Справка о судимости на работу

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 12

КОГДА НУЖНА СПРАВКА ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ

О так называемой справке об отсутствии судимости ходит немало толков среди кадровиков и других специалистов, оформляющих на работу новых сотрудников. Возникает много вопросов, от ответов на которые зависит правильность оформления трудовых отношений. В статье мы разберемся, кто должен представлять справку при поступлении на работу, в каких случаях, а также поговорим о последствиях отсутствия справки.

Когда нужна справка

Трудовое законодательство (ст. 65 ТК РФ) обязывает работника при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка).

Порядок выдачи такой справки предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее — Административный регламент).

Иными словами, работодатель запрашивает у работника справку при приеме на работу, к выполнению которой по закону не допускаются судимые лица или лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, в частности:

— лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);

— лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ);

— специалисты авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);

— судебные приставы (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»);

— сотрудники таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);

— прокуроры (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

— лица, обеспечивающие безопасность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

По общему правилу для получения справки работнику нужно подать соответствующее заявление (Приложение N 2 к Административному регламенту). В Москве — в Федеральное казенное учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 67 (п. 5 Административного регламента); в других субъектах — в информационные центры территориальных органов МВД России (п. 15 Административного регламента), контактная информация о которых приведена в Приложении N 1 к Административному регламенту.

Образец заполнения заявления см. в примере 1.

Пример 1.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ИЦ ГУ МВД России по Московской области │

│ В —————————————— │

│ (ФКУ «ГИАЦ МВД России», │

│ ИЦ территориального органа МВД России │

│ на региональном уровне) │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ От —————————————- │

│ (фамилия, имя, отчество) │

│ ___________________________________________ │

│ ___________________________________________ │

│ (-лично-, по доверенности, либо иной │

│ ___________________________________________ │

│ документ, подтверждающий родство или │

│ ___________________________________________ │

│ факт усыновления (удочерения), │

│ ___________________________________________ │

│ установления опеки или попечительства) │

│ ___________________________________________ │

│ Московская область, │

│ Адрес места жительства: ——————- │

│ г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ ——————————————- │

│ │

│ ЗАЯВЛЕНИЕ │

│ │

│ Прошу выдать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта │

│ уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на │

│ гражданина (гражданку) │

│ Маркова Александра Викторовича │

│ ———————————————————————— │

│ (фамилия, имя, отчество, в том числе ранее имевшиеся) │

│ _______________________________________________________________________ │

│ 15.06.1980, г. Москва │

│ ———————————————————————— │

│ (число, месяц, год и место рождения) │

│ 45 00 N 123456, выдан ОВД «Коньково» 07.09.2000 │

│ ———————————————————————— │

│ (серия, N паспорта, когда и кем выдан) │

│ Московская область, г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6 │

│ ———————————————————————— │

│ (место жительства или пребывания) │

│ _______________________________________________________________________ │

│ г. Москва │

│ ———————————————————————— │

│ (указать регионы Российской Федерации, в которых проживал(а) ранее) │

│ копии с. 2, 3, 5 паспорта гражданина РФ │

│ Приложение: ———————————————————— │

│ _______________________________________________________________________ │

│ 23 декабря 13 Марков │

│ «—» —————- 20— г. —————- │

│ (подпись) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

К заявлению нужно приложить копии следующих документов:

1) всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ; паспорта либо иного документа иностранного гражданина; документа, удостоверяющего личность лица без гражданства либо разрешения на временное проживание, вида на жительство и др.);

2) доверенности на право получения справки, выданной в порядке, предусмотренном ст. 185 ГК РФ, — при подаче заявления доверенным лицом;

3) документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), — при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

4) документа, подтверждающего факт установления опеки, — при подаче опекуном заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его опекой;

5) документа, подтверждающего факт установления попечительства, — при подаче попечителем заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его попечительством.

Работнику придется взять подлинники перечисленных документов с собой, поскольку уполномоченный сотрудник госоргана, принимающий документы, может потребовать их предъявить.

Срок получения справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в соответствующем госоргане. Данный срок может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации в иных организациях, но не более чем на 30 дней. Справка выдается в количестве не более двух подлинных экземпляров, а копия справки подшивается в дело. Образец справки см. в примере 2.

Пример 2.

│ МВД России N 0001234 │

│ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА │

│КОРЕШОК СПРАВКИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ┌─ ─┐│

│N __________________ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ (ГУ МВД РОССИИ по г. Москве) │ С. П. Рукавишев, Россия, ││

│ (регистрационный ул. Петровка, 38, Москва, 127994 г. Москва, ул. Строителей, │

│ номер заявления) Тел. (495) 694-97-23, факс (495) 698-64-14 д. 1, кв. 4 │

│ 09 12 2013 13/5-И12-345 │

│ —/—/—- N ———— │

│ │

│ СПРАВКА │

│ ГУ МВД России │

│N 000000 В ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», ——————│

│Справка в отношении: по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области │

│____________________ ——————————————————————————-│

│ (фамилия, имя, (ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне) │

│ отчество) _______________________________________________________________________________│

│____________________ Рукавишева Сергея Петровича, │

│ в отношении ——————————————————————-│

│ (фамилия, имя, отчество (при наличии), в том числе имевшиеся ранее,│

│ _______________________________________________________________________________│

│ 01.09.1978, г. Москва │

│ ——————————————————————————-│

│Справку получил: дата и место рождения) │

│____________________ _______________________________________________________________________________│

│ (фамилия, имя, имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и снятой) на │

│ отчество) территории Российской Федерации: │

│ не имеются │

│»__» _______ 20__ г. ——————————————————————————-│

│ (дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер пункта, части, │

│Справка направлена _______________________________________________________________________________│

│по почте: статьи УК, срок и вид наказания, дата освобождения, основания погашения или │

│исх. N _____________ _______________________________________________________________________________│

│от «__» ____ 20__ г. снятия судимости) │

│ _______________________________________________________________________________│

│Справка списана в _______________________________________________________________________________│

│дело: имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о│

│»__» _______ 20__ г. прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации: │

│ не имеются │

│ ——————————————————————————-│

│ (дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего решение, │

│ _______________________________________________________________________________│

│ номер пункта, части статьи УК РФ, дата и основание прекращения уголовного дела)│

│ _______________________________________________________________________________│

│ не имеется │

│ Дополнительная информация: —————————————————-│

│ _______________________________________________________________________________│

│ │

│ Начальник ЗИЦ │

│ (подпись) (фамилия и инициалы) │

│ (М. П.) │

Кстати, за получение справки работник ничего платить не должен, поскольку государственная услуга по выдаче справок предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы (п. 28 Административного регламента).

В результате работник получит либо справку о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п. 17.1 Административного регламента), либо письмо об отказе в ее выдаче (п. 17.2 Административного регламента).

Кто несет ответственность

На практике нередко возникают вопросы, самостоятельно ли работник должен представить справку, или работодатель должен ее затребовать у кандидата, и, соответственно, кто несет ответственность за ее отсутствие.

По закону за отсутствие справок работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере до 50 000 руб. либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Кроме того, при повторном нарушении руководитель юридического лица может быть подвергнут дисквалификации на срок от года до трех лет. Однако случаи привлечения к ответственности в подобных ситуациях скорее редкость.

Вопрос в тему. Куда: kadry@delo-press. ru.

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков.

Нужно ли работникам, заключившим трудовой договор ранее вступления в силу изменений в ст. 65 ТК РФ, представлять работодателю справку?

Думается, что, с учетом того что в ст. 65 ТК РФ обязанность представлять справку связана с заключением трудового договора, требовать ее с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не правомочен. Хотя среди специалистов высказывалась и противоположная точка зрения.

Работа в сфере образования

Тем не менее даже получение работодателем от работника справки не всегда может уберечь работодателя от последствий действительного наличия судимости у работника. Подобная ситуация складывается в отношении сотрудников, работающих в сфере образования <1>.

<1> Здесь и далее имеются в виду сфера образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, сфера детско-юношеского спорта, культуры и искусства.

К сведению. Часть 2 ст. 331 ТК РФ была изменена 07.01.2011. В частности, запрет на занятие педагогической деятельностью был установлен для лиц, имеющих или имевших судимости, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:

— жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);

— половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— семьи и несовершеннолетних;

— здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства;

— общественной безопасности.

Возникает вопрос, нужно ли в случае выявления наличия судимости, например, у работника, трудящегося в сфере образования, расторгать с ним трудовой договор. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, указано, что трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 г. с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, т. е. при возникновении установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности: в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Между тем в отношении педагогов работодателями учитывается неснятая (непогашенная) судимость и за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Хотя Конституционный Суд РФ на этот счет имеет свою точку зрения.

Судебная практика. В Постановлении от 18.07.2013 N 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» КС РФ отметил, что:

1) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения означают, что к занятию профессиональной деятельностью в сфере образования не допускаются (а работающие на момент вступления в силу соответствующих поправок в закон подлежат увольнению):

— лица, имеющие судимость за преступления, указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;

— лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

— лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям;

однако:

2) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ:

— не соответствуют ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (включая лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям) за совершение иных среди указанных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимости учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 49 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные преступления, — до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;

— не соответствуют ст. ст. 37 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.

Конституционный Суд РФ обязал законодателя внести соответствующие изменения в ТК РФ с учетом данного Постановления. До внесения изменений лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не могут допускаться к работе в сфере образования. Что касается лиц, совершивших иные из указанных выше преступления, притом, что их судимость снята или погашена, либо лиц, в отношении которых уголовное преследование по данным преступлениям прекращено по не реабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Как видите, ранее для работодателя представляла интерес только неснятая или непогашенная судимость. В настоящее же время пристальное внимание уделяется «имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию».

Следует отметить, что на основании ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Кроме того, по существу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Тем не менее, принимая во внимание требования ТК РФ, работодатели должны учитывать для работников образовательной сферы факт наличия судимости в прошлом даже в случае ее погашения или снятия, тогда как никаких правовых последствий погашенная или снятая судимость не имеет.

К сведению. При поступлении на работу по совместительству в организации соответствующих сфер деятельности может потребоваться несколько экземпляров справки.

Справки нет: вина работника или работодателя?

Возможна ситуация, когда работник представляет работодателю справку, содержащую недостоверную информацию. К примеру, в справке может быть указано, что данное лицо не было судимо, а впоследствии, при проведении проверки, выявляется обратное. Тем не менее трудовой договор с лицом уже заключен.

На этот счет в п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отмечается, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и сотрудник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с ним расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Аналогичная ситуация может возникнуть и в случаях, если:

— работодатель по невнимательности не запросил справку у работника, в отношении которого впоследствии была выявлена судимость;

— работник по требованию работодателя не представил справку и впоследствии выяснилось, что он имеет судимость.

Однако, несмотря на то что в обоих перечисленных случаях трудовой договор прекращается по одному основанию — п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, последствия все же различны. В соответствии со ст. 84 ТК РФ если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.

В заключение отметим, что работодателю следует более внимательно относиться к проверке документов, предъявляемых при заключении трудовых договоров с работниками, в частности справки об отсутствии судимости, поскольку последствия безответственного отношения к приему персонала на работу могут быть негативными не только для работодателя, но и для лиц, имеющих дело с недобросовестными работниками.

И. Куролес

Юрист,

эксперт журнала

«Кадровая служба

и управление персоналом предприятия»

Подписано в печать 18.11.2013

Когда требуется справка о судимости при приеме на работу?

Справка о судимости при приеме на работу может запрашиваться работодателем в силу требований законодательства или по собственному волеизъявлению. В каких случаях соискатель на вакантную должность должен ее предоставлять, и будет рассказано в статье.

Что представляет собой справка о судимости

Когда требование предоставить справку упоминается в законе

Когда работодатель вправе сам попросить справку

Что справка о судимости дает работодателю

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что представляет собой справка о судимости

Полное название этого документа звучит как Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Получается, что в справке будет отражена информация о том, был ли заявитель причастен к преступлению. И даже если до суда дело не дошло, то в справке напишут, что он проходил подозреваемым или обвиняемым по делу, квалифицированному по статье УК РФ (исключения — вынесение оправдательного приговора или прекращение преследования по реабилитирующим основаниям).

Если же судимость была, то о ней будет упомянуто в справке, в том числе и в случаях, когда она уже снята или погашена. Кроме общих сведений, в справке указывается и орган, который вел дело, а также основания, по которым дело было прекращено или судимость снята (погашена). Но главное в такой справке — это квалификация преступления, в котором был замешан заявитель. Ведь иногда ограничение в выборе вида деятельности зависит именно от категории этого преступления.

Заявитель, в отношении которого никогда не осуществлялось уголовное преследование, получит справку, в которой будет указано, что сведений о судимости или факте уголовного преследования конкретного гражданина не имеется.

Когда требование предоставить справку упоминается в законе

Процедура приема на работу регулируется трудовым законодательством. Так, в ст. 65 ТК РФ перечислены документы, которые соискатель предъявляет при заключении трудового договора с работодателем. В этом перечне присутствует и справка о судимости. Но тут же в статье есть оговорка. Справка предоставляется только при поступлении на работу, к осуществлению которой лица с судимостью или подвергавшиеся уголовному преследованию не допускаются по закону.

Подпишитесь на рассылку

В самом ТК РФ упоминается, что судимость или уголовное преследование становится препятствием для осуществления следующих видов деятельности:

  • педагогическая (ст. 331 ТК РФ) — в зависимости от того, по какой статье соискатель подвергался уголовному преследованию или был осужден;
  • деятельность в сферах, где соискатель будет работать с детьми, например работа, связанная с воспитанием несовершеннолетних, их лечением и социальной защитой (ст. 351.1 ТК РФ).

Но кроме ТК РФ ограничение в приеме на работу, основывающееся на наличии судимости, может упоминаться в федеральных законах или других нормативно-правовых актах. Например, не берут на работу лиц с судимостью или подвергавшихся уголовному преследованию:

  • в правоохранительные органы,
  • в таможенные органы,
  • в суды и службу судебных приставов,
  • в банки на руководящие должности,
  • в клиринговые организации и т.д.

Нормы, ограничивающие прием на работу по признаку наличия судимости, могут из нормативных актов переноситься в коллективные договоры, чтобы у соискателей не возникало претензий по поводу требования представить справку о судимости и в случае отказа в приеме на работу из-за прохождения даже в качестве подозреваемого по уголовному делу.

Когда работодатель вправе сам попросить справку

Бывает и так, что требования о предоставлении справки о судимости в законодательстве нет, но работодатель все же настаивает на ее предъявлении перед принятием решения о приеме на работу. Это не совсем законное требование. В той же ст. 65 ТК РФ прописан запрет на требование документов, которые не вошли в список обязательных при заключении трудового договора.

Действительно, работодатель не вправе требовать справку о судимости, если трудовая деятельность работника не имеет ограничений на ее осуществление лицами, подвергавшимися уголовному преследованию или осужденными. Но вот просить такую справку работодателю не запрещено. И если, к примеру, работодатель считает, что лицо, осужденное по статье, связанной с финансовыми махинациями, не должно работать в его компании на должности, связанной с организацией денежных потоков, то он вполне может попросить соискателя подтвердить отсутствие судимости.

Но в таком случае информацию о наличии судимости нельзя использовать как основание для отказа в приеме на работу. Зато она может пригодиться при выборе из кандидатов, заявившихся на вакансию. И предпочтение будет отдано соискателю с чистой биографией.

Что справка о судимости дает работодателю

Для работодателя, который ищет человека на должность, где не имеет права работать осужденный или подвергавшийся уголовному преследованию в силу закона, наличие справки о судимости — это выполнение одного из пунктов процедуры заключения трудового договора. Отсутствие такой справки в личном деле работника может рассматриваться как нарушение трудового законодательства.

Если же работодатель запросил справку о судимости по своей инициативе, тогда он просто хочет убедиться в чистоплотности принимаемого на работу кандидата. И справка для него – это источник информации.

Отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее — справка об отсутствии судимости) (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Эта справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121; далее — Административный регламент).

Справку можно передать работодателю как в бумажном виде, так и в электронном. Электронный документ должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица МВД России (п. 83 Административного регламента).

Такую справку необходимо представлять при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Это следует из абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ.

В частности, данную справку работодатель должен потребовать у лица, которое он намерен принять:

на работу, предполагающую осуществление педагогической деятельности. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, абз. 3, 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

на работу, предполагающую осуществление трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ;

на должность специалиста авиационного персонала. Это следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ;

на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. «в» ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ;

на службу в таможенные органы (следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ);

на работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Данный вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ;

на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Такой вывод следует из совокупности абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.

За получением справки о наличии (отсутствии) судимости на территории РФ необходимо обращаться в ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД РФ» или информационные центры территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее — ИЦ). Это следует из п. 3, абз. 2 п. 15 Административного регламента.

За справкой об отсутствии судимости может обратиться сам работник или его уполномоченный представитель (п. 2 Административного регламента).

Полномочия представителя подтверждаются нотариально заверенной доверенностью (ст. 185 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *