позицию на проезжей части, включив сигнал левого поворота.

Если же на проезжей части имеется полоса для движения общественного транспорта во встречном направлении, то следует занимать крайнее левое положение, не выезжая на полосу для движения общественного транспорта.

Если данные требования не будут соблюдены, то водителю грозит административный штраф в размере 500 рублей.

Такое наказание предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: «Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Водитель транспортного средства, осуществляя разворот или въезд на участок дороги с односторонним движением с обратной стороны, может осуществить движение во встречном направлении.

За такое нарушение водитель получит административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей или же может лишиться прав на управление транспортными средствами сроком от 4 до 6 месяцев.

Такое наказание предусмотрено санкцией части 3 статьи 12.16 КоАП РФ: «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

При повторном таком нарушении в течение года, водитель будет однозначно лишен водительского удостоверения сроком на 1 год. При этом следует иметь в виду, что в случае фиксации правонарушения инспектором ГИБДД, будет применено лишение прав, а если нарушение было зафиксировано с помощью технических средств (видео- или фотосъемкой), то наказание будет только в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Об этом сказано в новой части статьи 12.15, которая была добавлена в кодекс недавно и имеет обозначение, как 3.1: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Наказанию за движение по дороге с односторонним движением подлежат и водители, которые осуществляют такой маневр задним ходом.

Вместе с тем, высшая судебная инстанция дала некоторые разъяснения относительно того, в каких случаях движение задним ходом на участке дороги с односторонним движением не считается нарушением.

Так, в 2012 г. Верховный Суд принял постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указал, что «наказание за движение задним ходом по дороге с односторонним движением не может быть наложено лишь в ситуациях, перечень которых регламентирован.

Движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезд препятствия).

Если же движение задним ходом не вызвано такими обстоятельствами, даже если на дороге нет транспортных средств, водитель, осуществляющий такой маневр, лишается водительского удостоверения согласно с частью 3 статьи 12.16 КоАП.

Кроме того, водитель будет лишен прав на управление транспортными средствами, если он выезжает задним ходом на дорогу с односторонним движением, если на данном участке установлен запрещающий знак «Движение запрещено».

Поэтому прежде чем осуществлять маневр с выездом на дорогу с односторонним движением, следует внимательном посмотреть на установленные дорожные знаки.

Отдельно следует рассмотреть ситуацию, если на участке дороги с односторонним движением присутствует полоса для движения общественного транспорта во встречном направлении.

Движение по односторонней дороге во встречном направлении: штраф или лишение?

Когда выезд на встречную полосу разрешен,

При выезде на полосу общественного транспорта, водитель будет подвергнут штрафу в пять тысяч рублей или лишен водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, о чем прямо сказано в части 4 статьи 12.15 КоАП РФ: «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

При повторном совершении такого нарушения в течение года, водитель будет лишен прав на один год, о чем сказано в части пятой указанной статьи: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Какое наказание ожидает водителя транспортного средства, если он будет двигаться по полосе движения, предназначенной для общественного транспорта, в одном с ним направлении?

Такое нарушение, зафиксированное инспектором ГИБДД, будет расценено как движение по полосе встречного движения и, соответственно, будет составлен протокол по соответствующей статье, которая предусматривает лишение прав от 4 до 6 месяцев.

Не все водители знают, что в данном случае полоса для маршрутных транспортных средств является попутной. Поэтому и наказание должно быть совсем иным, и действия нарушителя Правил дорожного движения должны быть квалифицированы по статье 12.17 КоАП РФ.

Так часть 1.1 данной статьи предусматривает: «Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-5 ст. 12.15 настоящего Кодекса, и случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Если же такое нарушение допущено в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, то наказание будет строже, о чем сказано в части 1.2 данной статьи: «Нарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге,

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей».

Водители, не зная о введенных новшествах, пытаются откупиться. При этом им приходится уплатить не полторы тысячи, которые положены по закону, а в несколько раз больше.

Правила езды по дороге с односторонним движением

Для того чтобы не быть наказанным за неправильный въезд на дорогу с односторонним движением, водитель должен знать все варианты правильного въезда на такой участок дороги:

  • если дорога с двухсторонним движением переходит на одностороннее движение. При такой ситуации, следует продолжать движение по той полосе, по которой и происходило движение;
  • если необходимо повернуть направо при выезде с перекрестка на дорогу с односторонним движением. В данном случае, необходимо осуществлять маневр, как и при обычном повороте направо, при этом предварительно заняв крайнюю правую полосу. После того, как маневр завершен и начато движение по полосе с односторонним движением, можно перестраиваться на любую полосу движения, соблюдая при этом требования Правил дорожного движения;
  • если с перекрестка для выезда на дорогу с односторонним движением необходимо повернуть налево. Действия аналогичные повороту направо, однако, в данном случае, необходимо занимать крайнюю левую полосу движения;
  • если на проезжей части проходят трамвайные пути. В таком случае, поворот и выезд на полосу одностороннего движения следует выполнять с трамвайных путей, не создавая помехи трамваю. Об этом сказано во втором абзаце пункта 8.5 главы 8 «Начало движения, маневрирования» Правил дорожного движения: «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения»;
  • Если необходимо осуществить выезд на дорогу, которая имеет выделенную полосу для движения общественного транспорта во встречном направлении. Для совершения такого маневра необходимо соблюдать требования вышеперечисленных пунктов, при этом водитель не должен выехать на полосу встречного движения, которая предназначена для движения общественного транспорта. Данное положение предусмотрено пунктом 8.6 главы 8 «Начало движения, маневрирования» Правил дорожного движения: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей, транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо, транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части»;
  • если необходимо совершить остановку или стоянку на правой стороне дороге с односторонним движением. Выполнить такой маневр возможно, если нет запрещающих знаков, оборудованных остановок для общественного транспорта, пешеходных переходов. При этом если дорожное покрытие обустроено обочиной, то транспортное средство должно быть размещено на ней, о чем и говорит пункт1 Правил дорожного движения: «Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре»;
  • если необходимо совершить остановку или стоянку на левой стороне дороги с односторонним движением. Выполнить маневр в виде стоянки или остановки при такой ситуации возможно для легкового транспорта только в населенном пункте. При этом не должно быть трамвайных путей. Для грузовых автомобилей, максимальный вес которых составляет более 3,5 тонн, на левой стороне дороги с односторонним движением возможна только остановка. Данное требование предусмотрено пунктом 12.1 Правил дорожного движения: «На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т. на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки)». В том случае, если левая полоса проезжей части дороги является полосой встречного движения для общественного транспорта, то остановка или стоянка для всех видов транспорта находится под запретом;

  • если необходимо совершить выезд с дороги с односторонним движением. Самая простая дорожная ситуация для водителя транспортного средства. Необходимо продолжать движение транспортного средства по своей полосе, в соответствии с разметкой на проезжей части. При этом необходимо внимательно следить за тем, чтобы автомобиль не оказался на полосе встречного движения;
  • если необходимо выполнить поворот направо с одностороннего движения. Для осуществления данного маневра необходимо принять крайнюю правую полосу, а при осуществлении выезда, транспортное средство также должно оказаться на крайней правой полосе;
  • если необходимо выполнить поворот налево с одностороннего движения. Этот маневр представляет сложность, так как дорога станет с двусторонним движением только после перекреста, а до перекрестка сохраняется одностороннее движение. Поэтому для того, чтобы совершить поворот налево, необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу движения. Правая полоса движения останется для тех транспортных средств, которые продолжают движение прямо, а также поворачивают направо. При этом следует помнить, что при осуществлении маневра при повороте налево, автомобиль должен оказаться на правой полосе движения;
  • если необходимо осуществить движение задним ходом для транспортного средства, которое находится на дороге с односторонним движением. Такой маневр запрещен в зонах и местах дороги, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил дорожного движения:
  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

При движении задним ходом, водитель транспортного средства должен обеспечить безопасность для других участников дорожного движения и соблюдать абзац 1 пункта 8.12 главы 8 Правил дорожного движения: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости, водитель должен прибегнуть к помощи других лиц».

Для наглядности рассмотрим такой пример: водитель выезжает автомобилем со двора, двигаясь задним ходом. Соответственно, из-за забора, стен или растительности, он не видит проезжую часть на достаточном расстоянии, а только сзади своего автомобиля.

Чтобы безопасно выехать на дорогу, ему потребуется помощь других лиц, которые подскажут ему о наличии или отсутствии транспортных средств, которым он может создать помеху. Если в такой ситуации маневр совершать самостоятельно, то это может быть расценено как нарушение Правил дорожного движения.

Также недопустим разворот на участке дороги с односторонним движением. А движение задним ходом возможно только в исключительных случаях.

Об этом сказано в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года: «…исходя из содержания пункта 8.12 ПДД, движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается, при условии, что этот маневр безопасен для участников дорожного движения и, с учетом сложившейся дорожной ситуации, вызван объективной необходимостью (например, объезда препятствия, парковки)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *