Сколько учеников в классе?

Не каждый педагог знает, какое число наполняемость каждого класса не должна превышать. Разумеется, родителям это тоже неизвестно. Нормы наполняемости прописаны в СанПине, поэтому их нужно соблюдать. Поговорим о количестве детей в классах и о других важных нормативах для успешной учебы.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется «с потолка». Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения».
  3. Приказ от сентября 2013 года «Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации».
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями».

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Стандартные рамки

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

От чего зависит количество учеников

Наполняемость класса зависит от соблюдения норм площади для одного учащегося, а также требований, касающихся расстановки мебели. Сюда же относятся обязательные нормы удаленности от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют немаловажную роль в этом вопросе. Если все условия соблюдаются, то классы могут разделить по группам, которые формируются, в зависимости от предмета. Как видите, наполняемость класса — это не цифра, взятая из головы, а четко выверенное количество детей, соблюдая которое, обучение можно сделать максимально результативным.

Требования к помещениям

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

  1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
  2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

  1. Незаконное ограничение права на образование или его нарушение. Оно выражается тем, что нарушаются или ограничиваются конституционные права ребенка на получение бесплатного и доступного образования. Сюда же относится отказ директора принять ребенка в школу или исключение учащегося из учреждения. Проступок наказывается штрафом. Должностные лица должны будут заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица — от ста до двухсот тысяч.
  2. Незаконное ограничение или нарушение прав и свобод, связанных с образованием и установленных законом. Сюда относится нарушение установленного порядка реализации этих прав и свобод. За подобные деяния должностных лиц наказывают административным штрафом от десяти до тридцати тысяч рублей. Юридическим лицам придется выплачивать штраф от пятидесяти до ста тысяч.

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

  1. За несоблюдение норм человеку сначала будет вынесено предупреждение, а при повторном нарушении штраф. Для физических лиц — от ста до пятисот рублей. Для должностных лиц от пятисот рублей до тысячи. Для тех, кто осуществляет деятельность без пометки юридического лица — штраф до тысячи и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам придется выплатить от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае невыплаты им также грозит приостановление деятельности на тот же срок.

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

Решение за директором

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих — до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

Другие нормы

Не только нормы наполненности классов влияют на качество образования. В век технологий дети повально увлекаются компьютерами и гаджетами. Это привело к тому, что каждый второй ребенок теперь имеет проблемы со зрением или носит очки. Сейчас в классах стоят жидкокристаллические экраны, так что санитарные нормы, которые были рассчитаны на мониторы с электронно-лучевыми трубками, уже не актуальны. Потому нормы претерпели изменения. Сейчас ученик может находиться перед монитором:

  1. Не больше двадцати минут (первоклассники и второклассники).
  2. Не более двадцати пяти минут (для третьеклассников и четвероклассников).
  3. Время не должно превышать полчаса (для пятых-шестых классов).
  4. Для седьмых-одиннадцатых — тридцать пять минут.

Что касается интерактивной доски, то для младших классов непрерывная работа позволительна в течение пяти минут, а для средних и старших — десять минут. Общая продолжительность занятия с доской на уроке для первоклассников и второклассников не должна быть больше двадцати пяти минут. Для третьих и четвертых классов — не больше получаса, но при условии, что меняются виды деятельности.

Ранее нормы были не такие жесткие. Первоклассникам разрешалось непрерывно работать в течение десяти минут.

Врачи бьют тревогу, а потому требуют от школ, чтобы дети не пользовались на одном уроке несколькими электронными средствами обучения.

Также был добавлен третий урок физической культуры. В документах это объясняется тем, что детям необходимо удовлетворять свою потребность в движении. Нормы запрещают заменять физической культурой другой предмет.

Внешкольная деятельность теперь прописана в образовательных стандартах. Поэтому школы пытаются максимально занять детей. Чаще всего ничего хорошего из этого не получается — детей попросту перегружают. Сейчас установили максимальный объем такой нагрузки. Он не должен превышать десяти часов. Это время можно распределить как вне уроков, так и в праздничные, нерабочие дни или каникулы. Важно помнить, что внеклассная деятельность должна быть на добровольной основе, а не по принуждению.

Подводя итог, отметим, что напрасно мы относимся к проблеме наполняемости так легко. Безусловно, многие вспоминают, как сами учились в очень больших классах. Учителя до сих пор друг другу рассказывают, что в журналах не хватало строчек. Разве это хорошо? Ведь не просто так были придуманы все эти нормы и правила.

Сейчас существует много факторов, которые негативно влияют на здоровье детей. Поэтому то, какая должна быть наполняемость классов, освещенность кабинетов и прочее, нужно четко представлять и всегда соблюдать. Родители не могут находиться со своим ребенком двадцать четыре часа, поэтому образовательное учреждение играет огромную роль в воспитании детей, обучении и здоровье.

Пусть лучше учеников будет меньше, чем обучение станет неэффективным. Большое количество народа в классе ведет к тому, что учитель физически не может охватить всю аудиторию. Потому половина учащихся плохо усваивает материал. Чтобы такого не случалось, нужно соблюдать санитарные нормы.

Особенным деткам нужно еще больше внимания и времени, чтобы усвоить материал. В большом классе сделать это очень трудно. Часто дети не ведут себя на уроке тихо. Из-за этого у ребенка, имеющего проблемы со слухом или зрением, усложняется процесс восприятия темы. Кроме того, каждому ребенку нужно адаптироваться, но лучше это делать в классе с небольшим количеством детей. По этой причине СанПин предусмотрел отдельные нормы для детишек с особенностями.

Школа — это то место, где человек проводит самые важные годы жизни. Именно детство и юность запоминаются на всю оставшуюся жизнь. От школы в большей степени зависит, какие это будут воспоминания. Школа — это второй дом, который должен быть максимально комфортным для детей.

Количество детей в классе регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10. Ранее в документе прямо указывалась максимально допустимая наполняемость классов в 25 человек (за исключением компенсирующих классов). Согласно последним изменениям, внесенным в 2016 году, предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика. При этом должны учитываться требования к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены.

Площадь учебных кабинетов берется без учета площади, необходимой для расстановки мебели для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

— не менее 2,5 м² на 1 ученика при фронтальных формах занятий;

— не менее 3,5 м² на 1 ученика при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Таким образом, если площадь учебного кабинета позволяет рассадить больше, чем 25 учащихся, то предельную наполняемость можно увеличить за счет возможностей классных кабинетов. Так что количество детей в классах будет максимально возможно увеличиваться, так как школа получает финансирование исходя из количества учеников. Малая наполняемость классов просто невыгодна. Сегодня школа не может отказать в приеме на основании того, что в классе уже 25 человек. Если площадь помещения позволяет рассадить там больше учеников, всех обязаны принять.

Пять лет назад (и тоже аккурат перед Новым годом) славный главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (он же СанПиН 2.4.2.2821-10). Этот тридцативосьмистраничный документ в ожидании инспекторов Роспотребнадзора практически наизусть выучили все директора российских школ. Потому как в нормах этих прописано даже количество писсуаров в расчете на количество учащихся и цвета, в которые должен быть выкрашен коридор рядом с гардеробом. И ушлый инспектор, имея в руках эти самые СанПиНы, завсегда может директора оштрафовать.

И все же самым главным положением СанПиНа был параграф 10.1, требующий, чтобы «наполняемость классов» не превышала 25 человек. В сочетании с нормативно-подушевым финансированием, когда школе платят за каждого обучающегося в ней человека, эта норма оказалась самой невыполнимой. Директор заинтересован взять как можно больше учеников. А мест-то обычно немного. По факту есть классы, где учатся 30 ребят, а то и 35. И как тут быть?

И вот теперь в эти самые санитарные нормы и правила внесены изменения. Есть корректировки технические, например слова «образовательный процесс» решили заменить словами «образовательная деятельность». Но есть положения, важные для учителей и родителей. Вот о них мы расскажем.

Уже не двадцать пять

Тот самый абзац про 25 учеников и ни одной головой больше теперь сформулирован по-другому: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению». То есть — ура! — исчезла знаменитая норма. С другой стороны, а что мешает теперь директору набить в класс и 40 учеников? И как с такой оравой справится учитель?

Не нагружать!

Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).

Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:

✓ для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

✓ для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

✓ для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;

✓ для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Снизилась и продолжительность уроков для первоклассников. Вот как сказано в документе:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый (раньше было 45 минут. — Авт.);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

На электронную доску не смотреть (почти)

Изменились нормы для работы за компьютером. Прежние разрабатывались еще когда в классах стояли мониторы с электронно-лучевыми трубками. Иной раз, правда, их и сейчас можно обнаружить в школах, но все-таки в основном теперь ЖК-экраны. А они менее вредны для зрения. Поэтому теперь: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

✓ для учащихся 1 — 2-х классов — не более 20 минут,

✓ для учащихся 3 — 4-х классов — не более 25 минут,

✓ для учащихся 5 — 6-х классов — не более 30 минут,

✓ для учащихся 7 — 11-х классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4-м классах не должна превышать 5 минут, в 5 — 11-м классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2-м классах составляет не более 25 минут, 3 — 4-м классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Раньше нормы были меньше — первоклашки могли смотреть на экран не больше 10 минут.

Врачи еще требуют, чтобы дети не использовали «на одном уроке более двух видов электронных средств обучения» — то есть планшет и интерактивную доску, например.

Третья физкультура

Отдельно закреплен в нормах третий урок физкультуры. Причем в такой редакции: «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.

Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

10 часов на занятия после уроков

Еще одно важное положение — количество часов на внешкольную деятельность. Она теперь записана в образовательном стандарте. И школы усердствуют, нагружая ребят проектной деятельностью, экскурсиями, соревнованиями, походами.

Так вот — теперь установлен предельный объем такой нагрузки.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *