Реорганизация бюджетного учреждения

Содержание

Что такое реорганизация бюджетных организаций?

В целях оптимизации бюджетных затрат на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительными органами государственной власти принимается решение об изменении структуры и деятельности бюджетных учреждений.

Реорганизация таких некоммерческих организаций (далее – НКО) заключается в прекращении существования государственных и муниципальных учреждений с одновременным образованием новых юридических лиц, к которым в порядке правопреемства переходят права и обязанности. Этот процесс урегулирован ГК РФ, а законодательством РФ «О некоммерческих организациях».

Осуществить реорганизацию некоммерческой организации можно посредством пяти форм − присоединение, слияние и разделение, выделение и присоединение, которые предусмотрены ст. 57 ГК РФ. Присоединение применимо при сокращении численности организации и укрупнении существующих структур, вследствие чего решаются 2 основные задачи:

  • рационализация затрат и наиболее эффективное использование ресурсов;
  • в отличие от ликвидации активы начинают использоваться более эффективно, а не просто изымаются из оборота.

Отметим, что учреждение может быть преобразовано исключительно в фонд, автономную некоммерческую организацию (АНО), а также хозяйственное общество.

Какой план мероприятий по реорганизации путем присоединения бюджетного учреждения?

  1. Подготовительный этап. Формируется бухгалтерская документация, рассылаются уведомления, фиксируется изменение трудовых отношений.
  2. Передача активов, обязательств и долгов, что сопровождается составлением перечней недвижимого и движимого имущества, объектов интеллектуальной собственности, а также передаточного акта.
  3. Заключительный. В орган государственной регистрации (Министерство юстиций РФ) подаются документы для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Получить консультацию

Порядок реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения

  1. Правительство РФ или высшим исполнительным органом государственной власти принимается решение о реорганизации путем присоединения. Составляются проекты решений о присоединении федеральными органами исполнительной власти, которые координируют, а также регулируют деятельность некоммерческой организации в соответствующей отрасли.
  2. Уведомляется Минюст о реорганизации. Срок подачи уведомления по форме № Р12003 отсчитывается с момента принятия решения, но он не должен быть более 3 рабочих дней.
  3. Регистратор не позднее 3-х дней вносит в ЕГРЮЛ информацию о том, что НКО претерпевает изменения.
  4. Подготавливается договор о присоединении.
  5. О процедуре присоединения бюджетного учреждения уведомляются кредиторы, которые вправе настаивать на досрочном выполнении обязательств или переоформлении договора.
  6. В специальном печатном издании − «Вестник государственной регистрации», с периодичностью 1 раз в месяц размещаются 2 публикации с уведомлением о проводимой процедуре реорганизации путем присоединения, описанием условий и порядка заявления кредиторами своих притязаний.
  7. Проводится инвентаризация передаваемых активов и обязательств.
  8. В соответствии со статьями74-75 ТК РФ уведомляются работники учреждения лично или путем отправления заказного письма не позднее 2-х месяцев до начала реорганизации. Вносятся изменения в документы сотрудников (личные карточки, трудовые договоры и книжки).
  9. Составляется передаточный акт. В нем прописывается переход всех обязательств в ходе реорганизации относительно всех должников и кредиторов, в том числе оспариваемые сторонами обязательства.
  10. Подготавливается заявление о внесении записи о прекращении хозяйственной деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003 (необходимо 2 экземпляра для подачи в орган регистрации).
  11. Обращение в Министерство юстиций РФ в целях регистрации реорганизованного бюджетного учреждения. Процедура считается завершенной внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Как происходит объединение бюджетных учреждений путем присоединения?

В результате реорганизации присоединенное учреждение перестает функционировать, а все свои права и обязанности оно передает присоединенному юрлицу. Таким образом, присоединяемая некоммерческая организация исключается из государственного реестра юридических лиц, а сведения о бюджетном учреждении, которое осталось функционировать после реорганизации, вносятся в ЕГРЮЛ.

Форма передаточного акта при присоединении бюджетных организаций

Скачать форму передаточного акта

Образец передаточного акта при реорганизации в форме слияния бюджетных организаций

Скачать пример передаточного акта

У вас есть вопросы? Напишите нам

РЕОРГАНИЗАЦИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ

Реорганизация учреждения путем присоединения

Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ).

А + Б = А, при этом Б
прекращает свою деятельность
(исключение из реестра
ЕГРЮЛ), А продолжает свою
деятельность, сохраняя ИНН

Организация одного вида
преобразуется
в организацию другого
вида, то есть меняет
организационно-правовую
форму

Перечень основных документов, содержащих определенные требования к оформлению учетной информации в процессе реорганизации

Содержит основные понятия
и отличия разных форм
реорганизации, а также
отличие реорганизации
от ликвидации организаций

Утверждены формы документов
и порядок их составления для
передачи информации
о бюджетных данных в случае
реорганизации федеральных
учреждений

Приказ Минфина
России от 19.09.2008
N 98н «О Порядке
учета бюджетных
обязательств
получателей средств
федерального
бюджета»

Устанавливает
особенности
осуществления операций
со средствами
от приносящей доход
деятельности
при реорганизации
получателя

Устанавливает единые
требования
к составлению
и представлению
бюджетной отчетности
(бухгалтерской
отчетности бюджетных
учреждений)

Приказ Минфина
России от 13.06.1995
N 49
«Об утверждении
Методических
указаний
по инвентаризации
имущества
и финансовых
обязательств»

Устанавливает порядок
проведения
инвентаризации
и оформления ее
результатов,
распространяется
на организации всех
форм собственности

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации

Устанавливает правила
формирования
вступительной
и заключительной
бухгалтерской
отчетности
при реорганизации
в бюджетных
учреждениях

Само по себе Письмо органа
исполнительной власти
нормативно-правовым актом
не является и может иметь
только характер рекомендаций

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н).

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Реорганизация и изменение типа государственного (муниципального) учреждения

д) информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);

В случае если учредителем становится само министерство, обязанность подготовки проекта правового акта возлагается на него.

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

г) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров бюджетными и автономными учреждениями осуществляется от собственного имени.

На автономные учреждения не распространяются установленные указанным Законом требования по размещению заказов для государственных (муниципальных) нужд.

  1. Лицевые счета учреждений. Казенным и бюджетным учреждениям лицевые счета открываются в ОФК.

Перечислим основные мероприятия, которые должны будут провести государственные (муниципальные) учреждения при реорганизации и изменении правового статуса.

Реорганизация в форме присоединения к другому бюджетному учреждению

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003) утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@.

Кроме того, приняв решение о реорганизации, нужно в течение трех дней сообщить о нем в ПФР и ФСС России.

По решению учредителя бюджетное учреждение передало имеющуюся задолженность другому структурному подразделению до начала реорганизации.

– передана дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами по приобретению основных средств;

Если до момента прекращения деятельности учреждение передаст все свои активы и обязательства, передаточный баланс будет нулевым.

В ходе реорганизации одного из учреждений другому были переданы расчеты по обязательствам по передаточному акту.

Реорганизация может сопровождаться изменением количества структурных подразделений, штатного расписания.

Реорганизация учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками ( ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса РФ ).

Реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения

Такое сообщение заполняется учреждением по форме N С-09-4, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/

Сообщение о реорганизации должно быть направлено в налоговый орган в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации (п.

1 ст. 60 ГК РФ, пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). К сообщению прикладывается копия приказа о реорганизации исполнительной власти, принявшего решение о реорганизации.

Приложение 34);- акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению (ф.

ФЗ-212).
работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации.

Реквизиты учреждения, исключенного из ЕГРЮЛ, подлежат исключению из Сводного реестра в порядке, установленном в разд.

При перезаключении контрактов недопустимо изменение основных условий взаимодействия работников и работодателя (ст.

Методические рекомендации о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

о порядке документального оформления процедуры реорганизации в форме присоединения и ликвидации учреждений

— создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;

— принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

— сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;

— при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

— перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

— получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

— сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации учреждения.

Исполнение реорганизуемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица; Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

— принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;

— при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;

— перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;

— получить в органах Федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;

— сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о ликвидации учреждения.

Исполнение ликвидируемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

— в четвертую очередь погашают задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.

Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).

Исключение учреждения, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

Порядок государственной регистрации при ликвидации учреждения из единого государственного реестра юридических лиц

1. Государственная регистрация при ликвидации учреждения осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого учреждения.

3. Документы, указанные выше, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации учреждения.

Сведения о приеме на
работу, переводе
на другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой
на статью, пункт закона)

Реорганизация в форме присоединения пошаговая инструкция 2018

Для малого предприятия, вливающегося в более крупное, такая реорганизация представляет собой ускоренную процедуру ликвидации.

Чтобы снизить временные и финансовые потери, компаниям следует придерживаться разработанного плана действий и своевременной подготовки документов.

  • руководящая и присоединяемая стороны;
  • распределение расходов между предприятиями;
  • величина уставного капитала;
  • этапы процесса и пр.

Помимо протокола собрания и договора, у нотариуса также оформляется и заверяется уведомление про присоединение.

Несмотря на кажущуюся однотипность мероприятия, требования налоговых регистраторов в разных регионах могут существенно отличаться.

Налоговый орган заносит в реестр запись о ликвидации присоединяемой компании и изменениях в составе главного предприятия.

Завершение процедуры подтверждается документом, выдающимся представителю организации на протяжении пяти дней.

  • закрыть банковские счета;
  • передать документацию о состоянии хозяйственных и финансовых дел в архив;
  • уничтожить печать фирмы, составив сопутствующий акт.

Реорганизация на законных основаниях возможна только после согласия на нее всех участников (учредителей).

Как правило, необходимость последующего переоформления лицензий, разрешений и регистрации прав устанавливается еще на этапе подготовки процедуры.

Также возможно принятие судом решения о ликвидации компании (если присоединение проведено без согласия ФАС России и ограничивает конкуренцию).

Шаг второй – после определения формы следует заключить договор между всеми владельцами предприятий, об объединении которых идет речь.

    Шаг шестой – провести полную инвентаризацию имущества, записав каждый объект в реестр, предварительно дав ему инвентаризационный номер.

В таком случае реорганизация проводится согласно с установленным порядком ФЗ «О некоммерческих организациях» №-7 , состоянием от 12.01.1996 года.

О начислении отпускных в статье. Изменения 2017 года, что влияет на размер отпускных, дополнительный отпуск, формула и примеры расчета отпускных.

Реорганизация юридических лиц достаточно актуальна в наше время. Однако далеко не все знают, как она производится, и какие нюансы процедуры существуют.

Чаще всего в процессе преобразования наименование организации не меняется. Однако законодательство не запрещает этого.

Он утверждается органами управления присоединяемых организаций. Ими могут выступать участники данной сделки или акционеры.

При присоединении организаций осуществляется перевод персонала. При этом сотрудники остаются на прежней должности и выполняют аналогичные обязанности.

Реорганизация некоммерческих организаций

  • слияния
  • присоединения
  • разделении
  • выделения
  • преобразования

2. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в ф онд.

Р ешение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми ее (его) членами.

  • сведений о каждом участвующем в реорганизации,
  • формы реорганизации,
  • порядка и условий заявления кредиторами требований*.

Уведомление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации по форме №Р12001

Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

3. Договор о присоединении (в случае реорганизации в форме присоединения) в двух экземплярах

4. Передаточный акт (в случае реорганизации в форме разделения, выделения) – в двух экземплярах

Реорганизация автономного учреждения путем присоединения

Реорганизация учреждения — это изменение его правового положения, которое влечет передачу прав и обязанностей от одного юрлица к другому.

Реорганизация путем присоединения бюджетного учреждения к автономному также возможна, ведь государство в этой ситуации только выигрывает.

  • заявление о государственной регистрации каждого вновь создаваемого юрлица, возникающего за счет реорганизации, по форме Р12001 ;
  • учредительные бумаги новых создаваемых организаций (оригиналы или копии, засвидетельствованные нотариально);
  • решение о реорганизации юрлица;
  • договор о слиянии, присоединении в ситуациях, предусмотренных федеральным законодательством;
  • передаточный акт (либо разделительный баланс);
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 4000 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.

Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

Извещение о реорганизации учреждения публикуется в специализированном издании «Вестник государственной регистрации».

Реорганизация государственного учреждения

Какие положены выплаты при реорганизации гос. учреждения, если я отказываюсь от предоставленной работы в др. учреждении!

соблюдать правила пожарной безопасности, СЭС и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте Аппарата.

220 В, частотой 50 Гц, силой тока 10А. Не реже одного раза в год измерять сопротивление изоляции Аппарата;

Расчет осуществляется ________________________________ средствами, не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным.

Арендодатель и Арендатор осуществляют взаимный контроль за прохождением платежей в установленный сторонами срок.

В случае задержки оплаты за услугу Арендодателя свыше 5(пяти) дней, Арендатор выплачивает пени в размере 0,1 % от суммы просроченной задолженности в день.

О досрочном расторжении договора стороны уведомляют друг друга за 30 календарных дней до даты расторжения договора.

Факт размещения и установки Аппарата фиксируется в Акте монтажа и установки, являющимся неотъемлемой частью договора.

Все изменения и дополнения, внесенные в договор в письменной форме и подписанные уполномоченными лицами, являются неотъемлемой частью договора.

Настоящий договор составлен в двух идентичных экземплярах и имеет одинаковую правовую значимость для обеих сторон.

Можно ли устроиться на работу с видом на жительство? В СПБ. в государственное учреждение. (автобусный или троллейбусный парк)? с инн и пенсионным ?

Для размещения рекламного стенда в бюджетном государственном учреждении необходимо ли разрешение ТУ Росимущества?

Государственное учреждение колледж может ли производить что нибудь например хлеб а затем реализовать

Государственное учреждение подали в суд на должника, теперь хотим частично отозвать иск на частичную сумму иска, как правильно написать исковое в суд

Обязано ли государственное учреждение отвечать на письма от индивидуального предпринимателя и если да то в какой срок?

23 ноября 2009 года N 261-ФЗ ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

Процессы реорганизации могут затронуть не только частные фирмы — они могут осуществляться и в учреждениях, находящихся на балансе государства.

Процедура присоединения может применяться в том случае, если планируется сокращение числа бюджетных организаций или их филиалов, а также для укрупнения существующих структур.

Используемый в отношении юридических лиц механизм реорганизации на уровне бюджетных учреждений имеет свою специфику, которая подробно раскрывается в данной статье.

Базовые сведения

Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.

Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.

Ее применение обусловлено двумя главными причинами:

В результате достигается оптимизация Использования ресурсов и рационализация бюджетных затрат
В отличие от ликвидации Активы организации не просто извлекаются из оборота, но начинают использоваться более эффективным образом после передачи другому экономическому агенту на основании правопреемства (ст. 58 ГК РФ)

Одной из наиболее распространенных процедур реорганизации на уровне бюджетных учреждений выступает присоединение, которое приводит к ликвидации одних организаций и укрупнению других.

Стоит подчеркнуть, что решение о проведении реорганизационных мероприятий принимают федеральные или региональные власти, в зависимости от того, на чьем балансе состоит то или иное учреждение.

Что это такое

Реорганизация бюджетного учреждения в общем виде предполагает прекращение его деятельности, как юридического лица, после чего все его права, активы, долги, обязанности переходят к иной организации (новой или действующей).

В этом ее отличие от ликвидации, при которой бизнес исчезает безвозвратно (гл. 3 ФЗ-7).

Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.

Чаще всего в этом случае мелкие учреждения или филиалы присоединяются к крупной организации (ст. 16 ФЗ-7).

Важно помнить, что в рамках присоединения имеют место такие процессы:

Во-первых В устав присоединяющей организации вносятся соответствующие поправки
Во-вторых Передача прав, имущества, обязанностей осуществляется на основании передаточного акта

С какой целью осуществляется

Принимая решения о присоединении бюджетных организаций федеральные или местные органы власти, как правило, преследуют одну из приведенных ниже целей, в частности:

  1. Устранение излишней раздробленности внутри отраслевого учреждения (удаление лишних подразделений и филиалов.
  2. Сокращение численности аппарата управления.
  3. Формирование крупных структур с широким набором направлений деятельности.

В целом же в рамках реорганизации преследуется сокращение затрат на содержание лишних структур и оплату труда руководящим работникам, а также оптимизация работы учреждения.

Правовое регулирование

Вопросы, касающиеся реорганизации бюджетных учреждений, регулируются гражданским законодательством РФ.

Как осуществляется реорганизация юридического лица в форме разделения смотрите в статье: реорганизация в форме разделения.

Какие существуют формы реорганизации юридических лиц, .

К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.

В общем виде правовую основу осуществления присоединения бюджетных организаций формируют:

Ст. 57 ГК РФ Устанавливает возможность осуществления реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, присоединения, выделения и разделения
Ст. 120 ГК РФ Указывает на особенности реорганизации и ликвидации государственных учреждений и бюджетных организаций
Гл. 3. ФЗ-7 Которая раскрывает особенности, порядок и процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, к числу которых относятся бюджетные учреждения
ФЗ-174 Затрагивает вопросы проведения реорганизационных мероприятий в рамках автономных бюджетных учреждений
Постановление Правительства РФ № 539 Устанавливающее подробный порядок осуществления реорганизации учреждений, финансируемых из государственного бюджета

После того как реорганизация организации завершена потребуется внести новое юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Этот вопрос подробно раскрывает ФЗ-129.

Реорганизация казенного учреждения путем присоединения

Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

  • укрупнение одного подразделения;
  • ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.

Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

Пошаговая инструкция

Процесс присоединения одной или нескольких бюджетных организаций к другой можно представить в виде такой последовательности этапов:

Принятие решения

В отличие от хозяйственных обществ, где решение о реорганизации выносят учредители, создавшие данный бизнес, с бюджетными организациями ситуация несколько иная.

Здесь решение принимается непосредственно Правительством РФ (Постановление Правительства РФ №71).

Осуществляется этот строго регламентированный процесс следующим образом:

  • Федеральный или местный орган исполнительной власти, в ведении которого состоит бюджетное учреждение подготавливает решение.

Оно должно содержать (Письмо Минфина РФ Письмо № 03-01-01/08-176):

  1. Цели проведения реорганизации.
  2. Численность персонала.
  3. Размер ассигнований из бюджета на содержание рассматриваемой структуры.
  4. Сроки и дату проведения процедуры.
  5. Курирующий процесс реорганизации орган, созданный на базе учреждения (комиссия).
  6. Источник средств для проведения мероприятий.
  7. Организации, к которым будут присоединены учреждения.
  • готовое решение согласуется с Минэкономразвития РФ, Минсоцразвития РФ и Минфином РФ;
  • в случае наличия спорных вопросов, касающихся активов бюджетной организации в процедуру реорганизации вовлекается Росимущество;
  • детально проработанный документ рассматривает и утверждает в ходе своего заседания Правительство.

Рассылка уведомлений

После того как решение о реорганизации принято потребуется осуществить уведомительные мероприятия.

В круг структур, которым рассылаются письма с сообщением о реорганизации бюджетного учреждения входят:

  • орган, который проводит государственную регистрацию организации, выдал ей свидетельство и внес в ЕГРЮЛ (ст. 60 ГК РФ). Таковым, как правило, выступает налоговая служба в лице ее регионального подразделения. Отправить ей письмо потребуется в течение 3-х дней с момента утверждения решения Правительством РФ.
  • кредиторы, которые получив уведомление, имеют право запросить у присоединяемой организации досрочного погашения долга или переоформления договора. Осуществить это мероприятие необходимо в течение 5-ти дней с момента принятия решения (ст.13.1 ФЗ-129).
  • широкая общественность, для которой публикуется официальное сообщение о реорганизации бюджетного учреждения в «Вестнике госрегистрации». Сделать это необходимо в течение 2-х месяцев до начала реорганизации бюджетного учреждения (ФЗ-129).
  • внебюджетные фонды, в том числе ПФР, ФСС и ФОМС о реорганизации также, как и налоговая уведомляются в течение 3-х дней. Поскольку речь идет о присоединении, то эти организации начинают рассматривать вопрос о передаче уплаты взносов присоединяющей организации (ст. 28 ФЗ-212).
  • работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации. При этом они имеют право уволиться за этот период по собственной воле, ввиду своего нежелания работать в укрупненной организации. Тем же, кто пожелает остаться впоследствии вносятся записи о переводе в иную организацию в трудовые книжки (ст. 74-75 ТК РФ).

Составление передаточного акта

Поскольку в процессе присоединения активы, обязательства, долги передаются от одних бюджетных учреждений к другому на правах правопреемства, то это оформляется в форме передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).

Данный документ по сути представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых организаций с удостоверением акта передачи бухгалтерскими проводками (Инструкция Минфина РФ №128-н).

Процедура перерегистрации

Присоединяемые бюджетные учреждения исключаются из ЕГРЮЛ, а относительно присоединяющей организации в реестр вносится новая информация.

На ее основании выписывается новое регистрационное свидетельство (ФЗ-129). Этим и заканчивается процесс реорганизации.

Составление передаточного акта

Важным документом в процессе присоединения бюджетных учреждений является передаточный акт.

В ходе его составления соблюдаются следующие правила (ст. 58-59 ГК РФ):

  1. Берется годовая отчетность присоединяемых организаций, из которой выписываются сведения об активах, капитале, обязательствах.
  2. Составляются проводки, которые удостоверяют акт правопреемства.
  3. Формировать передаточный акт разрешается только после полного завершения расчетов с кредиторами и дебиторами.

При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения проводки строятся на базе следующей общей схемы:

Дт 08 (01, 10, 41 …) В зависимости от типа имущества и обязательств
Кт 00 (…)

Передаточный акт утверждает Правительство РФ. На его основании активы и пассивы переносятся в баланс присоединяющей бюджетной организации.

Решение кадровых вопросов

Присоединения бюджетной организации не может выступать основанием для увольнения персонала, поскольку действует принцип правопреемства (ст. 75 ТК РФ).

Однако потребуется совершения следующих мероприятий:

  1. За 2 месяца до проведения реорганизации всех работников необходимо уведомить о таком решении под роспись;
  2. В течение двухмесячного срока работник имеет право уволиться из организации по собственному желанию;
  3. С иными сотрудниками договоры перезаключаются, поскольку меняется наименование их работодателя.

При перезаключении контрактов недопустимо изменение основных условий взаимодействия работников и работодателя (ст. 77 ТК РФ).

Если путем слияния

Когда реорганизация бюджетного учреждения осуществляется путем слияния, то несколько меняются детали проведения процедуры, а именно:

Передаточный баланс формируется на уровне всех соединяемых в единую структуру организаций – в нем указывается, что активы и обязательства передаются совершенно новому юридическому лицу ст.16 ФЗ-7
По итогам слияния все старые организации ликвидируются и образуется новое, которое проходит регистрацию и заносится в ЕГРЮЛ ФЗ-129

Как заполнить форму 12003 — уведомление о начале процедуры реорганизации узнайте из статьи: реорганизация.

Пошаговую инструкцию реорганизации в форме присоединения в 2020 году узнайте из статьи: .

Все о реорганизации путем выделения нового юридического лица, .

Процедура присоединения бюджетных организаций почти полностью повторяет аналогичный процесс на уровне коммерческой фирмы.

К числу отличительных черт относится принятие решения со стороны федеральных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ.

Под контролем государственных органов происходит процесс погашения задолженностей перед кредиторами и передача имущества, которое является частью государственной или муниципальной собственности.

Предыдущая статья: Реорганизация в форме разделения Следующая статья: Лицензирование медицинской деятельности

Орлова О. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2019

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения.

Как принимается решение о реорганизации?

В соответствии со ст. 57 ГК РФ и п. 2.1 ст. 16 Закона об НКО принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:

  • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

  • форму реорганизации;

  • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;

  • основание для принятия решения о реорганизации БУ;

  • дату, на которую проводится реорганизация БУ;

  • срок проведения реорганизационных мероприятий;

  • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;

  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

  • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Уведомление о реорганизации.

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;

  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;

  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);

  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);

  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961).

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

  • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;

  • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;

  • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;

  • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *