Реторсии

Реторсия: правовое объяснение и мировые примеры

Библиографическое описание:



Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). В настоящее время реторсия стала одним из наиболее применяемых в современной дипломатии. В статье предлагается теоретическая составляющая понятия «реторсия», а также примеры реторсий 21 века.

Ключевые слова: дипломатические отношения, ограничение, ответные меры

Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). Понятие реторсии, как меры воздействия государства, ведет свой генезис от позднелатинского выражения retorsio — ответное действие. Реторсии являются одной из мер политической ответственности государства за совершение недружественных действий.

Таким образом, реторсии представляют собой специфические ограничительные меры, которые использует государства в ответ на противоправные или недружественные действия со стороны другого государства. Как отмечает У. Палванкар, реторсией называют недружественный и даже наносящий ущерб государству акт, однако, по существу законный, совершаемый в ответ на предшествующее действие, которое также могло быть недружественным, но законным или незаконным в соответствии с международным правом .

Как отмечает Л. Ю. Шлюндт, реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание властью иностранного государства .

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки реторсий:

  1. Реторсии устанавливаются волевым решением государства и не требуют каких-либо согласований с другими субъектами международного права. Данный признак происходит от принципа суверенного равенства государств.
  2. Реторсии всегда являются ответными мерами на недружественные поступки другого государства. Безусловно, во многих случаях, бывает сложно определить, какой именно поступок другого государства является недружественным. Учитывая ранее проанализированный признак субъекта реторсии, само государство устанавливает, какое именно действие другого государства она считает недружественным. В этом состоит принципиальное отличие реторсий от санкций: международно-правовые санкции являются мерой ответственности государства за определенные действия и не связаны с недружественными поступками такого государства по отношению к тому, государству, которое вводит санкции.
  3. Реторсии вводятся вследствие применения норм внутригосударственного права. Данный признак происходит от принципа уважения к внутригосударственному праву, при признании примата международного права. Так как международное право не запрещает введение реторсий, каждое государство имеет право применить внутреннее законодательство для регулирования данного вопроса.
  4. Реторсии хоть и применяются по отношению к гражданам или юридическим лицам, своей целью имеют именно ухудшение положения государства.

Реторсии широко применяются многими государствами, а возможность их применения нашла свое отображение в законодательстве целого ряда государств. Возможность применения реторсий прописана в законодательствах (а конкретно — в гражданских кодексах или специфических законах о международном частном праве) таких государств, как Украина, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Монголия.

Предусмотрены реторсии и российским правом. Так, статьей 1194 ГК РФ установлено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии также могут быть введены изменениями в законодательство .

Помимо общегосударственных реторсий, могут применяться и частноправовые реторсии, ярким примером которых является запрет на въезд лицам, пребывание которых на территории РФ нежелательно, что является ответной мерой аналогичного запрета со стороны недружественного государства.

Применение различных видов реторсий за последнее время можно проиллюстрировать Таблицей 1.

Таблица 1

Мировые примеры реторсий

Вид реторсии

Государства (либо лица), против которых вводится реторсия

Причина введения реторсии

Нормативно-правовой акт, которым введены реторсии

«Закон Димы Яковлева» — изменения в законодательство РФ относительно невозможности иностранного усыновления российских детей гражданами США

Публичная

Соединенные Штаты Америки

Так называемый «список Магнитского» — санкции, введенные по отношению к отдельным гражданам РФ Соединенными Штатами Америки, что было расценено РФ как недружественный жест

Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

Запрет на поставку вооружений в Исламскую Республику Иран

Публичная

Исламская Республика Иран

резолюции Совета Безопасности ООН 1970 (от 26 февраля 2011 г., 1929 от 9 июня 2010 г., 1907 от 23 декабря 2009 г., 1844 от 20 ноября 2008 г.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г».

Специальные экономические меры против ряда государств (в т. ч. — относительно запрета на поставку продуктов)

Публичная

Соединенные Штаты Америка, Украина, страны Евросоюза, Япония и другие

Наложение на Россию санкций в связи с событиями 2014 года относительно смены государственной принадлежности Крыма и конфликта на Восточной Украине

Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Специальные экономические меры против Турции

Публичная

Турецкая Республика

Сбитый турецким истребителем российский самолет на турецко-сирийской границе в 2015 году

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции»

Хотя реторсии затрагивают частно-правовые интересы, природа реторсий публично-правовая, что лишний раз подтверждают ссылки на нормативно-правовые акты, которыми Президент РФ мотивировал свое решение о введении реторсий. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», Президент мотивировал введение реторсий нормами ФЗ «О специальных экономических мерах» и ФЗ «О безопасности» .

Хотя Президент РФ прямо не обозначает, какие нормы вышеизложенных законов он использует, статья 4 ФЗ «О специальных экономических мерах» прямо дает Президенту РФ возможность ввести реторсии на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Кроме того, в соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 8 ФЗ «О безопасности», именно Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

В целом же, как справедливо отмечает Н. Ю. Шлюндт, практика применения реторсии незначительна. Исследуемый институт нуждается в преобразовании в соответствии с государственными и частными интересами субъектов права. При этом следует учитывать, что это не регрессная мера, применение которой основано на принципе талиона, преследующая цель спровоцировать вседозволенность иностранного государства по отношению к гражданам другого государства, а соразмерная, пропорциональная по степени тяжести одна из мер справедливости. Таким образом, реторсии являются крайней, но важной мерой восстановления справедливости, введение которой принуждает государство к переговорам и поискам компромиссов в сложных вопросах .

Литература:

  1. Палванкар, У. Меры, с помощью которых государства могут выполнить свое обязательство обеспечить соблюдение международного гуманитарного права / У. Палванкар // Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. — М., 1998.
  2. Шлюндт Н. Ю. Понятие реторсий в современном международном праве // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–4 С.876–879
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027
  4. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г». режим доступа: https://rg.ru/2011/03/11/livia-site-dok.html
  6. Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404
  7. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50805
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» режим доступа: https://rg.ru/2007/01/10/specmeri-dok.html
  9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
  10. Шлюндт Надежда Юрьевна К вопросу о частноправовых реторсиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32) С.183–191.

Основные термины (генерируются автоматически): реторсия, Российская Федерация, государство, мера, Президент РФ, введение реторсий, национальная безопасность России, исламская Республика, иностранное государство, Федеральное Собрание.

Реторсии в международном частном праве: понятие

И основания её установления

Реторсии — установление ответных ограничений в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц иностранного государства, в случае если такие же права граждан Российской Федерации ограничиваются в этом государстве. Реторсии могут быть установлены только Правительством РФ.

Основанием применения реторсии являются ограничения иностранным государством прав российских граждан и юридических лиц, несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников.

Реторсия – ответное ограничение, устанавливаемое Правительством РФ в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Акт о реторсии принимается правительством РФ на определённый срок.

Но также инициировать вопрос о применении реторсии может суд, если в процессе рассмотрения определённого дела выяснится о случаях дискриминации российских граждан.

В то же время суд обязан, если принят акт о реторсии, отказывать в защите субъективных прав граждан в отношении которых принят данный акт.

Для того, чтобы принять акт о реторсии необходимо доказать факт причинения ущерба интересам государства в целом, а не конкретно взятым лицам.

Романо-германская и англо-американская гражданско-правовые

Системы, их сравнительная характеристика

Правовая семья — совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Романо-германский тип правовой системы — совокупность национальных правовых систем государств, которые имеют общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития на основе древнеримского права и его приспособления к новым национальным условиям. Общие характерные особенности семьи романо-германского права: сложилось на основе римского права; нормы права рассматриваются как нормы поведения и отвечают требованиям морали и справедливости; господствующая роль отдана закону, законодательство кодифицировано; законодатель творит право независимо от того, является ли он монархом или высшим представительным органом власти; суды не творят, а применяют право; существует деление гражданского права на различные подотрасли.

В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные — решения высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. Закон же по традиции играет в английском праве второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в прецедентное право.

Общие характерные особенности англо-саксонской правовой семьи: основной источник права — судебный прецедент; общее право создали судьи; норма общего права конкретна, разрешает единичный случай; нормы процессуального права (отправление правосудия, исполнения судебных решений) более важны, чем нормы материального права; судья важнее законодателя; не кодифицировано, не имеет деления на отрасли.

Эта правовая семья характерна для стран: США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Индия. Объединяет эти страны использование в качестве источника права судебных прецедентов, сходный тип юридического мышления и особенности правовой деятельности.

Секрет производства (ноу-хау): понятие и правовой режим (гл.75, ст.1465-1472)

Ноу-xay, предназначенные для профессиональной деятельности граждан и юридических лиц – сведения любого характера (технические, экономические, организационные и другие), а также сведения о способах её осуществления, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель которых принимает меры к охране их конфиденциальности.

Секрет производства является результатом интеллектуальной деятельности(ст. 1225 ГК), из чего следует наличие у него авторства.

Исключительное право на секрет производства имеет только его обладатель, которые получил его любым способом, не противоречащим закону. Если лицо независимо и добросовестно становиться обладателем сведений, формирующих секрет производства, то приобретает исключительное право на данное ноу-хау (ст. 1466 ГК).
Конфиденциальность сведений является главным фактором, оказывающим влияние на срок действия исключительного права на секрет производства. Как только она утрачивается, все правообладатели теряют исключительное право на ноу-хау. Это и является главным отличием от иных объектов интеллектуальной собственности, так как никакого охранного документа обладателю не выдаётся. Конфиденциальность ноу-хау подразумевает ряд условий:

— оно не должно быть известно третьим лицам;

— не должно иметь свободный к себе доступ, в том числе и на законных основаниях;

— должны обеспечиваться адекватные меры для обеспечения сохранности сведений, составляющих ноу-хау.

Использованием ноу-хау считается его применение в производственных, технических, экономических, организационных и других целях, в частности:
в изготавливаемых изделиях; при изготовлении изделия; при реализации экономических и организационных решений.

Распоряжение исключительным правом на секрет производства включает в себя:
— возможность его отчуждения для чего заключается специальный договор (ст. 1468 ГК);
— возможность предоставления лицензии на использование ноу-хау в пределах, ограниченных конкретным лицензионным договором (ст. 1469 ГК).

Договор об отчуждении исключительного права обязательно заключается в письменной форме, в противном случае такой договор будет признан недействительным. Передавшая исключительное право сторона обязана сохранить конфиденциальность секрета производства до того момента, когда действие данного права прекратится.(1468)
Лицензионный договор, как правило, заключается на определённый срок. Исключительное право на ноу-хау, созданный работником при исполнении своих трудовых обязанностей, признаётся служебным и его правообладателем признаётся работодатель (1470). Конфиденциальность сведений, составляющих данный секрет производства, со стороны работника должна быть сохранена.

В случае получения ноу-хау в результате выполнения работ по договору, исключительное право на него принадлежит исполнителю работ, если договор не предусматривает иные условия.

При разглашении или использовании этих сведений нарушитель обязан возместить убытки, причиненные правообладателю. Лица, которые не знали или не должны были знать о незаконности такого использования, ответственности не несут (ст. 1472 ГК).

Соотношение интеллектуальных и вещных прав.

Интеллектуальные права (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) — самостоятельная категория гражданских прав. Особый характер таких прав определяется нематериальной природой их объектов. В

прежней редакции в п. 1 ст. 1227 ГК РФ была установлена независимость интеллектуальных прав только от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Однако оставалась неясной взаимосвязь интеллектуальных прав и иных вещных прав. Например, возникал вопрос, каков правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств.

В частности, обсуждалось, распространяется ли на результаты интеллектуальной деятельности, полученные госучреждениями, право оперативного управления или исключительное право. После вступления Закона в силу эта неопределённость устранена.

Кроме того, прямо установлено, что нормы Гражданского кодекса РФ о праве собственности и других вещных правах по общему правилу не применяются к интеллектуальным правам (разд. II ГК РФ). Иное может быть предусмотрено положениями ГК РФ об интеллектуальной собственности (п. 3 ст. 1227 ГК РФ).

Международно-правовые санкции – это правомерные принудительные меры, которые применяются субъектами международного права к государству-правонарушителю для восстановления прав потерпевших субъектов и выполнения правонарушителем своих международных обязательств.

Реторсии – правомерные принудительные невооруженные действия государства, предпринятые в ответ на недружественный акт либо несправедливое, предвзятое поведение другого государства. Например:

1. запрет дипломатическим представителям или гражданам иностранной государства свободно посещать определенные районы страны их пребывания в ответ на подобные же ограничения относительно своих дипломатов и граждан в той государстве (прочие ограничения);

2. отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт или правонарушение в отношении данного государства;

3. высылка из страны равного количества дипломатов государства, ранее выславшего дипломатов данного государства;

4. объявления дипломатов persona non grata;

5. запрет въезда в страну или отмена визита делегаций и т.д.

Репрессалии– правомерные принудительные политические и экономические невооруженные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством. Например:

1. приостановление дипломатических и консульских отношений;

2. разрыв торгово-экономических отношений;

3. эмбарго — запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя

4. бойкот — запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства

5. замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках или изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

6. некоторые ограничения дипломатических привилегий и иммунитетов официальных представителей государства-правонарушителя;

7. денонсация или аннулирование договоров с этим государством и другие меры.

Разрыв дипломатических и консульских отношений является самостоятельным видом санкций и ведет к полному прекращению между двумя государствами официальных отношений на высшем политическом уровне. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений.

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций:

— отказ в членстве (запрет принятия в организацию или исключение из нее);

— лишение права голоса;

— коллективные вооруженные мероприятия (демонстрации, блокады, применения вооруженных сил организации).

— недопущение государства-правонарушителя к работе в организации;

— не приглашение на заседания, совещания, конференции.

— лишение права на получения помощи (финансовой, гуманитарной, экономической, культурной, медицинской и пр.);

Исключение из международного общения влечет за собой разрыв политических отношений; разрыв торговых, экономических, коммуникационных, культурных, туристских и иных связей; разрыв военного и военно-технического сотрудничества.

(Марусин И.С.) Итак, реторсии — это действия, которые сами по себе, взятые, в том числе, изолированно, никакого нарушения международного права не представляют, пусть они и недружественные. Разрыв дипломатических отношений. Государство не обязано иметь дипломатические отношения; плохо, что это происходит, но что поделаешь. Или, скажем, одно государство просит предоставить ему кредит, другое отказывает. Недружественный шаг? Бесспорно, но ничего незаконного в этом нет. Был между государствами безвизовый режим, теперь стал визовый режим — недружественный шаг? Бесспорно, но опять-таки никакого правонарушения в этом нет. Словакия в отношении нас ввела визовый режим, Чехия ввела, Венгрия, не знаю, ввела или скоро введет, — никто в истерики у нас не впадает, не говорит о том, что Венгрия свои имперские амбиции проявляет и собирается нас поглотить. Что поделаешь? Государство имеет право это сделать, хотя жест это, бесспорно, недружественный.

Что такое репрессалии? Это действия, которые взятые изолированно, есть нарушения международного права. Представим себе: утро 15 января 1991 года, Багдад. В этот день впервые начались массированные бомбардировки территории Ирана американскими, английскими, французскими военно-воздушными силами, действующими по флагом ООН. Если мы посмотрим на эту ситуацию изолированно, перед нами вопиющий акт агрессии, международное преступление — с какой стати на территорию суверенного государства посыпались бомбы, гибнут его граждане и т.д.?! Только в одном бомбоубежище Аль-Альмерия погибло более 400 человек. Хотя это было бомбоубежище, две ракеты влетели в вентиляционные отверстия внутрь, взорвались, температура поднялась до более 1000 градусов — там даже останков не осталось! Как в Хиросиме, были только тени на стене. Кстати, тут без ЦРУ не обошлось. Каким образом эти ракеты узнали, где находятся эти вентиляционные люки? Ответ простой: это бомбоубежище строила немецкая компания; как вы понимаете, ЦРУ поработало, узнало, где они построили соответствующие люки. Само по себе что перед нами? Международное преступление. Но это — только если мы посмотрим вне контекста. Если мы посмотрим в контекст: почему производились эти бомбардировки? Они производились с санкции Совета безопасности ООН (тут «санкция» понимается как разрешение) в качестве санкций к Ираку за невыполнение резолюции Совета безопасности и за акт агрессии против Кувейта. Т.е., взятые уже в полном объеме, эти действия — репрессалии против Ирака — не правонарушение, они есть законные санкции за нарушения международного права, сделанные Ираком.

Репрессалии подразделяются на мирные и военные.

Точного перечня санкций не существует. Потерпевшее государство само определяет, какие санкции были бы уместны в данной ситуации. Наиболее часто применяют следующие санкции:

1. Приостановление или разрыв дипломатических отношений.

2. Разрыв торговых отношений.

Приведу пример. В отношении Ирака подобного рода санкции действуют уже более 10 лет, в частности, запрещен ввоз на территорию Ирака медикаментов и медицинского оборудования. По подсчету Всемирной организации здравоохранения, детская смертность в Ираке за эти 10 лет выросла вдвое, из-за этих санкций, по мнению ВОЗ (достаточно лояльной к правительству США организации), умерло 500 тысяч иракских детей. Госсекретарю Мадлен Олбрайт прямо задали этот вопрос: а стоит ли применение санкций жизни 500 тысяч детей? Она, не колеблясь, ответила, что стоит. Не будем тут вставать в позу, у нашей страны есть свои виды на Ирак в некотором смысле, но все-таки, поскольку санкции первоначально применялись против Ирака за агрессию против Кувейта, в будущем году исполнится 10 лет, как она закончилась, а санкции все еще действуют, их применение вызывает определенные вопросы не только на Востоке, но и на Западе.

3. Разрыв кредитно-финансовых отношений, т.е. запрет на переводы денежных средств между двумя государствами; запрет на предоставление кредитов на территории государства-нарушителя; замораживание или изъятие средств с банковских счетов граждан данного государства и самого этого государства.

После захвата американского посольства в Тегеране США немедленно заблокировали все счета Ирана в США, а шах Ирана большую часть средств хранил именно в США. И у иранцев мало средств осталось. И как раз в это время, в том же 79-м году, правительство Ирака, возглавляемого Саддамом Хусейном, который тогда отнюдь не был «кровавым диктатором» (даже никто и слова такого не употреблял), начал агрессивную войну против Ирана. И, заметьте, Совет безопасности даже не шелохнулся; тогда, с 80-го по 88-й год, Ирак был храбрым защитником стабильности в регионе, никаким не агрессором; он защищал государства Персидского залива от неистовых иранских аятолл, так что Ираку всё прощалось, в том числе и применение химического оружия. Никаких санкций против Ирака не было, никакого осуждения Ирака не было; а диктатором Саддам Хусейн стал с 90-го года, когда напал на Кувейт, до этого он был защитником стабильности в регионе (т.е., понимаете, напасть на Иран — это одно, напасть на Кувейт — совсем другое). И главное — американское оружие, которое было у иранцев; им нужны были запчасти к этому оружию, чтобы воевать. Где взять эти запчасти? В США. И тогда только что избранный президент Рейган заключил соглашение, тайное, секретное; для всего мира США не только сами не торговали с Ираном, любому государству, которое торговало с Ираном, они грозили санкциями, т.е. разрывом своих торговых отношений, невыдачей въездных виз и т.д. А на самом деле в это время администрация президента начала торговлю с Ираном. Это было пакетное соглашение с освобождением американских заложников, сотрудников посольства. Они были освобождены в день инаугурации президента Рейгана 20 января 81-го года. Он торжественно объявил, только что став президентом, на банкете по этому поводу: полчаса назад самолет с нашими дорогими американцами покинул территорию воздушного пространства Ирана. Все закричали «ура». Действительно «ура» — 444 дня они были в заключении, причем условия у них были достаточно плохие (их содержали с завязанными глазами, в наручниках). По этой сделке освобождались заложники, и в обмен на это США начали поставлять в Иран запасные части к оружию. Деньги от этого переводились не в карманы сотрудников совета национальной безопасности и администрации президента (это вам не Россия), они их переводили на другую благую цель — финансировали подрывные антисандинистские отряды в Никарагуа. Отсюда и название — «Ирангейт», или сделка «Иран-контрас». Обе операции были незаконными, конгресс о них ничего не знал и не санкционировал, госдепартамент о них ничего не знал. Но подобного рода действия предпринимались.

Это я рассказал для того, чтобы сказать, что замораживание денежных средств недружественных государств на своей территории — одна из любимых санкций США. Поэтому хранить деньги в США никому не рекомендуется. Правильно, поэтому их хранят в Швейцарии.

Приведу пример санкций против Ливии. В 88-м году над Шотландией взорвался самолет американской авиакомпании, погибли все пассажиры и несколько человек, которые оказались под обломками самолета. Американцы и британцы обвинили Ливию в том, что два сотрудника ее секретных служб организовали этот взрыв. Ливия отказалась выдать их и Британии, и США. В ответ на это Совет безопасности ООН объявил санкции против Ливии, и одной из санкций был запрет на любые полеты гражданских воздушных судов в Ливию; 12 лет в Ливию и из Ливии гражданские самолеты не летали. Недавно Ливия их выдала, но я привожу это как пример реального применения подобного рода санкций.

Военные репрессалии законны лишь с санкции Совета безопасности ООН. Правомерность применения их отдельными государствами по собственному усмотрению спорна.

Поясню, почему я сказал, что спорна. Сергей Александрович вам бы категорически сказал, что не имеют права применять военные репрессалии без санкций Совета безопасности ООН. На этом стоит наша наука, на этом по большей части стоит и наша внешняя политика. Но если мы посмотрим на практику действий западных государств, в первую очередь США, то у них такой вопрос не стоит — можно применять, и без всяких колебаний.

Самый свежий пример (примеров столько, что глаза разбегаются): взорвали в 98-м году у американских посольств в Восточной Африке (по-моему, в Танзании и еще в одном государстве) бомбы, погибли люди, в том числе сотрудники посольств. Американцы обвинили без всякого суда и следствия в этом Усаму бен Ладана и его людей и нанесли удар по его предполагаемым базам в Афганистане и Судане. Чистый пример военный репрессалий.

Или другой пример. В 86-м году в Берлине в дискотеке, которую посещали американские солдаты, взорвалась бомба, очень большая; погибло не много человек, но очень много было ранено. Американцы через несколько дней объявили, что это дело рук ливийских террористов, и через неделю американские войска нанесли бомбовый удар по Триполи. Советский Союз категорически это оспорил.

Т.е. применение их, еще раз подчеркну, спорно, не все государства согласны с тем, что их можно применять. Но если мы в нашей внутренней практике, внутренней жизни, в нашей экономической модели, политической модели по сути — президент и т.д., то есть не европейской модели мы следуем, то надо не очень нам отказываться от того, что и в международной практике делают США. Если послушать последние высказывания того же Ястржембского, что мы Афганистану вдарим, по базам чеченских террористов, ну, это прямое повторение того, что делают американцы. К счастью, не вдарили. Еще раз подчеркну: определенные подвижки в умах наших внешнеполитических стратегов все-таки происходят.

И еще одно положение.

Санкции могут применяться как государством единолично, так и коллективно либо в рамках международных организаций государствами — членами этих организаций, либо союзными с пострадавшим государством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *