Система налогообложения для бюджетных учреждений

Налогообложение

УЧЕТ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. М. ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления

Бюджетные учреждения с начала действия налоговой системы в России выступали налогоплательщиками по основным налогам, но с учетом особенностей, которые предусматривались в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотрим практические вопросы исчисления и учета основных налогов в современный период, учитывая изменения в правовом регулировании бюджетных учреждений и в порядке их финансирования из соответствующих бюджетов.

Сфера деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений не ограничена законодательством (в отличие от других двух форм учреждений). Они создаются для выполнения услуг и работ в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах деятельности. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ для выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять платные услуги для организаций и физических лиц как сверх утвержденного государственного (муниципального) задания, а также в пределах задания в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами. При этом важно заметить, что бюджетные учреждения вправе оказывать платные услуги лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, при условии,

что такая деятельность указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Известно, что постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N° 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» утверждены новые правила оказания платных услуг образовательными учреждениями, которые действуют с начала 2014 г. Порядок предоставления платных медицинских услуг определен в постановлении Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», который действует с января 2013 г. Формирование перечня платных услуг, их стоимости, порядок заключения договоров с физическими лицами и организациями должны осуществляться с учетом требований названных постановлений Правительства РФ.

Для бюджетных учреждений обязательным является открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, на которых ведется учет движения субсидий и поступлений по платным услугам. Бюджетные учреждения не имеют права:

— хранить средства, полученные от предоставления платных услуг, на счетах в коммерческих банках;

— совершать операции с ценными бумагами.

Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на прибыль организаций;

— налог на имущество организаций;

— транспортный налог;

— земельный налог.

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Бюджетные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такая деятельность является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и услуги общественного питания оказываются непосредственно этими учреждениями.

С января 2011 г. утратила силу ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», но в 2012 г. была введена ст. 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», в которой определены особенности налогового учета на период до 01.07.2012, т. е. когда бюджетные учреждения должны были перейти на финансирование в форме субсидий. Следовательно, в настоящее время на бюджетные учреждения распространяются общие правила по учету доходов и расходов для целей налогообложения.

По налогу на добавленную стоимость с января 2012 г. согласно ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями (как и автономными) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетные учреждения могут также освободить себя от обязанностей плательщика НДС по облагаемым операциям в соответствии с положениями ст. 145 НК РФ, учитывая, что доходы от прочих видов деятельности, облагаемых НДС, как правило, невелики. Для освобождения необходимо,

чтобы облагаемые доходы за три последовательных месяца не превышали 2 млн руб.

Основные платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее не облагаются НДС в соответствии с перечнем ст. 149 НК РФ. Этот перечень является закрытым и обязательным для всех налогоплательщиков. В соответствии со ст. 149 НК РФ в бюджетных учреждениях здравоохранения не облагаются такие услуги, как:

— услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

— услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

— услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

— услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

— услуги патолого-анатомические;

— услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В бюджетных учреждениях сферы образования не подлежат налогообложению услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Подлежат налогообложению НДС в бюджетных организациях такие операции, как реализация услуг и продукции собственного производства, покупной продукции, если не предусмотрено их освобождение по ст. 149 НК РФ, а также доходы от аренды движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия учредителя. Доходы от арен-

ды такого имущества подлежат налогообложению НДС. В сумму арендной платы, как правило, не должны включаться возмещаемые арендатором расходы потребленных коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг целесообразно определять в отдельном договоре, тем более что эти поступления у арендодателя — бюджетного учреждения не облагаются НДС, так как учреждение не является поставщиком услуг и не выполняет роли налогового агента. Стоимость возмещаемых коммунальных услуг в таком случае предъявляется арендатору без выделения в документах НДС.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность включения коммунальных услуг в общую сумму арендной платы, но в этом случае стоимость коммунальных услуг в договоре не должна выделяться, арендная плата определяется в фиксированной сумме (ст. 614 ГК РФ). Такой метод является невыгодным как для арендатора, так и для арендодателя, так как стоимость потребляемых услуг не является постоянной, возможны существенные колебания как по натуральным показателям, потребленным арендатором услуг, так и в связи с изменением регулируемых тарифов на услуги в течение срока аренды.

Кроме того, неоправданно будет завышена сумма НДС, выделяемая в счетах-фактурах при предъявлении их арендатору. Поэтому на практике учреждения заключают отдельные договоры с арендаторами на возмещение коммунальных услуг.

При наличии облагаемых операций по НДС бюджетные учреждения имеют право на налоговый вычет, но при условии наличия раздельного бухгалтерского учета облагаемых и необлагаемых оборотов в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Бюджетные учреждения — налогоплательщики НДС обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 (ред. от 24.10.2013) № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Здесь важно учесть, что в книге покупок отражается НДС, принимаемый к вычету по счетам-фактурам, выставленным поставщиками услуг, только в части, которая относится к облагаемым операциям по НДС.

Учет операций по начислению и уплате НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского уче-

та, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Рассмотрим условный пример учета операций за налоговый период (квартал).

Пример. Бюджетное учреждение имеет доходы от сдачи в аренду помещения, получает возмещение по коммунальным услугам, ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных со сдачей в аренду помещений. Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18 % — 12 600руб. Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал. Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000руб., в том числе НДС — 27 000руб.

В рассмотренном примере учреждение имеет право на налоговый вычет по НДС, который следует определять в соответствии с расчетом (методом), предусмотренным в учреждении. В главе 21 НК РФ нет никаких указаний по методу распределения «входного НДС» между облагаемыми и необлагаемыми доходами. В бюджетных учреждениях определение пропорции по доходам невозможно, так как основные доходы-субсидии не признаются выручкой (реализацией), не облагаются НДС и не могут участвовать в расчете пропорции. Предположим, что учреждение распределяет «входной НДС» по коммунальным услугам по удельному весу площади, сдаваемой в аренду, который составляет 10 %. Пропорцию рекомендуется определять за налоговый период (квартал).

В бухгалтерском учете учреждения операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по НДС должны быть отражены следующим образом (табл. 1).

Налог на прибыль организаций в бюджетных учреждениях исчисляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Бюджетные субсидии, предоставляемые учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием госу-

Таблица 1

Бухгалтерские операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по налогу на добавленную стоимость

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Предъявлена арендатору арендная плата с НДС 2 205 21 560 2 401 10 120 82 600

Исчислен НДС по аренде 2 401 10 120 2 303 04 730 12 600

Учтены коммунальные услуги в части деятельности по выполнению государственного задания 4 401 20 223 4 302 23 730 127 000

Предъявлены коммунальные услуги арендатору (учтены доходы) 2 205 31 560 2 401 10 130 23 000

Учтен НДС от поставщика услуг 4 210 01 560 4 302 23 730 27 000

Исчислен по расчету вычет по НДС 2 303 04 830 4 210 01 660 2 700

НДС по коммунальным услугам учтен в расходах по основной деятельности 4 401 20 223 4 210 01 660 24 300

Перечислен НДС в бюджет по срокам 2 303 04 830 2 201 11 660 9 900

Арендатором уплачена арендная плата 2 201 11 550 2 205 21 660 82 600

От арендатора поступила компенсация за коммунальные услуги 2 201 11 550 2 205 23 660 23 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), имеют целевой характер и в соответствии со ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу.

Важно заметить, что в ст. 251 НК указано, что учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают суммы арендной платы как налогооблагаемые доходы, а расходы, связанные с содержанием имущества, предоставленного в аренду, учитываются в расходах для исчисления налога на прибыль организаций. Это обусловлено еще и тем, что такие расходы не финансируются из бюджета согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в которой указано, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

С 2011 г. учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться нулевая ставка по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.

Главное, чтобы образовательная и медицинская деятельность соответствовала перечню, установленному в постановлении Правительства РФ от 10.11.2012 № 917 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 442» (далее — Постановление № 917).

В Постановление № 917 видами образовательной деятельности считается реализация:

— основной образовательной программы дошкольного образования;

— аккредитованных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры), послевузовского профессионального образования;

— реализация дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки, осуществляемых образовательными учреждениями.

Перечень медицинских услуг очень обширный и включает почти 130 видов услуг. Образовательные и медицинские бюджетные учреждения вправе применять нулевую ставку НДС в соответствии с НК РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл 25 НК РФ;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае, если будет не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий в течение налогового периода, то учреждение теряет право на нулевую ставку и обязано исчислить налог на прибыль организаций по ставке 20 % с обязательным начислением и уплатой пени.

По окончании налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговый орган следующие сведения:

— об удельном весе доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

— о численности работников в штате организации;

— о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Если эти данные не будут представлены в установленный срок в налоговые органы, то налог на прибыль организаций также должен быть исчислен по обычной ставке и с начислением пени.

Очень важно помнить, что если учреждения, применявшие нулевую налоговую ставку, а потом перешедшие на применение налоговой ставки 20 %, в том числе в связи с несоблюдением перечисленных выше условий, вправе повторно перейти на

применение нулевой ставки по налогу в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 0 %.

Доходы от сдачи в аренду имущества учитываются на балансовом сч. 2 401 10 120 «Доходы от собственности», а возмещаемые коммунальные услуги — на сч. 2 401 10 130. Расходы, связанные с получением указанных доходов, учитываются по кодам КОСГУ на счете 2 401 20 000. По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие и 9 мес.) и за год определяются сумма налогооблагаемой прибыли и налог на прибыль организаций в установленном порядке.

По налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу особенность заключается в том, что плательщиком этих налогов является учредитель учреждения, сумма исчисленных налогов учитывается в прочих расходах, их уплата производится за счет субсидии. Исчисление налогов производится в соответствии с гл. 28, 30 и 31 НК РФ.

В бухгалтерском учете исчисленные налоги отражаются на основе налоговых деклараций, а их перечисление в бюджет — на основе заявок на кассовый расход при соблюдении правил, изложенных в приказе Казначейства России от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений».

Исчисленные и уплаченные налоги в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (цифры условные) (табл. 2).

Итак, для бюджетных учреждений важно правомерно определять объекты налогообложения, осуществлять раздельный учет активов, обязательств, финансовых результатов в соответствии с источниками их формирования, т. е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности, приносящей доход. Именно по раздельному учету на практике

Таблица 2

Бухгалтерские проводки, отражающие исчисленные и уплаченные налоги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Исчислен налог на прибыль организаций 2401 10 130 2 303 03 730 46 000

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет 2 303 03 830 2 201 11 660 46 000

Исчислен налог на имущество организаций 2 401 20 290 2 303 12 730 8 000

Уплачен налог на имущество организаций 2 303 12 830 2 201 11 660 8 000

Исчислен земельный налог 2 401 20 290 2 303 13 730 6 000

Перечислен земельный налог в бюджет 2 303 13 830 2 201 11 660 6 000

Исчислен транспортный налог 2 401 20 290 2 303 05 730 4 000

Уплачен в бюджет транспортный налог 2 303 05 830 2 201 11 660 4 000

часто возникают проблемные вопросы в ситуациях, когда, например, сложно рассчитать, выделить коммунальные услуги, подлежащие предъявлению арендатору небольшой части недвижимого объекта и др. Эти ситуации заслуживают отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Информационный банк «Путеводитель по налогам». Практическое пособие по НДС // СПС Консультант Плюс.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской

Федерации от 3 июня 2011 г. № 442: постановление Правительства РФ от 10.11.2012 № 1151.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

9. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: приказ Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

10. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

13. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

УСН – федеральный или региональный налог? Рассмотрим этот вопрос в данной статье и определим, в какой из бюджетов он оплачивается налогоплательщиками.

Что такое УСН?

«УСН» расшифровывается как «упрощенная система налогообложения». Она по своей сути является самой понятной и удобной по сравнению с остальными системами налогообложения.

Преимущества применения УСН:

  • отчетность сдается один раз в год;
  • можно выбирать объекты для расчета налога (6% или 15%) в зависимости от суммы расходов предприятия.

Так, если расходы превышают отметку в 60%, оптимально использовать объект «доходы минус расходы» со ставкой налога 15%.

Ведение учета хозопераций при УСН довольное простое по сравнению с другими системами. Данная форма налогообложения позволяет сэкономить финансы на налогах и дает возможность использовать их на другие цели, необходимые для развития предприятия.

В какой бюджет платится УСН?

УСН является такой системой налогообложения, при которой сдавать отчетность и оплачивать налог нужно по месту жительства (для ИП) или по месту регистрации (для предприятий). Уплата данного налога не привязана к месту получения дохода от осуществляемой деятельности. То есть деятельность можно вести в любом регионе страны, но отчитываться и оплачивать налог придется по месту регистрации (для фирм) или прописки (для ИП) (п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

УСН является федеральным налогом, но это не означает, что он пойдет именно в федеральный бюджет. Перечисление данного налога производится на счет федерального казначейства, а оттуда денежные средства распределяются по бюджетам. Данные действия осуществляются независимо от плательщика.

Порядок распределения данного рода платежей подробно отражен в бюджетном законодательстве, согласно которому УСН распределяется в размере 100-процентного норматива в бюджет региона (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

О том, кто может работать на упрощенке, см. материал «Кто является плательщиками УСН?».

Что такое УСН

Налоговая система РФ предоставляет налогоплательщикам возможность вести хоздеятельность на общем режиме или специальном. Одним из видов льготной системы налогообложения является упрощенная. УСН не устанавливает, в отличие от ЕНВД, ограничений по видам деятельности. Но существует ряд критерий, в зависимости от которых налогоплательщик может или нет применять упрощенку.

В частности, это ограничения по численности (не более 100 чел.); по доходам за прошлые 9 мес. (не более 112,5 млн. руб.) и текущий период (не более 150 млн. руб.); по доле участия других предприятий (не выше 25 %) и т.д. Если все условия соответствуют нормативным, компания или ИП может вести деятельность на упрощенке. Что это дает с точки зрения фискальной нагрузки?

Прежде всего, упрощенцы не обязаны начислять и платить НДС, налог на прибыль (на доходы для ИП), а также имущественный. Исключение – объекты, по которым налог на имущество рассчитывается с кадастровых показателей. В общем порядке платятся страховые взносы и соблюдается кассовая дисциплина. В связи со снижением перечня налогов сокращается и список предоставляемой отчетности. Декларация по УСН сдается в территориальное подразделение – раз в год.

УСН – виды деятельности

УСН – федеральный или региональный налог

На законодательном уровне налоговая система РФ регулируется в глав. 2 НК. В соответствии со стат. 13-15 устанавливаются действующие виды федеральных, региональных (субъектов России) и местных фискальных платежей. В частности, классификация выглядит так:

  • Федеральные налоги – прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, водный, на добычу ископаемых, госпошлины, за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.
  • Региональные налоги – с игорной деятельности, транспортный, имущество (для юрлиц).
  • Местные налоги – земельный, торговый сбор, имущество (для физлиц).

Следовательно, налог с упрощенной системы налогообложения в указанных статьях отдельно не поименован. К какому же бюджету относится этот платеж? Согласно п. 7 стат. 12 НК налоговым законодательством России, а именно Налоговым Кодексом, могут вводиться в действие специальные режимы налогообложения. Уплата налогов по таким режимам производится в федеральный бюджет. Порядок начисления и перечисления регулируется также НК РФ.

А значит, налог с УСН, равно как и с ЕНВД, ЕСХН, относится по классификации к федеральным фискальным платежам. Что это означает на практике для налогоплательщиков? Во-первых, уплата налога с упрощенки не привязана к месту фактического ведения деятельности. ИП перечисляют суммы в ИФНС по месту своего проживания; юрлица – по месту налоговой регистрации.

Во-вторых, оплата налога с упрощенки подразумевает перечисление средств в бюджет федерального уровня. Но на деле такие суммы распределяются со счетов Казначейства непосредственно в региональные бюджеты. Процент распределения составляет 100 % (стат. 56 БК РФ). Соответственно, несмотря на то, что теоретически упрощенный налог относится к федеральным платежам, по факту перечисление таких сумм осуществляется в регионы РФ. Именно поэтому власти субъектов России вправе дополнительно влиять на порядок применения упрощенного спецрежима путем утверждения региональных нормативных актов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

Правила уплаты УСН

НК РФ в ст. 12 устанавливает 3 типа налогов :

Учет налоговых обязательств разных видов бюджетной принадлежности ведется обособленно. При наличии переплаты по одному из налогов зачесть ее в счет налога, подлежащего уплате в другой бюджет нельзя. Излишне перечисленные суммы в федеральный бюджет разрешено переводить на счета оплаты других федеральных налогов, но не для перекрытия задолженности по региональным или местным налогам.

При переходе на упрощенный спецрежим субъекты предпринимательства обязаны подавать налоговую декларацию в ИФНС с периодичностью 1 раз в год. Отчеты сдаются в отделения налоговых органов:

  • для ИП с привязкой к месту жителя коммерсанта;
  • для юридических лиц подразделение налоговой инспекции выбирается по месту регистрации предприятия.

Налог уплачивается без разделения по принадлежности к территориям получения дохода. Вся сумма налогового обязательства перечисляется по месту прописки ИП или по месту регистрации фирмы. Какая разновидность налога УСН – местный налог или федеральный:

  • предпринимательскую деятельность можно осуществлять в разных местах РФ;
  • подавать отчетность и уплачивать налог необходимо с привязкой к месту регистрации или прописки;
  • налоговые перечисления направляются в федеральный бюджет.

УСН это какой налог

На законодательном уровне налоговая система РФ регулируется в глав. 2 НК. В соответствии со стат. 13-15 устанавливаются действующие виды федеральных, региональных (субъектов России) и местных фискальных платежей. В частности, классификация выглядит так:

  • Федеральные налоги – прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, водный, на добычу ископаемых, госпошлины, за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.
  • Региональные налоги – с игорной деятельности, транспортный, имущество (для юрлиц).
  • Местные налоги – земельный, торговый сбор, имущество (для физлиц).

Следовательно, налог с упрощенной системы налогообложения в указанных статьях отдельно не поименован. К какому же бюджету относится этот платеж? Согласно п. 7 стат. 12 НК налоговым законодательством России, а именно Налоговым Кодексом, могут вводиться в действие специальные режимы налогообложения. Уплата налогов по таким режимам производится в федеральный бюджет. Порядок начисления и перечисления регулируется также НК РФ.

А значит, налог с УСН, равно как и с ЕНВД, ЕСХН, относится по классификации к федеральным фискальным платежам. Что это означает на практике для налогоплательщиков? Во-первых, уплата налога с упрощенки не привязана к месту фактического ведения деятельности. ИП перечисляют суммы в ИФНС по месту своего проживания; юрлица – по месту налоговой регистрации.

Во-вторых, оплата налога с упрощенки подразумевает перечисление средств в бюджет федерального уровня. Но на деле такие суммы распределяются со счетов Казначейства непосредственно в региональные бюджеты. Процент распределения составляет 100 % (стат. 56 БК РФ). Соответственно, несмотря на то, что теоретически упрощенный налог относится к федеральным платежам, по факту перечисление таких сумм осуществляется в регионы РФ. Именно поэтому власти субъектов России вправе дополнительно влиять на порядок применения упрощенного спецрежима путем утверждения региональных нормативных актов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Удобством, простотой применения отличается упрощенная система налогообложения. Она доступна для предпринимателей в двух формах с разными налоговыми объектами и ставками. Вопрос принадлежности УСН – федеральный или региональный налог, встает при определении бюджета для перечисления рассчитанного налогового обязательства.

Перераспределение поступившего налога

На последнем этапе средства, поступившие на счет казначейства федерального уровня, перераспределяются между бюджетами других уровней. Эти манипуляции происходят без участия налогоплательщиков. Нормами Бюджетного кодекса в ст. 56 указано, что поступающие ресурсы от плательщиков налога по УСН должны в объеме 100% перенаправляться в бюджеты регионов.

Упоминания о том, что УСН относится к категории федеральных налогов, содержатся в Письме ФНС от 10 мая 2006 г. под № ММ-6-19/ и в Письме, изданном Минфином, от 20.04.2006 г. № 03-02-07/2-30. Упрощенная система не числится в списке налогов в ст. 13-15 НК РФ. Но ссылка на принадлежность упрощенного спецрежима к федеральной бюджетной группе имеется в ст. 13 НК РФ. В числе других федеральных налогов значатся подоходный налог, платежи по акцизам, НДС, прибыли и НДПИ, все виды государственных пошлин, водный налог и налог, взимаемый с имущества.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

Общая характеристика упрощенного режима

Субъекты предпринимательства отдают предпочтение УСН по причине освобождения от уплаты ряда налогов и отсутствия необходимости составлять налоговую отчетность с периодичностью чаще, чем раз в году. В зависимости от предполагаемого объема годовой выручки и ожидаемых издержек деятельности можно выбрать наиболее выгодный объект налогообложения:

  1. По признаку «доходы», для которого действует ставка налогообложения на уровне 6%. Налоговая база формируется из всей суммы годовых доходных поступлений.
  2. По признаку «доходы минус издержки», при которой величина налоговой базы рассчитывается как разница между выручкой и понесенными затратами. Расходы можно вносить в расчет при условии, что они включены в актуальный перечень затрат, утвержденный законодательно, и являются экономически обоснованными, имеют документальное подтверждение.

Если расходная часть перекрывает больше половины доходных поступлений, то выгодно применять второй вид УСН.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

УСН региональный или федеральный?

УСН является такой системой налогообложения, при которой сдавать отчетность и оплачивать налог нужно по месту жительства (для ИП) или по месту регистрации (для предприятий). Уплата данного налога не привязана к месту получения дохода от осуществляемой деятельности. То есть деятельность можно вести в любом регионе страны, но отчитываться и оплачивать налог придется по месту регистрации (для фирм) или прописки (для ИП) (п. 6 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

УСН является федеральным налогом, но это не означает, что он пойдет именно в федеральный бюджет. Перечисление данного налога производится на счет федерального казначейства, а оттуда денежные средства распределяются по бюджетам. Данные действия осуществляются независимо от плательщика.

Порядок распределения данного рода платежей подробно отражен в бюджетном законодательстве, согласно которому УСН распределяется в размере 100-процентного норматива в бюджет региона (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ).

О том, кто может работать на упрощенке, см. материал «Кто является плательщиками УСН?».

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

НК РФ в ст. 12 устанавливает 3 типа налогов :

Учет налоговых обязательств разных видов бюджетной принадлежности ведется обособленно. При наличии переплаты по одному из налогов зачесть ее в счет налога, подлежащего уплате в другой бюджет нельзя. Излишне перечисленные суммы в федеральный бюджет разрешено переводить на счета оплаты других федеральных налогов, но не для перекрытия задолженности по региональным или местным налогам.

При переходе на упрощенный спецрежим субъекты предпринимательства обязаны подавать налоговую декларацию в ИФНС с периодичностью 1 раз в год. Отчеты сдаются в отделения налоговых органов:

  • для ИП с привязкой к месту жителя коммерсанта;
  • для юридических лиц подразделение налоговой инспекции выбирается по месту регистрации предприятия.

Налог уплачивается без разделения по принадлежности к территориям получения дохода. Вся сумма налогового обязательства перечисляется по месту прописки ИП или по месту регистрации фирмы. Какая разновидность налога УСН – местный налог или федеральный:

  • предпринимательскую деятельность можно осуществлять в разных местах РФ;
  • подавать отчетность и уплачивать налог необходимо с привязкой к месту регистрации или прописки;
  • налоговые перечисления направляются в федеральный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в Российской Федерации

1.1 Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования

1.2 Учетная политика для целей налогообложения и ее формирование

ГЛАВА 2 Методология бюджетного налогообложения учреждений

2.1 Налоги, взимаемые с бюджетных учреждений

2.2 Проведение налоговых проверок в бюджетных учреждениях

ГЛАВА 3 Анализ налогообложения предприятий бюджетной сферы на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка»

3.1 Краткая характеристика МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка»

3.2 Расчёт налогов на примере МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка» и их динамика за 2006-2008г.

3.3 Рекомендации по совершенствованию налогообложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций некоммерческого характера.

Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых смет доходов и расходов.

Бюджетные учреждения помимо осуществления деятельности предусмотренной уставом, имеют право заниматься предпринимательской деятельностью.

Во многом расширению предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, увеличению доходов от нее способствовало налоговое законодательство. Уже первыми законодательными актами Российской Федерации по налогам и сборам был предусмотрен широкий перечень льгот по налогообложению доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, в том числе учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.

Из-за недостаточного финансирования со стороны государства бюджетные учреждения задолжали банкам и поставщикам материальных ресурсов. Будучи не в состоянии обеспечить даже своевременную выплату заработной платы своим работникам, они приостановили работы по строительству и капитальному ремонту зданий, развитию материальной базы. Все это отрицательно влияет на деятельность бюджетных учреждений.

В эпоху развития новых экономических отношений, выбранная мной тема выпускной квалификационной работы является наиболее актуальной. От правильного (оптимального) выбора налоговой системы зависит залог успешного решения проблем стоящих перед страной.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается еще и тем фактом, что налоги являются одним из основных видов дохода федерального бюджета Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является детальное рассмотрение особенностей и специфики налогообложения бюджетных учреждений

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в РФ;

— изучить методологию бюджетного налогообложения учреждений;

— проанализировать особенности налогообложения бюджетного учреждения;

— обозначить пути совершенствования налогообложения бюджетных учреждений.

Объект исследования – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр культурного и военно-патриотического воспитания «Чайка».

Предмет исследования – система налогообложения на данном предприятии.

В выпускной квалификационной работе использована российская законодательная и нормативно-правовая база по налогообложению и налоговому учету.

В процессе исследования используется информация, отраженная в первичных и сводных документах, регистрах синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности, расчетах, декларациях и отчетах по налогообложению в МОУДОД ЦК и ВПВ «Чайка».

Теоретическую базу составили общая экономическая теория, научные труды ведущих российских и ученых-экономистов в области теории и совершенствования практики налогообложения бюджетных учреждений.

В рамках данного исследования были применены классические методы экономического анализа – метод сравнения, метод построения аналитических таблиц.

ГЛАВА 1 Правовые и теоретические аспекты налогообложения предприятий бюджетной сферы в Российской Федерации

1.1 Понятие «бюджетное учреждение» и принципы его финансирования

Основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ). Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.

Понятие бюджетного учреждения приведено в ст. 161 БК РФ и определяет его как организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, научно-технических, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Исходя из этого определения отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:

— они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;

— они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;

— они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;

— смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основной для выделения и расходования бюджетных средств.

Таким образом, чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и задачи, ради которых эта организация создана.

Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней, основанная на государственном устройстве Российской Федерации и экономических отношениях и регулируемая нормами права.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со ст. 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные учреждения финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов и за счет средств бюджетов всех уровней.

Бюджетные учреждения могут получать еще и внебюджетные доходы.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов.

Первый этап. Составление и утверждение бюджетной росписи.

Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении.

Получатель бюджетных средств – это бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований.

Роспись составляется в десятидневный срок со дня утверждения бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов с поквартальной разбивкой. После этого роспись подается на утверждение в орган исполнительной власти, ответственный за составления бюджета.

Второй этап. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После утверждения сводной бюджетной росписи исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Третий этап. Смета доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня со дня утверждения сметы передать ее в орган, исполняющий бюджет.

Налогообложение

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И.В. РАЗУМОВА, кандидат экономических наук, начальник кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Кировский филиал Академии права иуправления ФСИНРоссии

В условиях завершения налоговых реформ в России необходимо уделить внимание налогообложению бюджетных организаций. Особенности функционирования бюджетных учреждений должны быть учтены в общей системе налогообложения. Рассмотрены основы формирования налоговой системы федеральных бюджетных учреждений и критерии построения системы. Сделан вывод о необходимости формирования системы налогообложения бюджетныхучреждений в целях повышения эффективности функционирования государственного сектора.

Ключевые слова: федеральные бюджетные учреждения, система налогообложения, критерии системы налогообложения.

В целях реализации основных функций государства создаются организации, финансируемые за счет бюджетов различных уровней. Федеральные бюджетные учреждения (ФБУ) предназначены для выполнения задач на федеральном уровне. Правовые нормы Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) не представляют исключительных преференций в пользу ФБУ, поэтому организации, финансируемые из бюджетов, должны исполнять обязанности налогоплательщика (налогового агента) на общих основаниях. Насколько эффективен механизм налогообложения бюджетного имущества (бюджетных средств) — вопрос, требующий глубокого исследования. Для проведения исследования системы налогообложения федеральных бюджетных учреждений на первом этапе необходимо изучить правовые основы функционирования ФБУ, разобраться в понятии «система налогообло-

жения» и исследовать необходимость ее выделения в отдельную структуру.

На основании ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Таким образом, в бюджетном законодательстве появляется понятие «государственное (муниципальное) задание», которое по своей сути определяет функции учреждения, закрепленные в учредительных документах.

Учреждения имеют право заниматься приносящей доходы деятельностью, если это прямо предусмотрено в их учредительных документах. Однако на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Прежде чем говорить о системе налогообложения бюджетных организаций, необходимо определить само понятие «налоговая система России» (система налогообложения) и возможность выделения и применения понятия «система налогообложения ФБУ».

В переводе с греческого «система — это целое, составленное из частей; соединение». В соответствии с определением, представленном в советском энциклопедическом словаре, под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, определяющее целостность, единство .

Любая система становится системой только тогда, когда соблюден ряд критериев, выстраивающих составные элементы в логическую структуру. На наш взгляд, можно выделить следующие критерии построения системы: цель, задачи, принципы построения, взаимосвязь составляющих элементов, методология.

При определении перечисленных критериев можно говорить о сложившейся совокупности как о функционирующей системе. Попробуем определить систему налогообложения ФБУ с точки зрения перечисленных критериев. Для правильного понимания вопроса необходимо разобраться в понятии «система налогообложения ФБУ».

Понятие «налоговая система» в законодательных актах РФ отсутствует. При этом гл. 2 НК РФ называется «Система налогов и сборов в Российской Федерации», где рассмотрены виды налогов и сборов. В экономическом словаре Б. А. Райзберга под налоговой системой понимается совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, атакже налоговых органов. Исходя из определения, понятие «налоговая система» применяется по отношению к государству в целом. Понятие же «система налогообложения» возможно применять по отношению к какой-либо отдельно выделенной структуре, например, ксектору государственных учреждений, а в частности к федеральным бюджетным учреждениям. Таким образом, под системой налогообложения федеральных бюджетных учреждений понимается совокупность взимаемых с федеральных бюджетных учреждений налогов с применением единых форм и методов налогообложения.

В целях определения механизма функционирования системы налогообложения ФБУ остановимся изначально на цели и задачах.

Цель построения системы налогообложения заключается в обеспечении максимальной эф-

фективности деятельности ФБУ при реализации государственных задач.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

— соблюдение основных принципов налогообложения на законодательном уровне в отношении ФБУ;

— соразмерная с основными функциями учреждения налоговая нагрузка;

— минимизация налоговых рисков;

— разработка единой методологии налогового учета.

Далее рассмотрим принципы налогообложения, которые являются основой построения системы.

Существует множество разных подходов к определению принципов налогообложения. Одни авторы выделяют принципы на основе их экономической обоснованности как с точки зрения государства, так и конкретного субъекта. Другие авторы используют сугубо юридический подход, на основе которого выделяют принципы налогообложения, только закрепленные в Конституции РФ и НК РФ.

По нашему мнению, можно выделить следующие основные принципы налогообложения: справедливость, всеобщность (законность), принцип равного налогового бремени. При разработке системы налогообложения ФБУ эти принципы должны являться основой ее построения.

Принцип справедливости. Несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение двухсот лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения. Проблема справедливости в налогообложении — это проблема в первую очередь политического характера. В 1870 г. ученый М. М. Алексеенко отмечал, что при формировании налогов люди стремятся к «справедливости», но «человеческая справедливость» относительна и зависит от социально-политического устройства.

Впоследствии данный принцип нашел свое закрепление и в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько «преломленном» виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов), а именно: «… при установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости». При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

Федеральные бюджетные учреждения, как уже отмечалось, предназначены для реализации функций государства. На практике ФБУ фактически платят те же налоги, что и коммерческие организации. На данное время остаются некоторые нерешенные проблемы в части налогообложения «бюджетного имущества» (имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета), например в части транспортного налога. На федеральном уровне на основании гл. 28 НК РФ большинство учреждений не попадают ни в категорию «льготников», ни под правовую норму «не являются объектом налогообложения». Налог является региональным, поэтому возможно установление дополнительных льгот в законах субъектов РФ, однако в большинстве случаев это не в их интересах и такие нормы в законах отсутствуют. Поэтому значительный сектор ФБУ должен уплачивать транспортный налог, финансирование которого из федерального бюджета не предусмотрено. Аналогичная ситуация возникает и по земельному налогу, и налогу на имущество организаций.

Отсутствие льгот на федеральном уровне может быть направлено на реализацию одной из функций налогов — перераспределение доходов. В данных примерах — перераспределение средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Но при этом министерствами и ведомствами не предусмотрен четкий механизм включения в состав расходов бюджетного учреждения средств на уплату транспортного и земельного налога, налога на имущество организаций как на стадии составления сметы, так и фактического исполнения бюджета.

Возникают аналогичные ситуации и при уплате федеральных налогов. Так, например, неурегулированным остается вопрос уплаты налога на прибыль организаций с доходов, полученных от сдачи федерального имущества в аренду. Такие доходы в органах федерального казначейства при поступлении автоматически зачисляются на счета доходов федерального бюджета без права их расходования ФБУ. Возникает вопрос: с каких средств платить налог на прибыль? Разъяснения по этому вопросу Министерства финансов РФ появились в апреле 2008 г. , на основании которых подтверждается обязанность ФБУ уплатить налог на прибыль, но признается, что фактический механизм изъятия налога отсутствует, поэтому задолженность по налогу фиксируется, но пени и штрафы за неуплату налога начисляться не будут. Данная ситуация приводит к выводам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) отсутствие механизма изъятия налога на прибыль ФБУ с доходов в виде платы за сдачу имущества в аренду влечет прямое нарушение законодательства по причинам, не зависящим от налогоплательщика;

2) обязанность по уплате налога на прибыль организаций остается неисполненной и отражается в составе кредиторской задолженности ФБУ.

Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений, как правило, нацелена на реализацию возложенных на них функций. Большинство учреждений не имеет возможности отказаться от предпринимательской деятельности, несмотря на такое желание со стороны администрации. Однако налоговая система РФ опять же не предусматривает особой системы взимания и уплаты налогов. Для подтверждения этого рассмотрим на примере сектор ФБУ — учреждения уголовно-исполнительной системы.

Федеральные бюджетные учреждения федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) осуществляют предпринимательскую деятельность в целях осуществления возложенных на них функций. Функции реализуются через исполнение исключительных полномочий:

1) услуги по временному размещению и проживанию — свидания осужденных к лишению свободы (ст. 89УИКРФ);

2) розничная торговля — приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и первой необходимости (ст. 88 УИК РФ);

3) другие виды деятельности — привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. 103 УИК РФ).

Доходы, получаемые от таких видов деятельности, попадают под единую налоговую систему, что зачастую приводит к неэффективности (иногда невозможности) осуществления такой деятельности, которая является обязательной к исполнению в соответствии с действующим законодательством.

Указанные примеры подтверждают нарушение основного принципа построения налоговой системы в части ФБУ — принципа справедливости, что в дальнейшем требует более тщательного изучения.

Принцип законности налогообложения. Данный принцип является общеправовым и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем предусмотрено федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35

Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, принцип законности проявляется в налоговой сфере в первую очередь применительно к налоговым обязанностям. Так, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Как следует из ст. 4 НК РФ, рассматриваемый принцип в целом означает ограничение нормот-ворческих полномочий исполнительных органов власти в сфере налогообложения, они, по общему правилу, не вправе изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В практической работе ФБУ часто сталкиваются с противоречиями как в НК РФ, так и в законодательных и нормативно-правовых актах субъектов РФ. Внутренние противоречия НК РФ и расхождения с другими федеральными законами устраняются путем внесения поправок. На данное время налоговая реформа близится к завершению. Однако это не означает отсутствие в будущем серьезных изменений в нормативной базе. Законотворческий процесс не останавливается, появляются новые изменения, которые, как правило, еще более усложняют ведение учета, а соответственно, и налоговое администрирование. Часть вторая НК РФ принята 05.08.2000, и до настоящего времени поправки в этот документ вносились более чем 130-ю федеральными законами. В отдельные периоды времени, только в течение года, вносились изменения более 20 федеральными законами. Возникает вопрос о реальности практического применения действующего налогового законодательства «рядовыми» бухгалтерами. Этот пример рассматривает только основной нормативный документ — Налоговый кодекс РФ. Помимо основного нормативного документа существует огромное количество уточняющих и разъясняющих приказов и писем, которые необходимо учитывать при организации налогового учета. Наличие таких разъяснений не всегда облегчает на практике понимание и применение налогового законодательства.

Таким образом, реализация принципа законности осуществляется в нормативно-правовых

актах, которые ограничивают неправомерные действия и решения государства в налоговой сфере. Этот принцип на конституционном уровне ставит препоны налоговому произволу, создает основы определенного и законного налогообложения. Также принцип должен реализовываться через совершенствование законодательной базы. Совершенствование должно выражаться в исключении понятий двойственного толкования, разъяснении положений НК РФ с точки зрения объективности, а не интересов ФНС РФ, согласовании принципиальных позиций министерств и ведомств по отдельным проблемным вопросам.

Принцип равного налогового бремени (налоговой нагрузки). В научной литературе этот принцип часто называют принципом равенства в налогообложении, что не меняет его сущности.

Данный принцип является конституционным и закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

Поэтому в развитие этих положений в ч. 2 п.

2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства) и содержатся в ч. 3 п. 2 ст.

3 НК РФ: например, при ввозе товара в РФ из-за рубежадопустимо установление особыхвидов пош-

лин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 04.04.1996 № 9-П указал: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 Постановления КС РФ от 04.04.1996 № 9-П).

Таким образом, равенство в налогообложении понимается не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. Другими словами, равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. Таким образом, речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики.

На основании приказа ФНС России № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка организации рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) . В прил. 3 данного приказа приведены фактические данные (основание — налоговая отчетность) налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Так, в 2007 г. средняя налоговая нагрузка по всем отраслям составила 14,4%, при этом в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых — 60,2 %, а в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 3,8 %.

В настоящее время одним из наиболее «популярных» видов попрания этого конституционного принципа (равного налогового бремени), безусловно, придется признать принятую и допускаемую законодательством многих стран практику предоставления индивидуальных налоговых льгот.

В Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещено положениями ст. 56 НК РФ.

Современные исследователи налогов считают, что «налоговая система государства — это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами — все это отражалось на эволюции налоговой системы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выдержан ли принцип равного налогового бремени для таких организаций, как федеральные бюджетные учреждения, возможно определить путем серьезного анализа налоговой нагрузки с учетом видов осуществляемой предпринимательской деятельности.

Помимо цели, задач, принципов построения для определения системы налогообложения ФБУ необходимо обратить внимание на такую составляющую, как взаимосвязь составляющих элементов. Взаимосвязь элементов определяется на уровне налогового законодательства. Если отдельными элементами системы считать налоги и сборы, то взаимосвязь учтена при взимании налогов. Так, например, налог на добавленную стоимость включается в стоимость товаров (работ, услуг) при отсутствии оснований для налогового вычета, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; единый социальный налог включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль; выплаты физическим лицам за счет чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль) не облагаются единым социальным налогом и т. д. Таким образом, логическая взаимосвязь налогов — элементов налогообложения предусмотрена действующим законодательством.

При построении системы налогообложения необходимо использовать единую методологию, предусматривающую применение определенных методов:

1) изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

2) замена одних способов налогообложения другими;

3) изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения;

4) введение или отмена налоговых льгот и преференций;

5) введение дифференцированной системы налоговых ставок .

Применительно к ФБУ при разработке системы налогообложения необходимо использовать существующую методологию с учетом применения перечисленных методов.

Таким образом, для реализации федеральными бюджетными учреждениями государственных задач необходимо построение системы налогообложения с учетом всех составляющих. Разработка такой системы позволит комплексно решить стоящие перед ФБУ задачи с достижением наибольшей эффективности деятельности наряду с минимизацией налоговых рисков.

Список литературы

1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

2. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

3. Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 01-СШ/30.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены статьей 321.1 Налогового кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц, по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговой учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно — управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности. При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационые доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, помимо расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся Согласно п.4 ст.321 Налогового Кодекса РФ:

  • 1. Сумма амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученной от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
  • 2. Расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.

В бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Если бюджетная организация находится на общем режиме налогообложения или является плательщиком ЕНВД, то бухгалтерский учет ведется традиционным способом, т.е. в соответствии с правилами закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ и положениями по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет ведется на основании общего плана счетов, утвержденного в 2000 году. Особенность проявляется в составлении дополнительной формы отчетности. В состав годовой отчетности, помимо основных форм, включается Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Порядок составления Формы №6 установлен «Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» согласно приказу Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003г. №67н. данная форма предоставляется в налоговую инспекцию.

У бюджетных организаций должна быть учетная политика, либо положение по бухгалтерскому учету, в обязательном порядке. Учетная политика создается в соответствии с ПБУ 04/99 «Учетная политика организации». Она включает в себя следующие разделы: общие положения по бухгалтерскому учету (график рабочего процесса, график инвентаризации, обязанности работников бухгалтерии и др.); организация бухгалтерского и налогового учетов (указываются варианты учета и регистры учета); описываются налоги, уплачиваемые организацией. Последний раздел делится на подразделы по видам налогов:

  • 1. Налог на прибыль (присутствует в том случае, если осуществляется неуставная деятельность);
  • 2. НДС (не описывается, если осуществляется деятельность за счет бюджетных средств, исключение составляет продажа имущества);
  • 3. Налог на имущество;
  • 4. Транспортный налог (описывается в том случае, если осуществляется деятельность, приносящая доход);
  • 5. Земельный налог (аналогично транспортному налогу, описывается в том случае, если осуществляется деятельность, приносящая доход);
  • 6. ЕСН;
  • 7. НДФЛ.

Таким образом, ведение налогового и бухгалтерского учета бюджетных организаций, определено рядом документов: Налоговым Кодексом РФ, законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, приказом Министерства Финансов Российской Федерации «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003г. №67н, ПБУ 04/99 «Учетная политика организации» и др. В соответствии с этими документами бюджетные организации ведут свою деятельность. Однако, налоговая система Российской Федерации и налоговое законодательство оказывают большое влияние на функционирование предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *