Север юг программа

Фото Олега Кузьмина Проживаю в Енисейске 30 лет. Сейчас на пенсии. Имею ли право на переселение в южные районы? Где это узнать точно? И действует ли у нас в регионе программа по переселению с севера на юг? В какие районы можно переехать и только ли край рассматривать?

Людмила Заборнова

По данным регионального минстроя, право на получение выплат для переселения с Крайнего Севера и с территорий, приравненным к районам Крайнего Севера, имеют более 35 тысяч человек. Безусловно, для получения поддержки государства одного желания уехать на юг недостаточно – нужно соответствовать ряду критериев. Собрать необходимый пакет документов не так уж и сложно. И кстати, чем раньше это сделать, тем больше шансов дождаться очереди.
Объемы поддержки для переезжающих с каждым годом растут. Так, в прошлом году федеральный бюджет предоставил 203 социальных выплаты на сумму более 350 млн рублей, а в этом – 254 выплаты на более полумиллиарда рублей. За счет краевого бюджета в прошлом году произведено 35 выплат на почти 50 млн рублей, а в этом – уже 45 выплат на более чем 74 млн рублей.

Куда обращаться?

В краевом минстрое нам пояснили, что для получения субсидии гражданин должен соответствовать четырем основным требованиям: прибыть в северные территории не позднее 1 января 1992 года, иметь северный стаж не менее 15 лет, не иметь жилья за пределами районов Крайнего Севера и принять обязательство о сдаче северной жилплощади муниципалитету. Для прояснения всех вопросов необходимо обращаться в органы местного самоуправления по месту проживания. В каждом случае вам разъяснят, какие документы необходимо представить.

Кто первый?

Первыми право на получение поддержки имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся на Крайнем Севере или за его пределами (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлся Крайний Север). Вторыми в очереди стоят пенсионеры.
В краевом минстрое нам пояснили, что при прочих равных условиях очередность определяется датой регистрации заявления. Если и даты совпадают, очередь определяется номером зарегистрированного заявления.

Куда можно уехать?

Приобрести жилье можно в любом регионе России, находящемся за пределами Крайнего Севера. Как показывает практика, с красноярского Севера половина переселенцев едет на юг нашего региона. Также в почете у северян Красноярск, Сосновоборск. Среди популярных регионов также Хакасия, Московская, Ленинградская, Белгородская области, Краснодарский край.

Метр в метр?

Никаких критериев насчет того, должна ли «южная» квартира соответствовать по уровню комфорта или площади оставленному северному жилью, нет. В минстрое региона нам пояснили, что приобретаемое жилое помещение не должно противоречить санитарным нормам того населенного пункта, в котором вы его покупаете. Иными словами, дом не должен быть признан ветхим, а площадь – меньше установленного в регионе минимума на человека.

Можно ли оставить себе северную квартиру?

Нельзя. Одно из основных условий переселения из северных территорий – обязательная сдача занимаемого помещения. Если жилье в частной собственности, оно передается в муниципалитет по договору дарения. Если вы жили в квартире по договору социального найма, то все договоренности расторгаются, а помещение передается в государственную собственность. Ни о каких подарках детям или серых схемах продажи знакомым речи быть не может.

Кстати, некоторые граждане пытаются обойти систему. Мошенникам грозит уголовное преследование, после которого о переезде за счет государства можно забыть. Как показывает судебная практика, чаще всего проходимцев ловят за руку – им приходится возвращать субсидию с процентами, а в ряде случаев отбывать сроки, хоть и условные.

Где в регионе Крайний Север?

В Красноярском крае к территориям Крайнего Севера относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Северо-Енисейский и Туруханский районы; Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении горсовета.
Территории, приравненные к районам Крайнего Севера: Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский районы, Енисейск, Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского горсовета.

Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон №125-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

С июля 2019 года на основании постановления Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2019 №858 «Об изменении и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переименовано в ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В соответствии с ст. 1 Закона №125-ФЗ право на получение жилищной субсидии имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не получавшие субсидии на эти цели.

На основании ст. 2 Закона №125-ФЗ в первую очередь государственные жилищные сертификаты (далее — сертификат) предоставляются инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, рожденным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из:

  • состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
  • норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2020 года по Российской Федерации утвержден Приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 827/пр и составляет 46 013 рублей.

Право на получение жилищной субсидии подтверждается сертификатом.

Согласно ст. 6 Закона №125-ФЗ условием выдачи сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее — социальная выплата).

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения. При недостаточности суммы социальной выплаты, гражданин вправе использовать дополнительные денежные средства — собственные или заемные.

Гражданин, которому предоставляется социальной выплаты, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

С 04.07.2018 года установлена новая форма бланка заявления на участие ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Также внесены изменения в форму бланка заявления о получении государственного жилищного сертификата, а также внесены изменения в перечни документов, предоставляемых гражданами в целях получения жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера.

Напоминаем, что в период с 01.01.2020 по 01.07.2020 года Министерство от граждан, состоящих на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенных в состав участников ведомственной целевой программы, принимает заявления о включении в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2021 году.

Заявление об участии в ведомственной целевой программе в 2021 году пишется в произвольной форме с указанием состава семьи и субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания за пределами Камчатского края.

Формы документов для оформления жилищной субсидии:
1.Бланк заявления и перечень документов для постановки на учет.

2. Бланк заявления и перечень документов для признания граждан участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
3.Бланк заявления и перечень документов для получения государственного жилищного сертификата.

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по включению граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Административный регламент предоставления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края государственной услуги по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Cевера и приравненных к ним местностей

Для жителей Крайнего Севера в Красноярском крае, которые участвуют в программе по переселению, могут применить новые правила. Соответствующие поправки в закон рассмотрели накануне на комитете по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного Собрания региона.

В настоящее время переселение граждан ведется по нескольким направлениям, в прошлом году социальные выплаты в пределах 1,3 млн рублей на каждую получили 986 семей, в этом году выплату получат около 700 семей. При этом только по программе «Север-Юг» в очереди числится 4 580 семей. В год выделяется 50 млн рублей.

В связи с этим и принято решение внести изменения в закон о соцподдержке выезжающих с Севера. Так, для предоставления права на переселение предлагается учитывать стаж работы и время проживания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не только на территории Красноярского края, но и в других регионах.

Категория инвалидов с детства, имеющих право на выплаты, определяется в соответствии с аналогичным федеральным законом. Во внеочередном порядке предусматривается предоставление выплат гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях, а также в аварийных и подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домах. Устанавливается порядок формирования очередности включения северян в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и закрепляются полномочия краевого правительства в данной сфере.

Определены сроки работы органов местного самоуправления со списками граждан. Срок действия свидетельства и порядок расчета социальной выплаты устанавливаются по аналогии с федеральным законодательством, также вводится аналогичное с Жилищным кодексом РФ основание для исключения граждан из списка имеющих право на получение социальных выплат.

Предлагается направлять средства краевого бюджета на предоставление получателям свидетельств согласно их очередности в краевом списке получателей. Методику распределения бюджетных средств для предоставления социальных выплат гражданам по муниципальным образованиям предложено признать утратившей силу, так как это приводит к образованию неиспользованных остатков средств по каждому муниципальному образованию.

Острая дискуссия между депутатами и докладчиком разгорелась по поводу двух поправок — внеочередного предоставления выплат жителям аварийных домов и учета северного стажа за пределами края, дающего право на выплату.

Депутат Павел Семизоров отметил: «В 2017 году все жители домов, признанных по состоянию на 2012 год аварийными, должны быть переселены — за счет северян, которые стоят годами в очереди, дожидаясь переселения. А другая поправка дает право жителям соседних регионов, где все не так благополучно с переселением, встать на очередь у нас в крае, который будет предоставлять выплату из своих и без того ограниченных финансовых ресурсов», — высказался он.

Заместитель министра строительства Татьяна Василовская пояснила, что согласно статистическим данным, в список очередников могут попасть 28 семей, жилье которых в этих территориях официально признано аварийным.

«Не факт, что они согласятся на переселение, предложение носит заявительный характер, проблема будет решаться различными способами, в том числе за счет строительства домов. Кстати, ряд северных территорий, например Норильск, уже благополучно справился с этой программой. Что касается стажа в других регионах, то если такие заявители найдутся после вступления закона в силу, то они будут в конце очереди, пройдут годы, пока она подойдет», — рассказала докладчик.

Заместитель председателя комитета Валерий Вэнго предложил отразить в законопроекте право муниципалитетов предоставлять высвобождающееся жилье детям-сиротам, а уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Семен Пальчин посетовал, что на севере есть люди, которые не имеют не только аварийного жилья, но даже чумов.

Председатель комитета Анатолий Амосов подвел итог дискуссии: «Мы уже четвертый месяц работаем с этим законопроектом, рассматриваем самые разные варианты и предложения. Надо двигаться дальше. Поэтому предлагаю вынести документ на рассмотрение сессии Законодательного Собрания в первом чтении, а при подготовке ко второму чтению доработать его с учетом всех замечаний и предложений».

Большинством голосов комитет поддержал это решение.

Депутат Законодательного Собрания Красноярского края третьего созываДепутат Законодательного Собрания Красноярского края третьего созываУполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском краеДепутат Законодательного Собрания Красноярского края

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *