Реорганизация совхозов и колхозов 1991

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ

(в ред. — Постановления Правительства РФ от 06.03.92 N 138)

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Совхозы и колхозы обязаны до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и их органы на местах, Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей и автономных образований сформировать до 1 февраля 1992 г. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов и колхозов, и реорганизацию этих хозяйств.

3. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложить на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

4. Районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

5. Колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты.

При этом обязательства по государственным кредитам, использованным на строительство перечисленных объектов, переходят сельским (поселковым) Советам народных депутатов.

6. Колхозы и совхозы имеют право продать или сдать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования).

7. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 февраля 1992 г. разработать инструкцию о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам.

8. Стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза.

9. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности.

Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.

10. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая;

получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;

передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;

передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;

продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

11. Невыкупленные участки земли и хозяйственные объекты продаются на аукционе жителям населенных пунктов на территории данного хозяйства, а по истечении трех месяцев — любым иным покупателям.

12. Акции и другие свидетельства собственности, переданные при разграничении собственности сельскому (поселковому) Совету народных депутатов, могут быть использованы на те же цели, что и государственные средства.

13. Предприятия, создаваемые при реорганизации колхозов и совхозов, имеют право покупать землю и имущество бывшего хозяйства у работников хозяйства, фонда государственного имущества, сельского (поселкового) Совета народных депутатов.

14. Колхозы и совхозы, не обладающие финансовыми ресурсами для погашения задолженности по оплате труда и кредитам, объявляются несостоятельными (банкротами) до 1 февраля 1992 г. и подлежат ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 года.

Инициатива о признании хозяйства несостоятельным может принадлежать собранию кредиторов (кредитору), собранию (конференции) трудового коллектива (общему собранию колхозников). Заявление подается в областную, краевую, автономной области и автономного округа администрацию. Решение о несостоятельности (банкротстве) колхоза или совхоза принимается соответствующей администрацией и публикуется в местной печати.

В несостоятельных хозяйствах комиссии по приватизации и реорганизации наделяются функциями ликвидационных комиссий. Они объявляют конкурс на привлечение хозяйствующих субъектов к участию в погашении долгов. Предприятия, взявшие на себя ответственность за погашение задолженности несостоятельного хозяйства, получают право на участие в его реорганизации с последующим получением в первоочередном порядке производственных фондов на сумму погашенной задолженности после выделения государственной и муниципальной собственности.

При отсутствии хозяйствующих субъектов, участвующих в погашении долгов, задолженность несостоятельного хозяйства покрывается за счет поступлений от распродажи имущества на аукционе.

К участию в аукционах допускаются преимущественно работники хозяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реализуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься сельскохозяйственной деятельностью на территории бывшего хозяйства.

Устанавливается следующая последовательность удовлетворения претензий к несостоятельному хозяйству:

претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;

невыполненные обязательства по налогам и другим платежам в бюджеты;

обязательства по банковским кредитам;

прочие обязательства.

Распределение земли и имущества, оставшегося после удовлетворения претензий к хозяйству, признанному несостоятельным, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями настоящего постановления.

15. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом установить до 1 февраля 1992 г. перечень сельскохозяйственных предприятий, не подпадающих под действие настоящего постановления.

(В дополнение к настоящему постановлению установить, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации). (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.92 N 138)

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.

Курсовая работа по аграрному праву

ПРАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ И

ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Студента 4-й группы 3-го курса

МЗФ МГЮА

Шаповалова Павла Васильевича.

ул. Москворечье

д.19/1, к. 128.

Москва 1998.

Правовое регулирование реорганизации колхозов и совхозов и земель сельскохозяйственного назначения .

1. Законодательные и иные правовые акты, регулирующие основные направления аграрной реформы и приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

2. Процессуальный порядок преобразования колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы.

3. Право собственности работников сельскохозяйственных организаций на имущественный пай и земельную долю.

4. Распорядительные полномочия собственников имущественных паев и земельных долей, правила совершения сделок с ними.

5. Основные направления дальнейшего развития аграрной и земельной реформы.

6. Задача.

7. Список использованной литературы и нормативных материалов.

Законодательные и иные правовые акты,

регулирующие основные направления

аграрной реформы и приватизации

земель сельскохозяйственного

назначения.

Одной из приоритетных отраслей законодательства с начала осуществления экономических преобразований является сфера аграрных отношений. Здесь раньше всего был поставлен вопрос о проведении коренной аграрной реформы, целью которой является изменение земельных отношений и формирование земельного рынка. Основными путями достижения цели стали приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов. В результате этих процессов создается система мобильных, ориентированных на рынок частных производителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также система частных и смешанных предприятий агробизнеса.

Первыми законодательными актами, создающими основы правового регулирования земельного рынка в АПК стали :

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 03.12.1990 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса»;

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»;

Закон РФ от 23.12.92 № 4196-1 «О праве граждан РФ на получение в собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»;

Указ Президента РФ от 27.10.93 № 1767 (ред. 24.12.93) «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» … и другие.

Закон РСФСР от 22.12.1990 № 348-1 (ред. 24.12.93) «О крестьянском(фермерском) хозяйстве» определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР.

Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории РСФСР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Закон дает определение крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Закон предоставляет крестьянским (фермерским) хозяйствам право » добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально — техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.»

Указ Президента РФ от 27.12.91 № 323 «О неотложных мерах поосуществлению земельной реформы в РСФСР» регулирует основные аспекты реорганизации колхозов и совхозов, предоставление работникам сельскохозяйственных предприятий земельных участков в собственность и пользование. Во исполнение Указа были приняты следующие документы :

Постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 (ред. 03.08.98) «Опорядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»;

Постановление Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

Эти нормативно-правовые акты детально регулируют порядок реорганизации колхозов и совхозов. » Положение устанавливает возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направления их использования.» («Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных предприятий» утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.09.92 № 708).

Порядок купли-продажи земельных участков регулируется Указом Президента РФ от 25.03.92 № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» , Указом Президента РФ от 14.02.96 № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» и Постановлением Правительства РФ от 30.05.93 № 503 «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами земельных участков» .

Направления совершенствования рыночных отношений в АПК намечены в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 годы , которая утверждена Указом Президента РФ от 18.06.96 № 933. «Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности, адаптации к работе в рыночных условиях.».

Основные направления государственной политики в реформировании агропромышленного комплекса указаны также в Указе Президента РФ от 16.04.96 № 565 (ред. 22.07.98) «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» :

«содействие созданию и деятельности эффективных хозяйственных структур в агропромышленном комплексе с использованием средств, предусмотренных в федеральном бюджете на поддержку сельскохозяйственных организаций независимо от их организационно — правовых форм;

государственное финансирование структурной перестройки организаций агропромышленного комплекса, санация убыточных сельскохозяйственных предприятий, информационное и кадровое обеспечение аграрной реформы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе как наиболее приоритетное направление аграрной реформы, в том числе поддержка создания сельскохозяйственными товаропроизводителями производственных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых, агросервисных, кредитных, страховых и других видов кооперативов;

оказание вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам стартовой финансовой поддержки для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования.».

Процессуальный порядок

преобразования колхозов и совхозов

в новые организационно-правовые формы.

Сложившаяся к 1991-1992 годам структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве оказалась не приспособленной к рыночным отношениям, изначально ориентированной на государственные закупки, снабжение, цены и т.п. Одной из задач аграрной реформы стало создание иной, более отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на самостоятельных производителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции.

Реорганизация — это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» , была так изменена редакция статьи 12, что совхозы перестали быть государственными предприятиями. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие препятствия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо. Перечень этих предприятий устанавливается правительством.

Н.П. Малиновский в свое время пришел к выводу о том, что «в то время идея использования школы в целях русификации не являлась руководящей».

Мероприятия, направленные на организацию центральных училищ, были вызваны необходимостью усовершенствовать управление колониями. Подобные училища открывались не только в немецких колониях, но и у болгар, крымских татар. Распространение русского языка среди населения посредством этих учебных заведений не было самоцелью, а на практике вообще оказалось малодостижимой задачей.

В дореформенный период, по мнению А. Каппеле-ра, в России крайне редки были случаи ассимиляции значительного числа людей другим этносом. Русификации, германизации и подобным процессам подвергались небольшие группы населения, проживавшие в мощном иноязычном и инокультурном окружении, либо представители сельского населения, попадавшие в города . Это подтверждают исследования других ученых. Так, например, об ассимиляционных процессах среди этнических меньшинств в условиях городской среды писала Н.В. Юхнева . Вопрос «разне-мечивания» Петербурга в середине XIX в. на примере

отдельных семей исследовал А.К. Гаврилов . С учетом вышеизложенного вряд ли можно говорить о целенаправленной политике русификации немецкого населения в первой половине XIX в.

1. Вашкау Н.Э. Школа в немецких колониях Поволжья. Волгоград, 1998.

2. Гаврилов А.К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. СПб., 2006.

3. Государственный архив Одесской области.

4. Каппелер А. Россия — многонациональная империя. М., 2000.

5. Контора опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Т. 1: Аннотированная опись дел 1781 — 1818 гг. Днепропетровск; Киев, 1997.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ).

7. Российский государственный исторический архив.

8. Свод законов Российской империи. 1857. Т. 12.Ч. 2.

9. Юхнёва Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге // Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.

10. Юхнёва Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Вторая половина XIX — начало ХХ вв. Л., 1984.

УДК 94(47)

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ КОЛХОЗОВ В СОВХОЗЫ в 1950 — 1960-е годы

О.В. Шлыкова,

ассистент кафедры истории, культурологии и политологии, СГАУ им. НИ. Вавилова

Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, вскрыв причины отставания сельскохозяйственного производства, разработал широкую программу мер по его подъему. Одним из направлений стало преобразование экономически слабых колхозов в совхозы. Создание совхозов на колхозной базе требовало от государства больших финансовых вложений. Преобразование колхозов в совхозы начало осуществляться с осени 1954 г . В целом, за 1954 — 1981 гг в совхозы было преобразовано 27 859 колхозов, что составляло 30,6% от их общего числа на 1 января 1954 г. Однако темпы преобразований были неравномерными. Если за первые три года в статус совхозов было переведено 1430 колхозов, то в одном только 1957 г -5729, а в 1960 — 1961 гг. — 7974. Всего за 1957 — 1961 гг в совхозный сектор перешло 17 011 хозяйств, что составило 78,4% общего числа колхозов, преобразованных на первом этапе. Впоследствии количество реорганизаций значительно уменьшилось . Одновременно с этим для вновь организованных совхозов была увеличена численность работников на 2400 тыс. человек с годовым фондом заработной платы 16 390 млн руб. .

В 1958 — 1961 гг. в специализированные совхозы было преобразовано большое количество пригородных колхозов, в том числе и экономически сильных, с целью увеличения производства овощей, картофеля, молочных продуктов и улучшения снабжения ими городского населения, удельный вес которого в стране неуклонно возрастал. Такая задача была поставлена на XX съезде КПСС .

В эти же годы преобразованию подверглись некоторые колхозы, задолжавшие государству большие суммы за технику приобретенную ими в ходе реорганизации машинно-тракторных станций, а также ряд слабых хозяйств, возглавлявшихся тридцатитысячниками, поскольку их отставание так и не было преодолено.

Немаловажным фактором была и позиция самих колхозников, нередко активно выступавших за переход в государственный сектор, так как он обеспечивал им гарантированную оплату труда, пенсию и другие социальные

льготы, которыми колхозное крестьянство в 1950-х гг. пользовалось в экономически сильных артелях.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 3 мая 1957 г. № 495 преобразование колхозов в совхозы производилось в следующем порядке.

1. При преобразовании колхозов в совхозы колхозное имущество передавалось совхозам без выкупа, а расходы, связанные с выплатой колхозникам по заработанным ими трудодням, расчетами с организациями и погашением задолженности колхозов по ссудам и другим платежам, осуществлялись за счет государства.

2. Вопрос о преобразовании колхозов в совхозы решался на основе добровольного согласия колхозников на общих собраниях членов колхозов большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов артели.

3. После утверждения решения общего собрания райисполкомом деятельность колхоза считалась прекращенной и руководство всей производственной работой возлагалось на директора совхоза.

4. Директор совхоза принимал по акту закрепленные за колхозом земли, а также принадлежащие колхозу постройки, скот, машины, инвентарь, подсобные предприятия, посевы, семена, посадочные материалы, корма и другое имущество и отвечал за его сохранность.

5. Члены колхоза, деятельность которого прекращалась , принимались с их согласия на постоянную работу в совхоз с учетом их трудовой квалификации и опыта работы.

6. Колхозникам, переходившим на постоянную работу в совхоз, засчитывались в трудовой стаж время их непрерывной работы в колхозе, начиная с 1939 г., служба в рядах Советской армии, Военно-морском флоте, внутренних и пограничных войсках, а также работа на выборных должностях или по оргнабору в промышленности и на строительстве, за исключением тех лет работы в колхозе, когда они не выработали (по имеющимся в колхозе документам) обязательного минимума трудодней без уважительных причин.

7. Трудовой стаж устанавливался комиссией в составе представителей администрации совхоза, профсоюзной организации и председателя или секретаря сельского совета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. За колхозниками, принятыми на работу в совхоз, сохранялись приусадебные участки, которыми они пользовались в колхозе, в размерах, указанных в земельной шнуровой книге.

9. За одинокими престарелыми и нетрудоспособными колхозниками пожизненно сохранялся приусадебный участок, которым они пользовались в колхозе, а при отсутствии трудоспособных членов семьи совхоз оказывал этим колхозникам помощь в обработке приусадебных участков и подвозке топлива наравне с рабочими совхоза.

10. Для передачи совхозу (и оценки) материальноимущественных ценностей колхоза, а также для производства расчета с колхозниками, государственными организациями и другими организациями и лицами райисполкомом по каждому колхозу создавалась комиссия по прекращению деятельности колхоза в составе председателя колхоза (председатель комиссии), бухгалтера колхоза, председателя ревизионной комис-

сии колхоза, председателей от райисполкома (от рай-финотдела) и совхоза. Срок работы комиссии определялся райисполкомом, но не должен превышать одного месяца.

11. Правление колхоза было обязано по состоянию на день прекращения деятельности составить отчет, баланс и ведомости всех материально-имущественных ценностей колхоза, расчетов с организациями, колхозниками и другими лицами и вместе с заключением ревизионной комиссии вынести их на рассмотрение комиссии по прекращению деятельности колхоза не позднее 15 дней со дня утверждения райисполкомом решения общего собрания колхозников о передаче совхозу земель и общественного имущества колхоза.

12. Комиссия по прекращению деятельности колхоза была обязана в пятидневный срок сообщить (без объявления в печати) всем дебиторам и кредиторам колхоза о прекращении его деятельности; взыскать дебиторскую задолженность с разных лиц и учреждений и произвести расчеты по заработной плате с лицами, работающими в колхозе по найму, с государством -по налогам и страховым платежам, задолженности по долевому участию в строительстве, по натуральным ссудам, договорам контрактации; окончательно произвести расчет с колхозниками по трудодням, а также по претензиям колхоза к колхозникам. Для производства расчетов комиссия должна была открыть в Госбанке специальный счет, на который перечислялись все остатки денежных средств колхоза. Задолженность колхозов по ссудам Госбанка, в связи с передачей материальных ценностей совхозу, списывалась с колхоза за счет государственного бюджета.

13. Оценка материально-имущественных ценностей колхоза производилась в следующем порядке: постройки и сооружения передавались по оценочной стоимости; сельскохозяйственные машины и орудия, транспортные средства, инвентарь, оборудование и материалы оценивались по прейскурантным ценам государственных и кооперативных торговых предприятий с учетом износа; неплеменной крупный рогатый скот, свиньи и овцы, принимаемые от колхозов, оценивались по сдаточным ценам, установленным для совхозов, птица — по действующим государственным закупочным ценам, племенные животные — по ценам на племенной скот, многолетние насаждения — по ценам, применительно к ценам областных управлений совхозов, исходя из плановой себестоимости и с учетом качественного состояния насаждений.

14. Незавершенное производство (посевы, зябь, пары, многолетние травы и другие) оценивалось по фактически выполненным работам на основании данных колхоза и по средней плановой себестоимости совхозов области; незавершенное производство по капиталовложениям — исходя из сметной стоимости данного объекта; семена, фураж и остальная сельскохозяйственная продукция — по средней плановой себестоимости совхозов области или совхоза, к которому производилась прирезка земли колхоза.

15. Государственные, кооперативные и общественные организации, являющиеся дебиторами колхоза, деятельность которого прекращалась, обязаны были погасить задолженность не позднее 10 дней со дня извещения их комиссией.

16. Выдача денег колхозникам за каждый заработанный трудодень в текущем году производилась в пределах, предусмотренных планом колхозов. В случае отсутствия плана на текущий год выдача денег за трудодни производилась в размерах фактической выдачи за предыдущий год.

17. Все претензии к колхозу принимались комиссией в течение 15 дней со дня оповещения о прекращении деятельности данного колхоза.

18. Контроль за работой комиссии по прекращению деятельности колхоза и разрешение споров, возникающих в процессе передачи имущества, возлагался на райисполком, решение которого являлось окончательным. Отчет комиссии о прекращении деятельности утверждался райисполкомом, все материалы и документы по колхозу сдавались на хранение в совхоз .

Преобразование колхозов в совхозы шло под строгим контролем областных, краевых, республиканских управлений сельского хозяйства и исполкомов райсоветов. Они должны были обеспечивать передаваемые совхозам посевные площади семенами (в размерах, необходимых для весеннего сева), скот — кормами; взыскивать дебиторскую задолженность колхозов, преобразуемых в совхозы, и поступившие суммы направлять на погашение задолженности этих колхозов; разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие рентабельную работу укрупняемых совхозов; не допускать нарушения действующих норм и расценок оплаты труда в совхозах; контролировать работу комиссий по прекращению деятельности колхозов и строго соблюдать порядок преобразования колхозов в совхозы; осу-

В целом, преобразование колхозов в совхозы не привело к ускоренному росту сельскохозяйственного производства, значительному повышению его эффективности. В конце 1959 г. была проведена выборочная проверка результатов производственно-финансовой деятельности свыше 100 совхозов, созданных на колхозных землях в разных районах страны. Общий вывод, сделанный по итогам проверки: 70 — 75% вновь организованных совхозов являются убыточными .

Одна из важнейших причин этого положения заключалась в том, что реорганизация колхозов нередко проводилась без учета материально-финансовых возможностей государства, и поэтому вновь созданные совхозы не были обеспечены в достаточной степени средствами для ускоренного подъема экономики. Кроме того, при создании совхозов «не всегда проводились необходимые экономические обоснования, в результате чего многие из них оказались громоздкими, малоуправляемы -ми» и в конечном счете нерентабельными .

1. Богденко М.Л. Совхозы СССР. 1951 — 1958. М., 1972.

2. Государственный архив Российской Федерации.

3. КПСС в резолюциях и решениях… М., 1971. Т. 7.

4. Пленум ЦК КПСС 24 — 26 марта 1965 г.: стеногр. отчет. М., 1965.

5. Тюрина А.П. К вопросу о преобразовании колхозов в совхозы // История СССР. 1983. № 5.

6. ЦДНИВО.

УДК 930.9

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ИМПЕРИЙ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

И.Л. Экарева,

кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных языков, РЭА им. Г.В. Плеханова

Вступив в третье тысячелетие, мы оглядываемся назад и критически анализируем пройденный человечеством путь, чтобы, во-первых, лучше понять проблемы, унаследованные нами из прошлого, и, во-вторых, определиться, как их следует решать на благо будущих поколений. Среди проблем, волновавших людей в ХХ в., особое место занимала проблема колониальных империй, хотя империи существовали на протяжении всей истории человечества.

Что же такое империя и чем она отличается от колониальной державы ? Термин «империя» не имеет четкого определения. Например, Британская империя была составной. Империей в ней можно считать лишь Соединенное Королевство: Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Все остальное — колониальная держава. Не только Ирландия или Индия, но и Канада, Австралия не могли претендовать на равные права с метрополией. Северо-Американские Штаты — будущий геополитический наследник Великобритании — подняли восстание и добились независимости из-за неспособности Великобритании стать настоящей империей (англичане отказались предоставить американским колонистам места в палате общин и право обсуждать и утверждать собираемые с них налоги).

При сравнении империй (Персии, Рима, Византии, России) с колониальными державами (Карфагеном, державой инков, Португалией, Англи-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *