Статус общежития

Если у вас увеличилась квартплата, то проще говоря при переводе вашего общежития в жилой фонд у вас образовалась коммунальная квартира. К метрам вашей комнаты прибавилась часть площади от мест общего пользования (пропорционально), соответственно и возросла квартплата. Поскольку вы теперь стали жильцами одной коммунальной квартиры, то и все вопросы по поводу ремонтов мест общего пользования, ложатся на плечи нанимателей данной квартиры.

Для информации.

На сайте Реутовского суда reutov.mo.sudrf.ru опубликовано решение по гражданскому делу № 2-1196/2011, рассмотренному 12 декабря 2011 года. Касается оно одного из болезненных вопросов проживания в бывших ведом-ственных общежитиях, расположенных в городе и несколько лет назад ставших муниципальными. Конкретно рассматривался вопрос перевода одного из них в статус многоквартирного дома.
Две истицы ранее занимали койко-места, впоследствии – отдельные комнаты. По их заявлению в суд, после перевода общежития в разряд многоквартирного дома, сделанного на основании постановления главы города, изменился расчет их оплаты занимаемой площади — в квитанциях на оплату коммунальных услуг стала выставляться увеличенная площадь, которая получена методом умножения площади комнат на поправочный коэффициент. Из-за принятия незаконного, по их мнению, решения истицы не только несут материальные убытки, но и терпят бытовые неудобства. Нежилые помещения в здании: комнаты отдыха, холлы и другие помещения культурно-бытового назначения, в порядке, установленном ст. 22 ЖК РФ, в жилые не переводились. Истицы продолжают жить в тех же самых условиях, что и при заселении много лет назад.
Однако суд отклонил исковые требования о признании постановления главы незаконным, поскольку «полагает, что постановление главы города не нарушает права, свободы и законные интересы заявителей и не препятствует осуществлению ими своих прав и свобод, на заявителей какие-либо обязанности не возлагаются, права пользования занимаемых заявителями жилых помещений главой города Реутова не оспаривается. Положения постановления являются руководством для действия подразделениям администрации г. Реутова».
В оспариваемом постановлении главы г. Реутова указания об изменении порядка расчета платы за услуги ЖКХ, в т.ч. отделу по учету, распределению и обмену жилой площадью, отсутствуют.
Также представителем администрации г. Реутова было заявлено о пропуске заявителями срока обращения в суд. Обсудив доводы заявителей о причинах пропуска срока для обращения в суд, суд нашел их несостоятельными.
В решении суда указывается, что в связи с признанием дома, в котором проживает заявительница, помещением. предоставляемым по договорам социального найма, органами БТИ изготавливается новый технический паспорт здания с учетом его статуса – многоквартирный жилой дом.
При таких обстоятельствах суд посчитал возможным в удовлетворении требований заявителей отказать, в том числе по основаниям пропуска трехмесячного срока обращения в суд с настоящим заявлением.
Николай Карамов

Общежития могут находиться в государственной, муниципальной собственности и в собственности юридических лиц.
Общежития в целом и отдельные помещения в них не подлежат приватизации. Общежития, включенные в уставный фонд юридических лиц в процессе приватизации государственного, муниципального имущества, подлежат выделению из уставного фонда независимо от времени приватизации.
Жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде предоставляются гражданам на условиях договора социального найма, а в жилищном фонде, находящемся в собственности юридических лиц, — на основании договора найма жилого помещения. При этом оплата жилищно-коммунальных услуг производится гражданами по ставкам и тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.
Заключение нанимателями жилой площади в общежитии договоров поднайма с другими гражданами запрещается.
Установленные законодательными актами льготы по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Указанные пределы и нормы могут быть увеличены нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации утверждают:
1) типовые правила внутреннего распорядка;
2) типовые нормы в соответствии с частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса;
3) примерную форму договора о предоставлении жилой площади;
4) форму ордера на жилую площадь в общежитии и порядок его выдачи.
Граждане, постоянно проживающие в общежитиях, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством.
Граждане, занимающие жилую площадь в общежитиях государственного, муниципального жилого фонда и приобретшие иное жилье, обязаны освободить занимаемую в общежитии жилую площадь (или ее часть) в соответствии с площадью приобретенного жилья и социальной нормой площади жилья на одного человека.
Оставшимся в общежитии членам семьи наймодателем может быть предоставлено иное жилое помещение.

Следующая статья «
К тексту закона «

Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!


Несмотря на разработку государством федеральных программ, направленных на обеспечение россиян жильем, жилищный вопрос остается одним из самых наболевших. Согласно данным статистики, больше двух миллионов россиян до сих пор живут в общежитиях. Многие граждане, по 20-30 лет проживающие в не самых комфортных условиях, интересуются, как можно перевести общежитие в статус многоквартирного дома и будут ли улучшения от таких перемен.

Правовой статус общежитий регламентируется нормами раздела IV ЖК РФ. В соответствии с его положениями порядок преобразования общежитий, принадлежащих государству, устанавливают власти субъектов РФ. Если общежитие является муниципальной собственностью, соответствующее право предоставляется властям муниципалитетов.

Как говорит закон, такие помещения предназначены для временного проживания. Они могут быть построены специально или оборудованы в жилых домах. Собственник (то есть государство или муниципальные органы) должен обеспечивать жильцов необходимой мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания.

Решение об изменении статуса общежития также уполномочен принимать только собственник. При этом переводимое в другую категорию помещение должно:

  • Быть предназначено для проживания людей в течение всего года.
  • Иметь необходимую площадь.
  • Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
  • Располагать санузлом, кухней и другими местами, предназначенными для обеспечения потребностей жильцов.
  • Каждое жилое помещение должно иметь отдельный вход из коридора или с лестничной площадки.

Также необходимо, чтобы помещение, которое переводится в другой статус, было свободным от обременений. Если нужно, в здании должна быть произведена перепланировка: без этого перевод не допускается

Куда обращаться жильцам?

Чтобы осуществить процедуру перевода, граждане должны подать заявление балансодержателю общежития. Как правило, на его рассмотрение отводится месяц. По итогам обращения собирается специальная комиссия, в которую предоставляется достаточно объемный пакет документов:

  1. Заявление жильцов.
  2. Список граждан, которые проживают в общежитие. К ним прикладываются документы, подтверждающие право людей на вселение.
  3. Технический паспорт помещения.
  4. Заключение, выданное местным центром Санэпидемнадзора.
  5. Проект перепланировки или переустройства.
  6. Заключение органов пожарной инспекции.
  7. Заключение, выданное архитектурно-планировочным управлением.

Председатель комиссии может запросить и дополнительные документы.

После этого проводится обследование помещений и принимается решение о том, возможно ли предоставить общежитию статус жилого дома. Результаты проверки фиксируются в соответствующем акте.

Если изменение статуса возможно, глава городской администрации подписывает распоряжение о переводе. Расходы на проведение процедуры, как правило, оплачивает балансодержатель. В случае отказа, который должен быть мотивирован, его можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Когда перевод будет произведен, вместо ордеров, выданных жильцам ранее, им вручат ордера на жилплощадь в коммунальной квартире. После этого нанимателям предоставляется право приватизировать жилье в соответствии с действующим законодательством.

Какие общежития не подлежат переводу

Согласно закону далеко не каждому общежитию может быть присвоен статус жилого дома. Например, такому переводу не подлежат:

  • Помещения, которые находятся в учреждениях социального обслуживания. К ним относятся дома, предназначенные для проживания ветеранов, инвалидов, престарелых граждан.
  • Жилые помещения в детских интернатах, детдомах семейного типа и других заведениях для детей, оставшихся без родительского присмотра.
  • Служебные помещения, расположенные в пожарных депо и других зданиях, принадлежащих подразделениям по чрезвычайным ситуациям.
  • Специальные помещения, которые находятся в общественных и административных зданиях органов госбезопасности.

Не разрешат изменить статус и тех помещений, которые предназначены для временного проживания иностранцев и лиц без гражданства

Общежитие или многоквартирный дом: что лучше для жильцов?

Мнение эксперта Станислав Ершов Квалифицированный юрист. Готов ответить на любые ваши вопросы! Задавайте их прямо сейчас! Написать эксперту Если верить отзывам людей, проживающих в разных регионах России, особых изменений в результате смены статуса общежитий не наблюдается. Техническое состояние домов в большинстве случаев не меняется. Кроме того, плата за коммунальные услуги может увеличиться. Дополнительно жителям, получившим ордера, придется перечислять взносы за капитальный ремонт. Кроме того, порядок перевода таких жилых помещений в собственность до конца не урегулирован. Определенным минусом является и необходимость получать согласие соседей, если приватизированную жилплощадь захочется продать

Существуют и другие проблемы. Не секрет, что многие российские общежития находятся в плачевном состоянии. Но денег на капитальный ремонт в регионах не хватает. Жильцы вновь созданных жилых домов только начинают оплачивать взносы на проведение таких работ, и ждать, пока до них дойдет очередь, приходится долго.

Правда, в некоторых областях власти принимают решение ремонтировать бывшие общежития в первую очередь. Но это вызывает недовольство жителей других многоэтажек: получается, что собственники много лет вносили деньги, а их снова отодвинули.

Кроме того, за счет средств, выделенных на капремонт, можно выполнить очень ограниченное количество работ. В результате возникает ситуация, что и проблемы общежитий не решаются, и права других граждан оказываются ущемлены.

Таким образом, перевод общежитий в статус многоквартирных домов – не самый эффективный способ решения жилищных проблем. Гораздо большие надежды люди возлагают на строительство жилья с господдержкой, на которое ежегодно выделяются солидные средства. Но при желании жильцы могут попробовать добиться перемен, обратившись в местную администрацию.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У ЮРИСТА:

Проблема снятия со специализированных жилых помещений статусов общежитий или служебных квартир, обсуждалась еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Практика судов тех лет свидетельствовала, что в отсутствие надлежащего законодательного регулирования, отсутствовала реальная возможность помочь гражданам решить их жилищные проблемы путем приватизации жилых помещений, имеющих статусы общежитий или служебных помещений. Единственным слабым основанием для обращения в суд было несоответствие общежитий или служебных квартир требованиям, предъявляемым к специализированному жилью (отсутствие необходимой мебели, пропускной системы и т.п.). Однако, суды, в своем большинстве, критически относились к этим доводам, принимая во внимание наличие ранее установленного на бумаге статуса специализированного жилья.

И вот, видимо в связи с окончанием права граждан на приватизацию, законодатель сжалился над гражданами, а вернее над большей частью граждан, бессрочно, как показало время, проживающих в общежитиях и служебных квартирах.

Вводным законом было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Не смотря на то, что в статье 7 Вводного закона говорится об общежитиях, это положение может быть применено и к служебным квартирам. Это, во всяком случае, следует из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года». В п. 21 этого Обзора говорится, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Давайте теперь, с учетом разъяснений Верховного Суда РФ по применению данного положения Вводного закона разберемся, в каких случаях можно признать, что граждане занимают жилое помещение, имевшее статус общежития или служебного жилья, по договорам социального найма, а в каких случаях, общежития или служебные квартиры не утратили своего статуса с введением в действие Жилищного кодекса РФ.

  1. 1.Вариант №1: Общежития или служебные квартиры находились в жилых домах, принадлежавшим государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям. Такие жилые помещения можно признать занимаемыми гражданами по договорам социального найма только при условии, что государственные или муниципальные предприятия или учреждения добровольно передали жилой фонд в ведение органов местного самоуправления. Это правило относится к государственным и муниципальным предприятиям или учреждениям, которые являются таковыми и не приватизировались, не акционировались, не реорганизовались в иные частные формы собственности. Если государственное предприятие продолжает существовать, жилой фонд этого предприятия не передан в муниципальную собственность, общежитие сохраняет свой статус. При этом не имеет значения, что после введения в действие, указанные предприятия или учреждения не подтвердили статус жилого фонда в качестве общежитий или служебных квартир. Не имеет значения, что после разграничения собственности еще в 1991 году и после введения в действие Жилищного кодекса РФ предприятия не оформили свои права хозяйственного ведения или оперативного управления на общежития или служебные квартиры в порядке, установленном Постановлением Правительством РФ от 26.01.2006 №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Подтверждением передачи общежития или служебного жилья в ведение органов местного самоуправления является соответствующее распоряжение (акт) главы (руководителя) органа местного самоуправления. В Москве этот вопрос находится в ведении как Префектов округов Москвы, так и Правительства Москвы, и решается на основании их распоряжений (постановлений) о передаче общежитий или служебных квартир в муниципальную собственность.

Не имеет никакого значения, когда были переданы общежития или служебные квартиры в муниципальную собственность от государственных предприятий или учреждений до введения в действие Жилищного кодекса РФ или после. Это обстоятельство не влияет на права граждан занимать жилые помещения по договорам социального найма. Передача общежитий или служебных квартир от государственных или муниципальных предприятий или учреждений в ведение органов местного самоуправления с сохранением статусов общежитий или служебных квартир является нарушением закона и прав граждан, проживающих в общежитиях или служебных квартирах. Суды должны признать за такими гражданами права пользования этими жилыми помещениями по договорам социального найма.

  1. 2.Другая ситуация возникает, когда общежития или служебные квартиры «зависли» на балансе давно приватизированных, акционированных или иным образом реорганизованных в коммерческие организации бывших колхозов, совхозов, заводов, фабрик и т.п. По закону весь жилой фонд при приватизации (акционировании, реорганизации в коммерческие организации) подлежит передаче в муниципальную собственность. Это следует из ст.18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Также, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.

Однако, в большинстве своем, органы местного самоуправления всячески препятствовали принятию в свою собственность недвижимости, требующей при передаче, по меньшей мере, проведения хорошего ремонта и расселения жителей, проживающих по несколько семей в одной комнате на «койко-местах». Законодательная возможность муниципальным властям не обременять себя нерентабельной недвижимостью всегда была. Суды стояли на том, что принятие имущества в муниципальную собственность, есть дело добровольное и никто не вправе принудить органы местного самоуправления принять эту недвижимость в свою собственность. Так тянулось до принятия нового Жилищного кодекса РФ, а вернее до разъяснений Верховного Суда РФ, который указал, что нежелание местных органов власти принимать в свою собственность жилой фонд, не включенный в состав приватизированного имущества предприятия, не может ограничивать права граждан на заключение с ними договоров социального найма и приватизации этих жилых помещений. В отличии от владения общежитиями и служебными квартирами государственными или муниципальными предприятиями, при нахождении жилого фонда на балансе коммерческих предприятий, факт передачи этого фонда в муниципальную собственность, не обязателен для признания за проживающими в нем гражданами прав пользования по договорам социального найма. Суды исходят из того, что общежития (служебные квартиры) приватизированных предприятий уже в силу закона находятся в муниципальной собственности.

В этой связи следует прибавить ситуации, когда предприятия, реорганизованные из совхозов, колхозов, фабрик и заводов, оформляли при приватизации в собственность акционированного предприятия общежития или служебные квартиры. Безусловно, что такие сделки осуществлялись с нарушением закона и, по сути, являются недействительными. Судебная практика свидетельствует, что это обстоятельство, также, не является основанием для ограничения прав граждан, проживающих в незаконно приватизированных юридическим лицом жилых помещениях. Суды обязывают органы местного самоуправления, не смотря, на отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности, заключать с гражданами договоры социального найма. Имеются такие положительные решения судов по делам, в которых даже не заявлялись требования о признании недействительной сделки (плана приватизации, договора купли-продажи государственного имущества и т.п.), на основании которой у акционированного колхоза (совхоза, завода и т.п.) возникло право собственности на общежитие или служебное жилье.

Более того, имеются решения судов об удовлетворении исков об обязании муниципальных органов заключить договоры социального найма, при том, что по ранее рассмотренным делам было отказано в удовлетворении требований о признании недействительными сделок по приватизации юридическим лицом общежитий в связи с пропуском сроков исковой давности. Все равно суды признавали за гражданами права пользования жилыми помещениями в бывших общежитиях по договорам социального найма.

Очень часто муниципальные органы, выступавшие в судах в качестве ответчиков по делам об обязании заключить с гражданами договоры социального найма на жилые помещения, использовавших в качестве общежитий, находящихся из-за бездействия органом местного самоуправлении на балансе коммерческих организаций, в возражениях указывали, что статья 7 Вводного закона применяется только к ситуациям, когда общежития переданы от государственных или муниципальных предприятий в ведение органов местного самоуправления. Если предприятие коммерческое, общежитие в ведение муниципальных властей не передавалось, то, соответственно, нельзя на органы местного самоуправления по указанной статье возложить обязанность заключить с гражданами договоры социального найма или, тому хуже признавать за гражданами право на приватизацию занимаемых ими помещений. Этот довод судами, как показывает практика, не принимался, в большинстве своем, даже без комментариев в своих решениях.

Еще раз обращаю внимание, что правом на заключение договоров социального найма обладают граждане, проживающие в жилых помещениях, принадлежавших предприятиям, реорганизованным в коммерческие предприятия, путем передачи имущества в частную собственность, к примеру, в собственность работников этого предприятия. Если государственное предприятие после акционирования осталось в государственной собственности, к примеру это относится ОАО «РЖД», где учредителем является Российская Федерация, то граждане не вправе требовать снятия статуса общежития или служебного жилья.

  1. 3.За гражданами не может быть признано право пользования жилыми помещениями по договорам социального найма, если общежитие или служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организацией за счет собственных средств. Также, положения статьи 7 Вводного закона не применяются, если при приватизации совхоза и т.п. недвижимое имущество являлось нежилым и, в этой связи вошло в план приватизации предприятия, после чего коммерческая организация (бывший совхоз и т.п.) перевел это нежилое помещение в жилой фонд и заселил его своими работниками, обозвав свой жилой фонд «общежитие» или «служебное жилье». Такое жилье не может иметь статус общежития в силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ, поскольку, общежития и служебные квартиры должны находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. А к отношениям по пользованию жилой площадью в «общежитиях и служебных квартирах», принадлежащих коммерческим организациям должны применяться положения о коммерческом найме, т.е. через пять лет, а может и раньше, таких работников можно выселить без всяких проблем и без предоставления другого жилья.
  2. 4.Нет шансов на заключение договоров социального найма или приватизацию у граждан, проживающих в общежитиях, которые изначально, с разграничением государственной собственности в 1991 году, являлись муниципальными общежитиями (Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»).
  3. 5.Рассмотрев вопросы в чьем ведении или собственности находится жилой фонд, перейдем к другим проблемам, связанным с характеристиками жилых помещений в общежитиях. Начнем с самого страшного слова «койко-место». В свое время я пыталась найти хоть где-то в законодательных актах хоть что-нибудь о «койко-местах». Тщетно. Между тем, «койко-место» стало камнем преткновения в спорах о правах граждан на заключение с ними договоров социального найма. Длительное время суды отказывали, руководствуясь исключительно принципами разумности, в признании за гражданами права пользования жилым помещением по договорам социального найма, если у них в ордерах на общежития значилось «койко-место». Исходили суды из того, что предметом договора социального найма может быть только изолированное жилое помещение (ст. 62 ЖК РФ). Все это длилось до тех пор, пока Верховный Суд РФ не снизошел до «койко-место». Он разъяснил, что если гражданин занимает все изолированное жилое помещение один, хотя по документам значится, что ему предоставлено «койко-место», то с ним должен быть заключен договор социального найма на всю комнату, если, конечно, еще кто-то не обладает правом пользования «койко-местом» в этой комнате в общежитии. Если имеется гражданин, который, также, обладает правом пользования «койко-местом» в этой же комнате, то решить проблему заключения договора социального найма на комнату можно двумя способами. В первую очередь проживающий гражданин вправе требовать признания не проживающего на «койко-месте» гражданина утратившим право пользования жилым помещением, если он выехал на другое постоянное место жительства, признать его неприобретшим права пользования спорным жилым помещением, если он не вселялся в эту комнату (это случается чаще всего в общежитиях, где ордер выдают на одну комнату, а фактически вселяют в другую), признавать умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев (ст. 45 ГК РФ). Если в судебном порядке избавиться от «сокоечника» нельзя, то Верховный Суд РФ рекомендует судам принимать решения о передаче гражданам, проживающим в жилом помещении на условиях «койко-места», в пользование изолированное жилое помещение в целом, с заключением с ними («сокоечниками») одного договора социального найма как с сонанимателями.

Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность (Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 №77-В09-5).

Следует полагать, что при таком варианте, требовать заключения договора социального найма или передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации должны все лица, проживающие в комнате на «койко-местах». Если кто-то из жильцов комнаты будет не согласен с этим, а в случаях с приватизацией, это особо актуально, их нельзя обязать заключить договор социального найма или договор передачи жилья в собственность.

Другим распространенным доводом ответчиков — бывших балансодержателей общежития и органов местного самоуправления — является невозможность идентифицировать номер спорной комнаты или определить, какое помещение предоставлялось гражданину, требующему в судебном порядке заключения с ним договора социального найма. В таких случаях, суды устанавливают, какую комнату фактически занимает истец, не придавая никакого значения тому, какое помещение истцу предоставлялось изначально. Проблема с отсутствием нумерации комнат в общежитии, решается судами путем истребования технических паспортов на жилые помещения. В решении о заключении договоров социального найма суды указывают данные помещений так, как они обозначены в технических паспортах.

  1. 6.Как свидетельствует судебная практика, заключения договоров социального найма или приватизации жилых помещений вправе требовать граждане, вселившиеся в жилые помещения, являвшиеся общежитиями или служебными квартирами, как до их передачи в муниципальную собственность, так и после передачи в муниципальную собственность. Вне зависимости от того, кем было предоставлено это помещение, государственным предприятием, предприятием до приватизации, этим же предприятием после приватизации, органами местного самоуправления после принятия жилого фонда в муниципальную собственность. Вне зависимости от того, когда гражданин вселился в общежитие (служебную квартиру) до введения в действие Жилищного кодекса РФ или после.

Однако, если жилое помещение будет предоставлено гражданину предприятием после официальной передачи жилого фонда в муниципальную собственность, такое вселение может быть правомерно оспорено органами местного самоуправления и гражданин признан неприобретшим права пользования жилым помещением с выселением без предоставления другого жилого помещения, поскольку, после принятия жилого фонда в муниципальную собственность, предприятия, на балансе которых или в хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находилось общежитие, не вправе распоряжаться таким жилым фондом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *