Служба по вопросам похоронного дела

В случае создания специализированной службы, торги соответственно необходимы, во избежание нарушение Закона о защите конкуренции.

Цитата: Разъяснения о применении антимонопольного законодательства в ритуальной сфере.

В связи с поступающими в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг, в том числе о специфике деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства считаем необходимым дать следующие разъяснения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).

Предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.

Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст).

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статьи 17 Закона о погребении.

Вместе с тем оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания специализированной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Следует отметить, что Закон о погребении после исключения из него статьи 28 «Лицензирование деятельности по оказанию услуг по погребению», согласно которой лицензиатами могли быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до настоящего времени не дополнен положениями, запрещающими иным хозяйствующим субъектам оказывать данные услуги.

По мнению ФАС России, деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, безусловно, осуществляется на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующего бюджета. Данная позиция ФАС России также подтверждается, например, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2006 года № А 06-2870 у/3-18/06.

В статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами (группой лиц) любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

Таким образом, действия специализированной организации в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, также оказывающих ритуальные услуги, направленные на приобретение необоснованных преимуществ, совершение недобросовестных действий, которые имеют или могут иметь указанные в статье 14 Закона о защите конкуренции последствия, квалифицируются как несоответствующие требованиям указанной статьи.

Вместе с тем действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, могут быть квалифицированы как нарушающие требования статьи 15 Закона о защите конкуренции, а в случае заключения указанными органами соглашений (осуществления согласованных действий) между собой или с хозяйствующими субъектами — как нарушающие требования статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Всего хорошего.

Роль муниципального уровня в организации и развитии отрасли

Всегда важно найти баланс интересов и баланс полномочий муниципального уровня управления отраслью и регионального (по субъектам РФ) государственного уровня управления похоронным делом.

Муниципальный уровень — это основной уровень, на котором осуществляется развитие ритуально-похоронной сферы и ее функционирование. В соответствии с Законом № 8-ФЗ администрация муниципалитета:

  • • утверждает правила и порядок работы кладбищ, крематориев, трупохранилищ;
  • • создает специализированные службы по вопросам похоронного дела;
  • • координирует деятельность всех ритуально-похоронных организаций на территории муниципалитета;
  • • занимается вопросами создания реконструкции и расширения кладбищ, крематориев, усыпальниц;
  • • принимает решение о передаче их управляющей компании для организации их деятельности;
  • • контролирует деятельность кладбищ, крематориев.

Администрация муниципалитета решает социальные вопросы, связанные с ритуально-похоронным обслуживанием:

  • • захоронение неопознанных тел, умерших малоимущих граждан;
  • • изготовление надгробий;
  • • выдача социальных пособий;
  • • сохранение воинских и мемориальных мест захоронений.

Исключения из перечисленных функций, выполняемых на местном

уровне власти, составляют города федерального подчинения: Москва, Севастополь и Санкт-Петербург. Администрации этих городов в соответствии с Законом № 8-ФЗ сами определяют на своей территории степень разделения функций между органами государственного управления города и местного самоуправления.

В качестве примера организации похоронного дела в муниципальном образовании рассмотрим опыт Новосибирска.

Организация похоронного дела в Новосибирске

Новосибирск — одно из самых крупных муниципальных образований в России с более чем полуторамиллионным населением. На семи действующих общественных кладбищах города производится около 13 тыс. захоронений в год, не считая захоронений урн с прахом. Доля кремаций на сегодняшний день составляет порядка 30 %, и этот процент ежегодно увеличивается.

В Новосибирске действуют две специализированные службы по вопросам похоронного дела: 1) муниципальное казенное учреждение «Ритуальные услуги», созданное для организации работ по содержанию и благоустройству общественных кладбищ города; 2) муниципальное унитарное предприятие «Похоронный дом «ИМИ”», образованное для осуществления деятельности по предоставлению населению гарантированного перечня услуг по погребению умерших. В городе осуществляют деятельность по оказанию ритуальных услуг также более 40 хозяйствующих субъектов различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Муниципальное казенное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги”» основано в 2006 г.

Учреждение организует управление деятельностью общественных кладбищ города Новосибирска и контроль над ними.

В состав МКУ «Ритуальные услуги» входят семь кладбищ: Заельцовское, Северное, Гусинобродское, Клещихинское, Инское, Южное и Чемское.

Учреждение выполняет работы по поддержанию бесперебойного функционирования кладбищ, распределению участков под захоронения, ведет регистрацию и учет захоронений, а также оказывает услуги по копке могил, уборке, благоустройству мест захоронения.

В Новосибирске действуют два крематория — «Закаменский» в составе похоронного дома «ИМИ» и «Новосибирский» — в составе похоронного дома «Некрополь».

Оба предприятия оказывают полный комплекс ритуально-похоронных услуг, в том числе прием заказов на кремацию, сохранение тела покойного до дня погребения, организацию прощания с покойным с участием церемониймейстера, проведение прощальной (поминальной) трапезы, кремацию, захоронение урны с прахом в землю на одном из кладбищ города или в колум- барную стену.

Похоронный дом «ИМИ». В Новосибирске похоронный дом «ИМИ» ежегодно проводит традиционную траурно-мемориальную конференцию по вопросам организации похоронного дела «Белый тополь» и выставку ритуально-похоронных изделий.

Похоронный дом «Некрополь» также регулярно проводит конференции, выставки ритуально-похоронного дела в ряде регионов России, организует обучение работников отрасли.

В соответствии с Законом № 8-ФЗ для осуществления общественного контроля за деятельностью в сфере похоронного дела при муниципалитете в Новосибирске создан и осуществляет свою деятельность наблюдательный совет по вопросам похоронного дела. За время работы совета принят ряд важнейших решений, направленных на развитие похоронного дела в городе. Активное участие членов совета в рассмотрении вопросов формирования и реализации политики в сфере ритуальных услуг позволило достичь высоких результатов в данной отрасли.

В целях совершенствования системы организации ритуальных услуг на территории Новосибирска, улучшения качества содержания мест погребения, материально-технической базы муниципальных специализированных служб по вопросам похоронного дела с 2005 г. муниципалитетом принято несколько целевых программ. Пятилетние городские целевые программы успешно завершены в 2016 г., мероприятия трехлетней ведомственной целевой программы будут завершены позднее. Общий объем финансирования этих программ составит около 500 млн руб.

В рамках программ были разработаны и внедрены методические рекомендации, инструкции по оказанию ритуальных услуг, а также основной документ, регламентирующий порядок деятельности общественных кладбищ на территории Новосибирска, принятый решением городского совета Новосибирска в 2006 г.

Для достижения поставленных целей осуществлен целый комплекс мероприятий по благоустройству общественных кладбищ.

Разработана электронная система учета захоронений АИС «Ритуал», в рамках которой проведена инвентаризация почти всех имеющихся захоронений. Это позволяет осуществлять быстрый поиск места нахождения могилы по запросам граждан в интерактивном режиме.

Большое внимание уделяется проведению работ по благоустройству мемориальных зон, участков для погребения умерших, имеющих особые заслуги перед государством и г. Новосибирском, восстановлению опавших могил на участках для воинских захоронений (воинских кварталах). Воинские кварталы существуют практически на всех общественных кладбищах Новосибирска.

Проводится работа по созданию на самом большом кладбище города — «Заельцовском», имеющем особое культурно-историческое значение не только для Новосибирска, но и для всей Новосибирской области, нового воинского квартала, который станет еще одним местом поминовения и отдания почести погибшим воинам.

Предметом особой заботы муниципального бюджетного учреждения «Ритуальные услуги», осуществляющего деятельность по содержанию и благоустройству общественных кладбищ города, является уход за мемориалом «Раненный воин», где традиционно 9 мая с участием первых лиц области и города проходят памятные мероприятия с возложением цветов, гирлянд к могилам воинов, получившим ранения на полях сражений Великой Отечественной войны и умерших в госпиталях города.

Исходя из особенностей размещения кладбищ (из семи четыре расположены в лесных зонах), большое внимание уделяется удалению сухих деревьев и кустарников с территорий кладбищ. Немаловажным является и проведение мероприятий по ежегодной противоклещевой обработке кладбищ. При необходимости противоклещевая обработка осуществляется дважды в весенне-летний период, что значительно повышает ее эффективность.

В ходе реализации программных мероприятий предусмотрено проектирование и строительство въездных зон общественных кладбищ города в единой концепции. При разработке данных проектов были учтены меры повышения безопасности прохода людей и проезда автомобильного транспорта на территорию кладбищ.

Немаловажным явилось решение вопроса по упорядочению розничной торговли товарами и услугами похоронно-ритуального назначения на территории кладбищ города.

В настоящее время розничная торговля памятниками осуществляется на отведенных торгово-выставочных площадках, оборудованных павильонами, с соблюдением надлежащих условий, отвечающих эстетическим, техническим, санитарным, противопожарным требованиям. Венки и цветочная продукция также реализуются операторами на специально оборудованных местах.

В 2012 г. завершено строительство административно-хозяйственного здания для нужд муниципального бюджетного учреждения г. Новосибирска «Ритуальные услуги», осуществляющего деятельность по содержанию общественных кладбищ города. Данное здание отвечает современным требованиям, оборудовано залом прощания с умершими, в нем же расположено отделение ЗАГС, что значительно облегчает процедуру оформления документов.

Реализован проект создания на инвестиционной основе открытого акционерного общества «Мемориальная служба ИМИ» — крупного ритуального комплекса, основными видами деятельности которого станет весь спектр ритуальных услуг, востребованных на территории г. Новосибирска.

Одним из приоритетных направлений в осуществлении деятельности ОАО «Мемориальная служба ИМИ» является модернизация оборудования, совершенствование системы обслуживания, увеличение производственных мощностей.

Это первый опыт создания в похоронной сфере Новосибирска подобного открытого акционерного общества путем внесения в его уставной капитал части недвижимого муниципального имущества и привлечения инвестиционных средств.

В Новосибирска внедряется новый порядок предоставления мест для захоронения на общественных кладбищах. Принципиальное отличие данного порядка от ранее существующего заключается в создании службы администраторов, в обязанности которых входит непосредственное общение с заказчиком по вопросу определения места будущего захоронения.

По новой системе предусматривается наличие у администратора информации, в том числе визуальной (фото, видео), о подготовленных к захоронению местах на всех общественных кладбищах города. Заказчик будет иметь возможность определиться с выбором места для захоронения без выезда на кладбище, произвести оплату в кассе учреждения и получить полный комплект документов, необходимых для проведения захоронения, в одном месте.

На всех общественных кладбищах города в наиболее доступных для посетителей местах размещены информационные стенды с утвержденными тарифами на ритуальные услуги, контактными телефонами ответственных лиц и предупреждающей информацией о незаконности взимания любой дополнительной платы за оказанные услуги на территории кладбища.

Кроме того, в направлении на копку могилы, выдаваемом гражданам службой администраторов МБУ «Ритуальные услуги», также имеется информация о незаконности взимания каких-либо денежных средств работниками кладбищ.

Введены журналы отзывов о качестве предоставленных услуг с обязательным указанием отсутствия факта взимания дополнительных денежных средств с граждан со стороны работников кладбищ.

Разработаны и выдаются новые бланки удостоверения о захоронении. Их отличие от ранее использованных заключается в том, что на обратной стороне бланка нанесена схема кладбища с указанием кварталов, дорог и места произведенного захоронения. Данное нововведение значительно облегчит поиск места захоронения при посещении кладбища.

Разрабатывается система выбора и подготовки плановых кварталов на общественных кладбищах города. Она заключается в том, что назначению плановых кварталов в обязательном порядке должна предшествовать подготовительная работа по благоустройству выбранных участков земли для осуществления захоронения умерших, т. е. удаление сухих деревьев и кустарников, строительство дороги с асфальтобетонным покрытием, оборудование контейнерных площадок и туалетов, установка резервуаров с водой и т. д. Только после проведения перечисленных работ данный участок должен вводиться в эксплуатацию как плановый квартал.

Наряду с этим большое внимание уделено созданию на всех кладбищах города кварталов с повышенным благоустройством и участков для семейных захоронений.

Расширение спектра предоставляемых услуг и повышение их качества позволят существенно уменьшить возможность коррупционных действий на кладбищах города.

Сегодня в сфере похоронных услуг остро стоит вопрос конкуренции между операторами рынка. Одной из нерешенных проблем, вызванной этой конкуренцией, до сих пор остается передача информации о факте смерти в корыстных целях рядом должностных лиц (медицинскими работниками, участковыми и т. д.).

Столкнувшись с горем, люди порой не используют возможность выбора и заключают договор об оказании похоронных услуг с первым же появившемся перед ними агентом на невыгодных для себя условиях. Все это влечет значительное увеличение стоимости услуг, зачастую очень низкого качества, что впоследствии приводит к многочисленным жалобам.

В этих условиях единственным возможным способом оградить жителей города от данных негативных явлений становится обеспечение их объективной, доступной и достаточной информацией, которая поможет им в этой непростой жизненной ситуации.

Очередным шагом в развитии открытости предприятий сферы ритуальных услуг в Новосибирске может стать разработка и принятие на заседании наблюдательного совета по вопросам похоронного дела рекомендаций хозяйствующим субъектам и индивидуальным предпринимателям о порядке их включения их в Перечень организаций, оказывающих услуги по погребению на территории города, при условии, что они работали и работают добросовестно.

Предложение о создании своеобразной базы данных организаций ритуальной сферы, легально работающих на этом рынке, добросовестно, без нарушений законодательства оказывающих услуги населению, обсуждалось на нескольких заседаниях совета.

Планируемый Перечень прежде всего (по мнению его авторов) необходим для оказания качественных услуг родным умерших. Специалисты единой круглосуточной информационно-справочной службы могли бы предоставлять позвонившим данные о существующих в городе организациях ритуальной сферы. К сожалению, Перечень по разным причинам пока не создан.

Планируется, что для включения в Перечень необходимо выполнить ряд рекомендаций, утвержденных наблюдательным советом.

Так, хозяйствующим субъектам, индивидуальным предпринимателям, желающим войти в Перечень, надо быть зарегистрированными и вести свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, не иметь задолженности по налогам перед бюджетами различных уровней и отчислениям в социальные фонды.

При этом все лица, оказывающие услуги по погребению на территории Новосибирска, равны в правах, никто не имеет преимуществ или ограничений по возможности включения в Перечень.

Основаниями для отказа во включении в планируемый Перечень могут быть предоставление недостоверной информации или нахождение хозяйствующего субъекта в стадии реорганизации, ликвидации. Сформированный Перечень организаций, оказывающих услуги по погребению на территории города, должен быть размещен на муниципальном портале, а также передан для работы в единую круглосуточную информационно-справочную службу.

В случае выявления фактов предоставления жителям города некачественных услуг вопрос дальнейшего нахождения в Перечне того или иного хозяйствующего субъекта, индивидуального предпринимателя, допустившего нарушения, будет рассматриваться членами наблюдательного совета

А пока опробована еще одна форма работы по информированию населения — прямая телефонная линия по вопросам развития сферы похоронного дела в городе, повышения уровня содержания общественных кладбищ.

Специалисты управления потребительского рынка мэрии и специализированных служб города отвечают на вопросы горожан об организации ритуальных услуг, деятельности специализированных служб, единой информационно-справочной службы, порядке предоставления мест для захоронения, действующих тарифах, существующих льготах, а также мерах, принимаемых муниципалитетом по повышению уровня благоустройства и содержания общественных кладбищ города.

Все это позволяет значительно снизить количество негативных фактов, имеющих место в похоронной отрасли, оказывать населению своевременную помощь, обеспечить выполнение социальных гарантий для жителей города, вовремя реагировать на сложившуюся ситуацию в сфере ритуальных услуг в Новосибирске и влиять на повышение качества предоставляемых услуг.

Население Новосибирска становится более требовательным к предоставляемым услугам и продукции во всех сферах обслуживания, в том числе и к услугам по погребению. Это накладывает определенную ответственность на органы местного самоуправления в развитии ритуальных услуг в Новосибирске.

Новый порядок захоронений на кладбищах Новосибирска

Начальники кладбищ составляют планы кварталов повышенного благоустройства и плановых захоронений с указанием мест захоронений не менее чем на семь дней. Предварительно производится подготовка данного количества мест для захоронения (уборка мусора, вырубка кустарника, установка номерных пикетов и т. д.).

Администратор, находящийся в здании по ул. Потанинская, 42/1, предлагает лицу, ответственному за захоронение, земельные участки, демонстрируя карту кладбища, на которой указывается примерное место будущего захоронения, фотографии данного квартала, схема участка.

Лицо, ответственное за захоронение, выбирает место, после чего получает письменное уведомление для начальника кладбища, по которому осуществляет оплату в кассу МБУ «Ритуальные услуги» согласно прейскуранту.

Лицо, ответственное за захоронение, к 08:00 приезжает на кладбище и с комплектом документов передает уведомление начальнику кладбища.

Начальник кладбища заполняет журнал учета захоронений и журнал отзывов (кроме последней графы).

Заместитель начальника кладбища сопровождает лица, ответственные за захоронение, на место копки могилы, где каждому указывает номерной пикет в месте будущего захоронения.

После того как лица, ответственные за захоронение, вернутся в администрацию кладбища, заместитель начальника кладбища дает задание копщи- кам на производство работ.

Лицам, ответственным за захоронение, объясняется, что никаких оплат на территории кладбища производить не нужно, а за удостоверением о захоронении необходимо дополнительно прийти после окончания процедуры похорон.

После прихода лица, ответственного за захоронение, ему предлагается заполнить последнюю графу журнала отзывов и получить удостоверение о захоронении (запись в графе должна содержать информацию об отсутствии взимания денежных средств).

Данный порядок распространяется на плановый квартал и квартал повышенного благоустройства.

В случае осуществления подхоронения, лицо, ответственное за захоронение, за один день до производства похорон приезжает к начальнику кладбища с письменным заявлением на подхоронение, где предоставляет пакет документов, подтверждающих его право захоронения в родственное захоронение. После этого заместитель начальника кладбища выходит на место с лицом, ответственным за захоронение, и определяет возможность захоронения с соблюдением СанПиН. В случае если подхоронение возможно, заместитель начальника кладбища на заявлении делает соответствующую запись, после чего начальник кладбища дает письменное разрешение.

С данным подписанным заявлением лицо, ответственное за захоронение, осуществляет оплату согласно прейскуранту. В день похорон лицо, ответственное за захоронение, с полным комплектом документов к 08:00 приезжает на кладбище. Начальник кладбища заполняет журнал, кроме последней графы, и дает команду землекопу на производство работ, сообщив лицу, ответственному за захоронение, что для получения удостоверения о захоронении необходимо прибыть в администрацию после окончания процедуры похорон. Опросив лицо, ответственное за захоронение, начальник кладбища заполняет удостоверение и предлагает лицу, ответственному за захоронение, сделать запись в графе об отсутствии взимания денежных средств. После создания единой системы АИС «Ритуал» и опубликования реестров свободных мест в Интернете лицо, ответственное за захоронение, может осуществить выбор места самостоятельно и после предъявления комплекта документов произвести оплату как в кассу учреждения, так и электронным способом.

В случае если лицо, ответственное за захоронение, выйдя на место, не согласно с предварительно сделанным выбором, оно должно обратиться к начальнику кладбища с письменным заявлением, указав причину отказа. Начальник кладбища предлагает ему другой вариант, но только из тех, которые были переданы администратору.

  • Материал по проектируемому Перечню дается в порядке информации.

Специализированные службы по вопросам

похоронного дела

5.7. действуют на основе Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ), Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1272) и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025).

5.8. Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5.9. Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют погребение умерших и оказывают услуги по погребению. Порядок их деятельности определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5.10. Специализированные службы по вопросам похоронного дела несут юридическую ответственность за устройство и содержание мест погребений, осуществление гарантий погребений, исполнение волеизъявления умершего о погребении, предоставление гарантированных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» и аналогичными законами субъектов Российской Федерации перечня услуг по погребению, а также погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего.

5.11. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обеспечивают в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации формирование и сохранность архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.

5.12. Специализированные службы по вопросам похоронного дела могут наделяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания услуг на безвозмездной основе, в течение месяца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Компенсация затрат специализированных служб на выполнение на безвозмездной для потребителей основе работ осуществляется Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом занятости, с которыми специализированные службы должны иметь соответствующие договоры.

Выплаты социального пособия осуществляются, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти, и производится в день обращения органом, в котором умерший получал пенсию, организацией, в которой работал умерший (или работает один из родителей либо друзей, член семьи умершего несовершеннолетнего), органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дн. беременности.

5.13. Специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно — правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

5.14. Специализированные службы по вопросам похоронного дела могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ как по погребению умерших, так и по устройству и содержанию мест погребений.

5.15. Специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии, и информировать об этом лицензионные центры для принятия ими действий, в том числе при выдаче новых или пролонгировании срока действия ранее выданных лицензий.

5.16. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании ритуальных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств или по другим основаниям недопустим (Указ Президента Российской Федерации от 29.06.96 N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», пункт 1).


106 Кб
скачать

5 от 26.01.2015

Администрация Некрасовского сельского поселения
Ярославского муниципального района Ярославской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26.01.2015 № 5

Об утверждении Положения об организации похоронного дела в Некрасовском сельском поселении

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» Администрация Некрасовского сельского поселения постановила:
1. Утвердить Положение об организации похоронного дела в Некрасовском сельском поселении Ярославского муниципального района
2. Опубликовать постановление в газете «Ярославский агрокурьер».
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава Некрасовского
сельского поселения Л.Б. Почекайло

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Администрации Некрасовского сельского поселения
от 26.01.2015 № 5

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации похоронного дела
В Некрасовском сельском поселении

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение об организации похоронного дела в Некрасовском сельском поселении (далее — Положение) определяет систему организации похоронного дела в Некрасовском сельском поселении, устанавливает правила работы специализированной службы по вопросам похоронного дела и содержания муниципальных кладбищ. Положение разработано в целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
1.2. В Положении используются следующие понятия и определения:
Зона захоронения — основная функциональная часть территории кладбища, на котором осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом.
Санитарно-защитная зона — зона, отделяющая места погребения от жилой застройки, зоны отдыха и других объектов, границы которой могут обозначаться специальными информационными знаками.
Кладбище — градостроительный комплекс или объект, содержащий места (территории) для погребения умерших.
Закрытое кладбище — кладбище, зона захоронения которого полностью использована для создания новых мест захоронения.
Места захоронения — земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения в порядке, установленном законодательством РФ в сфере похоронного дела и настоящим Положением.
Могила — углубление в земле для захоронения гроба или урн с прахом.
Надмогильные сооружения (надгробия) — памятные сооружения, устанавливаемые на местах захоронения (склепы, памятники, памятные знаки, скульптура, мемориальные плиты, мраморные доски, стелы, обелиски, кресты и т.п.).
Обряд — символическая церемония, выполняемая в строго определенном порядке.
Предметы похоронного ритуала: гробы, венки, вазоны, гирлянды, цветы, ленты, покрывала, подушки, саваны, тапочки, траурные нарукавные повязки, подушечки для наград, фото на керамике, траурные портреты и иные
предметы, используемые при организации и проведении погребения умершего.
Родственное захоронение – земельный участок, на котором осуществлено погребение тела (останков) умершего (погибшего) с учетом погребения в дальнейшем на этом участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Погребение – обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом).
Похоронное дело — вид деятельности, включающий в себя оказание ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных услуг, связанных с организацией и проведением погребения, а также созданием и эксплуатацией кладбищ, крематориев и объектов похоронного назначения.
Ритуальные услуги — услуги, связанные с погребением, а также строительством, реконструкцией, благоустройством или ремонтом объектов похоронного назначения, оказываемые на безвозмездной основе или за плату, перечень которых определяется.
Общероссийским классификатором услуг населению и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Ритуальные организации – не имеющие статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, которые вправе оказывать на территории Ярославской области ритуальные, сопутствующие ритуальным услуги, а также услуги по погребению.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела – организации, создаваемые в предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах, к компетенции которых относится погребение и оказание услуг по погребению. Статус специализированной службы должен быть присвоен организации правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела.
Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела — Администрация Некрасовского сельского поселения, — наделенный в установленном порядке исполнительно-распорядительными полномочиями и полномочиями по координации деятельности в сфере погребения и похоронного дела на территории Некрасовского сельского поселения.
Морг — специальное помещение при больницах, судебно-медицинских учреждениях для хранения, опознания, вскрытия и выдачи трупов для захоронения.
Мемориальные участки — участки, отведенные на кладбищах Некрасовского сельского поселения для погребения участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, почетных граждан Ярославского муниципального района.
1.3. Решение о создании мест погребения, их правовом статусе принимается Администрацией Некрасовского сельского поселения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.4. Обязанность по осуществлению погребения умерших возлагается на организации, которым в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Кладбищенское хозяйство находится в ведении Администрации Некрасовского сельского поселения.
1.5. Документы о смерти и справки для получения социального пособия на погребение выдаются на территории Ярославского муниципального района уполномоченными специалистами отдела ЗАГС.
1.6. Контроль за благоустройством, поддержанием порядка, соблюдением санитарного состояния на кладбище (кладбищах) осуществляется Администрацией Некрасовского сельского поселения.
Работы по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании муниципального контракта на предоставление услуг по содержанию кладбищ.

2. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОХОРОННОГО ДЕЛА

2.1. Лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, организует, координирует и контролирует выполнение всего процесса погребения от оформления документов, необходимых для погребения, до захоронения включительно.
2.2. Администрация Некрасовского сельского поселения, обеспечивает формирование и сохранность архивного фонда, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге.
2.3. Агентские услуги специализированной службы по вопросам похоронного дела включают в себя:
а) консультативную помощь:
— по организации похорон с учетом национальных традиций и религиозных обрядов;
— в определении вида погребения;
— в выборе места захоронения и в определении времени погребения;
— в определении комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение тела умершего на срок, указанный лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение;
— в выборе необходимого набора косметических и реставрационных работ с телом умершего;
— в подборе предметов похоронного ритуала;
— по иным видам ритуальных услуг;
— по льготам, представляемым родственникам покойного, и преимуществам, предусмотренным при погребении отдельных категорий умерших граждан в соответствии с федеральным законодательством;
— по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и за плату;
— по правилам работы кладбищ и крематориев;
— по оформлению прижизненного договора на оказание ритуальных услуг;
б) оформление заказа на:
— получение необходимых документов для погребения умершего;
— услуги организатора ритуала похорон;
— осуществление комплекса мероприятий по подготовке тела к погребению;
— приобретение предметов похоронного ритуала;
— транспортные и катафальные перевозки;
— осуществление погребения;
— прокат ритуального зала для проведения гражданской панихиды и обряда поминания;
— оказание прочих услуг, связанных с погребением;
в) оформление свидетельского волеизъявления о достойном отношении к телу после смерти;
г) исполнение заказа на организацию похорон и погребение умершего.
2.4. Транспортировка умерших подразделяется на транспортировку умерших в морг для сохранения (проведения патолого-анатомического вскрытия или судебно-медицинской экспертизы) и катафальные перевозки.
2.5. Транспортировка умерших в морг осуществляется специально оборудованным транспортом при наличии справки о констатации смерти и протокола осмотра тела умершего либо на основании медицинского (гербового) свидетельства о смерти.
2.6. Транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, в том числе с мест их обнаружения или происшествия, по заявлениям милиции, врачей скорой и неотложной медицинской помощи, граждан осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела за счет средств местного бюджета.
2.7. Во всех остальных случаях транспортировка умерших в морг (трупохранилище) для сохранения, в том числе умерших на дому, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела либо ритуальной организацией на платной основе за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, или иных заинтересованных лиц. Катафальные перевозки (транспортировка тел умерших в церковь, на кладбище или в иное место, указанное лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, с сопровождающими лицами или без них, а также обратная доставка сопровождающих лиц с места захоронения) осуществляются катафальным транспортом.
2.8. Стоимость транспортных, ритуальных и иных видов услуг, связанных с погребением умерших (погибших), а также непосредственно услуг по погребению определяется в соответствии с действующим законодательством правовыми актами Администрации Некрасовского сельского поселения.
2.9. Транспортировка умерших за пределы Некрасовского сельского поселения железнодорожным, авиационным, автомобильным или иными видами транспорта производится в зависимости от дальности транспортировки до места погребения и вида транспорта — в обычных (деревянных) гробах или оцинкованных. Справки на вывоз тел умерших с территории Некрасовского сельского поселения выдаются в установленном порядке государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
2.10. Подготовка тела умершего к погребению включает в себя комплекс следующих работ: проведение санитарной подготовки тела к погребению (омовение) и его облачение, сохранение (бальзамирование) и восстановление внешнего вида тела умершего (косметические услуги), парикмахерские услуги.

3.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСАМ
ПОХОРОННОГО ДЕЛА

3.1. Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела может быть присвоен организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
3.2. Основными критериями определения такой организации являются:
— опыт работы организации в сфере оказания ритуальных услуг;
— наличие штата обученного персонала по оказанию услуг по погребению и консультативной помощи по организации похорон;
— наличие производственной базы (необходимых производственных площадей и оборудования) для изготовления похоронных принадлежностей или договоров с другими организациями, производящими похоронные принадлежности;
— наличие специализированного транспорта для транспортировки тел умерших в морг (трупохранилище) и катафальных перевозок;
— наличие салонов-магазинов (бюро) ритуальных услуг и похоронных принадлежностей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или по договору аренды;
— объем, ассортимент и качество оказываемых ритуальных услуг.
3.3. Специализированная служба по вопросам похоронного дела, ритуальные организации должны иметь вывеску со следующей обязательной информацией: фирменное наименование организации, указание на место ее нахождения (юридический адрес), режим работы.
3.4. В помещении каждого объекта специализированной службы по вопросам похоронного дела, ритуальной организации, где осуществляется прием заказов на оказание услуг, должна находиться в доступном для обозрения месте следующая обязательная информация:
— Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»;
— Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
— настоящее Положение;
— прейскуранты (выписки из прейскурантов) цен и тарифов на оказываемые услуги;
— образцы (модели) изготавливаемых и реализуемых предметов похоронного ритуала либо альбомы, каталоги с образцами (моделями) похоронных принадлежностей и т.п.;
— образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг;
— оформленная в установленном порядке книга отзывов и предложений;
— адрес и телефон контролирующей организации.
3.5. Для эффективной работы специализированная служба по вопросам похоронного дела (оказывающая агентские услуги по приему заказов и заключению договоров на услуги по погребению) обеспечивает круглосуточный режим работы справочно-информационной службы, а также ежедневный режим работы агентской службы.
3.6. Предметы похоронного ритуала, изготавливаемые и реализуемые специализированной службой по вопросам похоронного дела, ритуальными организациями, должны соответствовать обязательным требованиям к качеству изделия, установленным действующим законодательством.

4. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОХОРОННОГО ДЕЛА

4.1. Специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет погребение умерших и оказывает ритуальные услуги. Оказание услуг по погребению является обязательным и основным видом деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
4.2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивает:
а) захоронение и перезахоронение тел умерших (погибших);
б) захоронение невостребованных тел умерших (погибших);
в) предоставление полного комплекса услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем, установленным пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»;
г) организацию похоронного обслуживания и ведение соответствующей документации;
д) своевременную подготовку могил и регистрационных знаков;
е) соблюдение установленных санитарных норм и порядка погребения;
ж) эксгумацию;
з) выполнение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.
4.3. Благоустройство и содержание кладбищ осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. Специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе оказывать дополнительные услуги:
— изготовление, установку, окраску, монтаж, демонтаж и реализацию надмогильных сооружений;
— осуществление ухода за местом погребения;
— торговлю предметами похоронного ритуала и материалами для благоустройства могил;
— другие услуги в соответствии с уставом предприятия.

5. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОГО ДЕЛА

5.1. Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции:
а) разрабатывает и реализует мероприятия по формированию инвестиционной, ценовой и тарифной политики в сфере погребения и похоронного дела;
б) утверждает в установленном порядке предложения о создании специализированных служб по вопросам похоронного дела, участвует в их реорганизации и ликвидации; координирует их деятельность, оказывает им необходимую консультативную и методическую помощь;
в) разрабатывает и реализует мероприятия по строительству новых, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ;
г) разрабатывает и реализует мероприятия по содержанию, эксплуатации, ремонту и охране кладбищ, контролирует их исполнение;
д) разрабатывает предложения по расширению ассортимента предоставляемых похоронных принадлежностей, повышению качества оказания ритуальных услуг и услуг по погребению, контролирует их исполнение;
е) осуществляет контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся в муниципальной собственности, исключительно по целевому назначению;
ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, законодательством Ярославской области и нормативными правовыми актами Администрации Некрасовского сельского поселения о погребении и похоронном деле.

6. ПОРЯДОК ПОГРЕБЕНИЯ

6.1. Погребение на кладбище (кладбищах) выполняется в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами работниками специализированной службы по вопросам похоронного дела и иных ритуальных организаций.
6.2. Погребение умершего производится при предъявлении свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, справки о кремации (при захоронении урны с прахом). Родственники умершего лица, доверенные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение, оформляют заказ на организацию похорон в Администрации Некрасовского сельского поселения.
6.3. Для погребения устанавливаются следующие размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно:
одиночное захоронение — 2 x 1,5 м;
родственное захоронение — 2 x 2,5 м;
почетное захоронение — 2 x 3 м (решение о погребении на таких участках принимается органами местного самоуправления) на основании ходатайств
соответствующих ведомств и организаций при предоставлении документов, подтверждающих заслуги умершего;
— захоронение урны с прахом — 0,8 x 1,1 м;
— глубина могилы при захоронении умершего должна быть 1,5 м.
6.4. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего устанавливается таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке умершего супруга (супруги) или близкого родственника.
6.5. Повторное захоронение в родственную могилу производится на основании письменного разрешения Администрации Некрасовского сельского поселения, после истечения полного периода минерализации, как правило, не ранее чем через 20 лет с момента предыдущего захоронения.
6.6. Разрешается захоронение на закрытых кладбищах в оградах близких родственников к ранее захороненному без увеличения площади ранее установленной ограды по письменному разрешению Администрации Некрасовского сельского поселения.
6.7. При захоронении в общем массиве действующих кладбищ должна соблюдаться рядность могил. Проход между могилами должен быть по короткой стороне могилы не менее 0,9 м, высота ограды не должна превышать 0,6 м.
6.8. Разрешение на захоронение в родственные ограды и могилы, оформление дополнительного места к родственному захоронению и разрешение на реконструкцию надмогильного сооружения оформляются в Администрации Некрасовского сельского поселения , на которые возложена соответствующая функция решением Муниципального Совета Некрасовского сельского поселения.
6.9. При отсутствии архивных документов захоронение в могилы и на свободные площади в установленных оградах производится с разрешения Администрации Некрасовского сельского поселения, на основании письменного заявления близких родственников умершего (родителей, супругов, детей, родных братьев и сестер) при предъявлении документов, подтверждающих степень родства.
6.10. Каждое захоронение регистрируется в книге учета и регистрации захоронений установленной формы. Книга учета и регистрации захоронений является документом строгой отчетности и находится на постоянном хранении в Администрации Некрасовского сельского поселения.
6.11. При захоронении на могильном холме устанавливается табличка с указанием регистрационного номера.
6.12. Захоронение в родственную могилу урн с прахом, а также изъятие из нее не допускается без разрешения Администрации Некрасовского сельского поселения,

соответствующей записи в книге учета захоронений и справки на захоронение. Захоронение урн с прахом в родственную могилу разрешается независимо от времени предыдущего захоронения. Разрешается захоронение урн с прахом в родственную могилу на закрытых кладбищах.
6.13. Гражданам (организациям), произведшим захоронение, выдается паспорт захоронения установленного образца. Вопрос о перерегистрации захоронения на другого гражданина (организацию) носит заявительный характер и рассматривается в каждом конкретном случае Администрацией Некрасовского сельского поселения.
6.14. Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, участников войны осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Погребение инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, почетных граждан Некрасовского сельского поселения может осуществляться на мемориальных участках районных кладбищ в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Некрасовского сельского поселения.
6.15. Погребение безродных, невостребованных и неопознанных умерших осуществляется на специально отведенном участке кладбища с обязательным составлением схемы захоронений.
К безродным умершим относятся умершие (на дому, на улице или в ином месте), не имеющие супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, личность которых установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки.
К невостребованным умершим относятся умершие (на дому, на улице или в ином месте), личность которых установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, погребение которых по каким-либо причинам не могут взять на себя супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего.
К неопознанным умершим относятся умершие (на дому, на улице, или в ином месте), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки.
Стоимость услуг по погребению безродных, невостребованных и неопознанных умерших возмещается специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств местного бюджета.
6.16. Перезахоронение останков умерших производится в соответствии с действующим законодательством.
6.17. Эксгумация производится в соответствии с законодательством РФ после представления в Администрацию Некрасовского сельского поселения.

7. УСТАНОВКА НАДМОГИЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ,
ИХ СОДЕРЖАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ЗАХОРОНЕНИЙ

7.1. Монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений и оград осуществляются только на основании письменного уведомления Администрации Некрасовского сельского поселения, в хозяйственном ведении которого находится кладбище, при предъявлении лицом, на которого зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, паспорта захоронения, соответствующего документа от изготовителя надгробия или ограды — при установке или замене надмогильного сооружения или ограды.

7.2. Установка памятников и иных надмогильных сооружений вне мест захоронений запрещается.
7.3. Установленные надмогильные сооружения, ограды и благоустроенные места захоронения не должны иметь частей, выступающих за границы участка, выделенного под захоронение, или нависающих над ним.
7.4. Надписи на надмогильных сооружениях должны соответствовать сведениям действительно захороненных в данном месте умерших.
7.5. Граждане (организации) содержат места захоронения и надмогильные сооружения в надлежащем состоянии самостоятельно либо заключают договор об осуществлении ухода за могилой.

8. ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАДБИЩ

8.1. Кладбище (кладбища) открыты для посещений и производства на них работ ежедневно:
— с мая по сентябрь — с 8 до 20 часов;
— с октября по апрель — с 9 до 17 часов.
Погребение умерших производится:
— с мая по сентябрь — с 10 до 16 часов;
— с октября по апрель — с 10 до 15 часов.
Погребение умерших производится ежедневно. Время погребения устанавливается при оформлении заказа по согласованию с заказчиком.
8.2. На территории кладбищ посетители должны соблюдать общественный порядок и тишину.
8.3. Посетители кладбищ имеют право:
— пользоваться инвентарем для ухода за могилой;
— заключать договор со специализированной службой по вопросам похоронного дела, в ведении которой находится кладбище, об осуществлении ухода за могилой и надмогильными сооружениями;
— осуществлять уход за могилой, в т.ч. сажать цветы на могильном участке.
8.4. На территории кладбища запрещается:
— находиться после его закрытия;
— выгуливать собак, пасти домашних животных, ловить птиц;
— разводить костры, добывать грунт;
— повреждать оборудование кладбищ, надмогильные сооружения;
— ломать зеленые насаждения, рвать цветы, засорять территорию;
— ездить на велосипедах, мопедах, мотороллерах, мотоциклах, лыжах и т.п.;
— сажать деревья и кусты;
— оставлять запасы строительных материалов без согласования с Администрацией Некрасовского сельского поселения либо администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела.
8.5. На территории кладбищ запрещен проезд без разрешения автотранспортных средств вне похоронной процессии, за исключением
специального транспорта (катафалков, уборочной, поливочной, строительной техники, мусоровозов).
8.6. Катафалк, а также сопровождающий его транспорт, образующий похоронную процессию, имеют право беспрепятственного проезда на территорию кладбища.
8.7. Посетители-инвалиды при предъявлении соответствующих удостоверений имеют право беспрепятственного проезда на территорию кладбища на личном легковом автотранспорте и легковом такси.
8.8. При главном входе на кладбище вывешивается его план — схема и выписка из настоящих правил.
8.9. За нарушение настоящих правил, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *