Сквозной проход в доме

Обязательно ли делать сквозные проходы через лестничные клетки?

В соответствии с п.8.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013) сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

ст.90 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений» Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 13.07.2015).

Исходя из анализа требований, установленных п.8.14 СП 4.13130.2013, возможно сделать вывод о том, что сквозные проходы в зданиях (сооружениях) необходимо устраивать именно через лестничные клетки, так как данных сквозные проходы и лестничные клетки используются для передвижения пожарных, в том числе по всем надземным этажам зданий (сооружений), а также для прокладки рукавных линий по кратчайшему пути от пожарных гидрантов, либо от пожарных автомобилей, установленных на пожарных гидрантах или водоемах, до места подачи пожарных стволов (к позициям ствольщиков), в том числе и на всех надземных этажах зданий (сооружений).

Для чего в некоторых домах во время СССР делали сквозные подъезды

Анастасия Земляничко 06.02.2020 нет комментариев 0

Во времена Советского Союза для обеспечения граждан жильем строилось много типовых многоэтажных домов, архитектура которых не отличалась разнообразием. Все кирпичные, бетонные и панельные дома были «как две капли воды» похожи друг на друга. Однако есть одна интересная архитектурная особенность старых многоквартирных зданий – наличие сквозного прохода в каждом из подъездов дома. И если раньше об этом мало кто задумывался, такие подъезды были во многих многоэтажках, то сегодня подъезд с двумя входами вызывает удивление.

У дополнительной двери было традиционное расположение – она находилась с противоположной стороны от основного входа. Такое решение было обязательной частью проекта девятиэтажных многосекционных панельных домов серии II-49, спроектированных в брежневские времена для замены хрущевских пятиэтажек.

Делали также сквозные подъезды и в панельных домах серии П-46, разработанных в начале семидесятых годов нашими проектантами совместно с чешскими архитекторами. Одна дверь подъезда в этих домах вела на улицу, а вторая позволяла выйти во двор с противоположной стороны дома.

В наше время многие из дверей-дублеров замурованы или заварены стальными решетками. Существует множество версий, объясняющих назначение сквозного подъезда. Рассмотрим все теории, начиная с самой маловероятной, и заканчивая наиболее правдоподобными.

«Черный ход» для прислуги

Некоторые люди считают, что каждый подъезд не случайно имел парадный и «черный ход». По их версии через парадную дверь входили жильцы подъезда, а «черным входом» пользовалась прислуга, чтобы не доставлять неудобства жильцам. Такое объяснение удивит любого. Маловероятно, что советские архитекторы предусматривали сквозные подъезды для обеспечения возможности входа прислуги. Это полная ерунда, ведь у советских граждан не было никакой прислуги.

Для ускоренного выхода к бомбоубежищам

Во времена «холодной войны» была велика вероятность применение ядерного оружия. В этот период построили немало бомбоубежищ, которые располагались в непосредственной близости от многоэтажных зданий. Сквозной подъезд облегчал и ускорял выход жильцов к безопасному месту. Хорошо, что для этих целей он так и не пригодился.

Для дворников

Людей, которые следили за чистотой и порядком вокруг дома, хорошо знали во всех многоэтажках. Дворник считался важнейшим человеком в спальном районе и часто пользовался дверью, выходящей на вторую сторону здания, для упрощения своей работы. Согласитесь, намного быстрей попасть с уличной стороны дома во двор, пользуясь сквозным подъездом, чем обойти дом по кругу.

Часто в задней части подъезда организовывали так называемую «дворницкую». Она выполняла функции складского помещения и использовалась для хранения формы и инвентаря уборщика. Эту версию можно считать вполне вероятной.

Для экономии времени жильцов

Жителям многоэтажек известно, насколько неудобно обходить вокруг дома, чтобы выйти к магазину, автобусной остановке или собственному автомобилю. Вполне вероятно, что благодаря сквозным подъездам в длинных многоэтажках можно было решить эту проблему. Намного быстрее попасть на нужную сторону через сквозной проход, чем терять время на обходную дорогу. Между прочим, нередки случаи, когда сквозными подъездами пользовались посторонние люди просто для сокращения пути, чтобы не обходить длинный дом.

Для облегчения работ по погрузке и разгрузке мебели

Еще одной достаточно правдоподобной версией является вариант использования второй двери в качестве дополнительного входа для погрузочно-разгрузочных работ. Благодаря сквозному проходу можно было заносить стройматериалы для ремонта или мебель, не создавая проблем соседям по подъезду.

Удобство дополнительной двери оценили многие жители многоэтажных зданий, когда выезжали их соседи или заселялись новые жильцы. В таких случаях «черный вход» позволял беспрепятственно переносить крупногабаритную мебель, оставляя главный вход свободным.

Для обеспечения пожарной безопасности

Эта версия является наиболее правдоподобной. В соответствии с требованиями действующих в то время нормативных документов подъезды многоэтажных домов должны были иметь дополнительный выход с целью обеспечения пожарной безопасности. Благодаря дополнительному входу облегчалась работа пожарных бригад, которые должны были протягивать шланги для тушения источника возгорания.

Кроме того, из-за пожароопасной ситуации один из выходов мог быть охвачен огнем или просто перекрыт в связи с работой спасателей. Дополнительный выход в таком случае мог спасти жизни жильцов.

Сегодня в многоэтажных домах можно увидеть немало этих своеобразных памятников эпохе – не особо полезных, но достаточно таинственных. Заколоченные и зарешеченные двери в одних людей вселяют чувство тоски, других наполняют ностальгией по добрым старым временам. Жаль, что сквозные двери теперь не используют, хотя они являются удобным и практичным решением.

0

Другие обсуждения

  • Нормативные документы для определения степени и пределов огнестойкости этажерок и технологических кабельных эстакад

    Ответ эксперта

  • Устройство шахт лифтов и дверей по пункту 5.4.12 СП 1.13130.2009

    Ответ эксперта

  • Расчёт расстояния от ворот встроенной подземной автостоянки до окна офиса во встроено-пристроенной части

    Ответ эксперта

  • Нормирование расстояний от выходов/выездов из встроенного предприятия по обслуживанию автомобилей до нижних окон и эвакуационного выхода на улицу административного здания

    Ответ эксперта

  • Можно ли располагать административные помещения в здании категории А?

    Ответ эксперта

  • Можно ли эвакуироваться из помещений производственного здания через пристройку АБК?

    Ответ эксперта

  • Применяется ли СП 4.13330.2013 «Системы противопожарной защиты» к подземным ёмкостям бытовой канализации?

    Ответ эксперта

  • Правила для определения расстояний от нефтепровода до водозаборных скважин

    Ответ эксперта

  • Выбор типа системы оповещения и управления эвакуацией для многофункционального здания

    Ответ эксперта

  • Может ли запас пенообразователя для тушения резервуаров с нефтепродуктами храниться не на складе нефти, а в пожарной части?

    Ответ эксперта

  • Может ли пищеблок располагаться во вновь проектируемом здании детского сада? Что такое отдельный блок (здание)?

    Ответ эксперта

  • Можно ли снизить класс конструктивной пожарной опасности воздухоразделительной установки до С1 для того, чтобы не было необходимости в противопожарных стенах?

    Ответ эксперта

  • Применение правил пожарной безопасности при проведении работ по ликвидации поисковых и разведочных скважин нефтяных и газовых месторождений

    Ответ эксперта

  • Документы, регламентирующие расстояния от налива сжиженных углеводородных газов до факельных установок

    Ответ эксперта

  • Правила расчёта расстояний между выходами при проектировании офисного здания со встроенным предприятием по обслуживанию автомобилей

    Ответ эксперта

  • Можно ли применять для обоснования наличия пожарных подъездов пункт 8.5 СП 4.13130.2013?

    Ответ эксперта

  • Количество эвакуационных выходов из подвала жилого дома с высотой помещений более 1.8 м и с пониженной частью высотой менее 1.8 м

    Ответ эксперта

  • Расстояние от лесопарков до проектируемого здания четырехэтажного надземного паркинга на 150 машино-мест

    Ответ эксперта

  • Правила взрывобезопасности распространяются на насосный агрегат в целом или только на насос?

    Ответ эксперта

  • Тип противопожарного заполнения окон для автостоянок, встроенных или пристроенных к зданиям другого класса пожарной опасности

    Ответ эксперта

  • Нормативно-техническая документация, определяющая противопожарные расстояния между ЗРУ и автоматической установкой компенсации реактивной мощности, размещаемых на территории подстанции

    Ответ эксперта

  • Зона ответственности расчета и подбора огнезащитных материалов для покрытия стальных элементов

    Ответ эксперта

  • Нормативно-техническая документация для определения расстояния между зданием ЗРУ и силовым трансформатором

    Ответ эксперта

  • Экспертиза промышленной безопастности подземного газопровода низкого давления газоснабжения многоквартирного жилого дома

    Ответ эксперта

  • Противопожарные требования к конвейерной галерее, пристраиваемой к стене существующего производственного здания

    Ответ эксперта

  • Разъяснение понятия «отдельно стоящая сливоналивная эстакада»

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, применяемые при определении расстояний от подземных и надземных инженерных коммуникаций до зданий и сооружений

    Ответ эксперта

  • Требования к размещению факельной установки для сжигания избыточных газов на территории проектируемого производства и технологически связанной с ним

    Ответ эксперта

  • Требования к расстояниям от установки гидроочистки дизельного топлива до других объектов на газоперерабатывающем заводе

    Ответ эксперта

  • Можно ли принимать категорию помещения хранения пожарных мотопомп как для помещения хранения легковых автомобилей?

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие технологические и противопожарные расстояния между наружными установками на объектах сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений

    Ответ эксперта

  • Учёт высоты и ширины производственного здания при проектировании количества пожарных подъездов к нему

    Ответ эксперта

  • Противоречия в нормативных документах по проектированию систем пожаротушения на складах с высотным стеллажным хранением

    Ответ эксперта

  • Лестницы на неэксплуатируемой кровле жилого дома высотой более 50 метров

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие минимальные расстояния между складом нефтепродуктов и ГРПШ

    Ответ эксперта

  • Понятие «Технологические установки категорий А, Б по взрывопожарной и пожарной опасности» и определение минимального расстояния до открытой площадки категории АН

    Ответ эксперта

  • Нормы и правила, допускающие размещение баллонов с водородом у этажерок с открытой насосной и наружных установок

    Ответ эксперта

  • Нормативные документы, регламентирующие минимальное расстояние между подземными противопожарным водоводом и пенопроводом, прокладываемыми в одной траншее

    Ответ эксперта

  • Можно ли разместить помещение категории А во вставке производственного здания категории В?

    Ответ эксперта

  • Категорирование по взрывопожаробезопасности помещений гардеробных спецодежды и уличной одежды в производственном здании

    Ответ эксперта

  • Термин «открытое залегание торфа», правомерность его применения при наличии над торфом мохово-растительного слоя

    Ответ эксперта

  • Необходимость лифтов для пожарных в детских садах с количеством этажей более одного и пожарно-технической высотой менее 10 м

    Ответ эксперта

  • Средства пожаротушения и огнетушащие вещества для сливоналивных эстакад и устройств для ж/д и автомобильных цистерн

    Ответ эксперта

  • Можно ли располагать индивидуальные тепловые пункты в центре производственного здания?

    Ответ эксперта

  • Арка – как проезд во двор дома
    Ах, Арки — арочки! Сколько про них написано в последние годы. Арка во двор, подворотня, целые системы проходных дворов через арки. Сколько их в старых районах Москвы, не счесть!

    Арка въезда во двор двухэтажного дома на Школьной улице
    Воссозданные купеческие дома на Школьной улице можно считать энциклопедией арочных въездов во дворы. В центре каждого дома устроен проезд. Форма перекрытия арки самая разная, от классической арки до элементарной прямой балки.
    Сквозные арки для проезда с улицы во двор появились в России, скорее всего где-то в середине XVIII века, когда начали строить здания без разрыва между домами.
    Усадебная застройка предыдущего времени не нуждалась в подобных приемах, дома строили свободно, с разрывами между сооружениями. Застройка улиц «сплошным фасадом» появляется в послепетровские времена в крупных городах. И где-то в те годы появляется и проезд во двор, «прорубленный» на первом этаже дома.

    Кадашевская набережная.
    Фото 1971 г. из книги: «Памятники архитектуры Москвы, Замоскворечье»
    Первоначальная, в основе ещё с 1780-х годов, застройка «сплошною фасадою», что для Москвы конца XVIII века необычно. Купеческие дома на Кадашевской набережной строились на узких, вытянутых с севера на юг участках и смыкались в одну линию вдоль набережной. И конечно – торговые помещения располагались на первом этаже и жилые на втором. И каждый дом имел арку для въезда во двор.
    В дворянских зданиях Москвы XVIII века я не могу припомнить сквозные проезды. Думаю, что подобное решение просто не могло придти в головы в то время – проезжать во двор под зданием. Его же спокойно можно было объехать и попасть во двор через ворота около дома.
    Но вот в усадьбе Лунина на Суворовском бульваре уже появляется подобный въезд. Небольшой двор за корпусом, конечно, требовал въезда, но ведь его можно было устроить с Калашного переулка?


    Но был запроектирован сквозной проезд под зданием. Повторяю – в классическом особняке, даже в начале XIX века, во времена Ампира, такое решение единичное.
    Может быть — мои читатели смогут найти другие примеры?
    Но к середине XIX века уплотнение застройки и создание сплошных фасадов вдоль улицы уже активно потребовали устройства сквозных проездов под домами. И начали появляться наши любимые арки.
    Наиболее интересны проезды в двухэтажных домах, построенных для московских купцов в начале XIX века. Дом включал в себя торговые помещения на первом этаже и жилые комнаты на втором. Проездная арка обычно располагалась по центру дома, но случались и другие решения. До наших дней дошел целый ансамбль подобных купеческих домов в районе Алексеевской слободы, на Таганке.

    Комплекс домов начала XIX века на Большой Алексеевской улице (ул. А.Солженицына)

    Арочный проезд во двор виден в центре каждого дома
    В Рогожской слободе были целые кварталы с такой системой застройки. На современной Школьной улице, которая была воссоздана как музейный комплекс, можно детально рассмотреть все эти интересные здания.

    И арки самых разных форм.
    На данном снимке две ближайшие арки относятся к типу – сегментная арка

    И снова Школьная улица. Ритм арочных окон и полукруглая арка въезда во двор
    Необходимо сказать, что в ХХ веке наш язык так обновился, что многие понятия нашего времени уже не соответствуют словарю классицизма и вообще прошлых лет. Есть классическое определение слова «Арка», и звучит оно так – «криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами….»
    Но сегодня, говоря о проездных и проходных арках, устроенных в первых этажах домов, мы акцентируем свое внимание не на форму арки, а на сам факт сквозного прокола в здании.
    И на нескольких примерах я постараюсь разъяснить суть противоречия.
    Во второй половине XIX века в строительстве начинается период активного применения железобетонных и металлических конструкций для перекрытий, балок и так далее. Традиционная арка, которая характерна именно для стен из штучных материалов – камня и кирпича – начинает заменяться железобетонной или металлической балкой. И проще и дешевле.
    Но традиция устройства въезда или входа через АРКУ сохраняется на многие десятилетия. И получилась веселая нелепица, при которой мы традиционно называем арками въезды во дворы, устроенные в толще первого этажа здания. Хотя конструктивно это уже не арочные конструкции – а балочные. Сплошь и рядом такие проезды декорируются ложными арками для создания традиционного образа.
    Вот такие пироги!
    Въезд во двор дома на Цветном бульваре. Проезд перекрыт с помощью металлических балок,
    а со стороны фасадов выполнена декоративная сегментная арка
    Да ….. сегодня все мы полюбили арки — арочки! Полюбили – как часть образа Старой Москвы.
    Так же со второй половины XIX века в Москве активно началось строительство домов с внутренними дворами, дворы-колодцы стали неотъемлемой часть не только Питера, но и Москвы. Из множества примеров я хочу показать один снимок, сделанный недалеко от памятника Пушкину.
    Взгляд через три проходных двора и четыре арочных проезда.
    На этой совершенно случайной фотографии весь этот уникальный переход от Козицкого переулка в сторону Пушкинской площади виден во всех деталях.
    Цепочка проходных дворов от Пушкинской площади до Козицкого переулка.
    Это красивая внутриквартальная улица!
    А в наши дни еще и наполненная кафишками и ресторанчиками, то есть людная улица
    Вот так выглядит все сверху!
    Двор-колодец, один из цепочки проходных дворов
    Но самый расцвет проходных дворов, проездных арок, дворов-колодцев приходится на рубеж веков, с конца XIX века и до 1914 года. Последние жилые многоэтажные дома в стиле эклектики и модерн – вот в этих домах количество арок превыше всего. Арки чисто функциональные, можно сказать – скромные, и арки шикарные, призванные показать высокую категорию дома. Мол, чем шикарнее входная арка, тем выше престиж жителей дома. Вот один из таких домов на Пушкинской улице, 9 (Большая Дмитровка), дом с магазином «Чертежник», очень популярном у студентов МАрхИ в шестидесятые годы.
    Шикарная, декорированная лепниной арка на Пушкинской улице
    Еще один вид из внутреннего двора на арку въезда. Ордынский туп. 6.
    По архитектуре это арка скромная, деловая.
    Пример классической полукруглой арки, которые в многоэтажных домах на рубеже веков встречаются не часто
    Это не дворец сказочного принца,
    а всего лишь арка въезда во двор дома, построенного на ул. Горького, 6. (Тверская).
    Арка по всем правилам классической архитектуры, и даже украшена кессонами,
    недаром это время «освоения классического наследия».
    Вид на Саввинское подворье
    Арка въезда во двор дома на Большой Садовой, 10.
    Сегодня это место знают все москвичи, ведь впереди виден двор музея Булгакова
    Въездная арка, по типу «трехцентровая» — весьма распространена во времена модерна.
    Место это многие годы было известно только отдельным любителям. Но сегодня во дворе находятся сразу два музея писателя Булгакова, и очень много посетителей. Как-то в былые годы я заглянул сюда, мои эмоции о прогулке — в рассказе: Однажды весной на Патриарших
    И, напоследок – проезд во двор жилого дома на Кутузовском проспекте.
    Много лет я входил во двор к своим школьным приятелям через эту арку,
    и только теперь понимаю, как чудно изменился наш язык в ХХ веке.
    Ведь арки-то здесь и нет!
    А как правильно назвать такой проезд внутри здания во двор? Я даже и не знаю. Мы все настолько привыкли к слову арка, что замену придумать сложно. Последний вопрос я обращаю к моим читателям, которые – я это уже понял – весьма подробно умеют разобраться в самых запутанных проблемах и найти неожиданный ответ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *