Страховка для пассажиров автобусов

ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

Добрый день, уважаемый читатель.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП — обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

  • В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
  • Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
  • Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
  • Размер выплат по страховке ОСГОП.
  • Регрессное требование по ОСГОП.

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Статья 1 закона говорит о следующем:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;

3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В статье 2 этого закона расшифровывается понятие «перевозчик»:

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

  1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
  2. при перевозках по договору фрахтования;
  3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

  • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
  • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Регрессное требование по ОСГОП

Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

  • умысел перевозчика;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
  • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
  • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
  • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
  • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 25 сентября 2019 Раздел: Коммерческий транспорт

Штраф на отсутствие страховки

Вот судебная практика, в которой отражены важные моменты

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. по делу N А41-4892/16
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу — общества с ограниченной ответственностью «Абель» — Елова М.В. (представителя по доверенности от 06.06.2016),
от Управления государственного автодорожного надзора по Московской области — Дятлова К.Н. (представителя по доверенности от 16.12.2015), Мельниченко А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Абель» на решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2016 по делу N А41-4892/16, принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Абель» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Московской области (далее — управление) от 20.01.2016 N 009099 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде 500 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки 24.11.2015 проведенной на основании распоряжения управления от 01.11.2015 N 3485/1 и плана проверок (запись N 201501065014) установлено, что общество, является перевозчиком пассажиров по заказу (договор фрахтования транспортных средств с экипажем от 12.11.2012 N 130/11/2012, дополнительное соглашение N 4 к договору от 06.11.2015 N 130/11/2012), риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках» (акт от 24.11.2015).
В связи с этим управление 22.12.2015 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 20.01.2016 вынесло постановление N 009099 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 11.31 КоАП РФ, в виде 500 000 рублей штрафа
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности — соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Части 1 статьи 11.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.
Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее — Закон), установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.
В соответствии со статьей 4 Закона обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также установления процедуры получения потерпевшими возмещения вреда. Основными принципами обязательного страхования являются:
1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
2) защита за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
Между обществом (арендодатель) и другим юридическим лицом — ЗАО «Газпромнефть МЗСМ» (арендатор) заключен договор аренды транспортных средств с экипажем от 12.11.2012 N 130/11/2012 (далее — договор аренды).
Согласно договору арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование на срок действия договора транспортные средства, указанные в приложении N 1 к договору, а также оказывать своими силами услуги по управлению ими и их технической эксплуатации, а арендатор обязуется выплачивать арендную плату в соответствии с условиями договора (пункт 1.1 Договора).
Арендодатель по договору обязан: передать арендодателю транспортные средства со всеми принадлежностями и документацией, в течение срока действия договора поддерживать надлежащее состояние транспортных средств, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, обеспечивать соответствие состава экипажа и его квалификации требованиям обычной практики эксплуатации транспортных средств данного вида и условиям договора и приложений к нему, нести расходы по страхованию, оказывать арендатору услуги по управлению транспортными средствами, членами экипажа являются работники арендодателя, которые подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортных средств, и распоряжениям арендатора, касающихся целей эксплуатации транспортных средств, несет расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание, несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства.
В основном арендованные транспортные средства используются для доставки работников арендатора к месту работы и обратно, что не исключает их использование в любых иных целях по указанию арендатора.
В ходе проверки также установлено, что техническое обслуживание и ремонт арендованных автомобилей осуществляется обществом, водители являются работниками общества, которое обеспечивает прохождение ими обязательных медицинских осмотров, а также выдает путевые листы.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно квалифицировал названные отношения сторон как отношения, возникающие из договора аренды транспортных средств с экипажем, предусмотренного статьям 632 — 641 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс).
В соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 635 Гражданского кодекса Предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.
Из приведенных гражданско-правовых норм следует, что обязательство, возникающее из договора аренды транспортных средств с экипажем, по своей правовой природе является сложными и сочетает в себе элементы договора аренды и договора фрахтования (перевозки), что нашло отражение и в названии данного вида договорных обязательств (договор фрахтования на время). При этом обязанности, характерные для перевозчика, по договору фрахтования на время возлагаются на арендодателя.
В соответствии со статьей 640 Гражданского кодекса ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса.
Норма, предусмотренная статьей 640 Гражданского кодекса носит императивный характер, направлена на защиту прав потерпевших и не может быть изменена соглашением сторон.
В связи с этим доводы общества о том, что ответственность в случае причинения вреда пассажирам арендованных транспортных средств несет арендатор, являются ошибочными и не основаны на нормах права.
Довод общества о том, что ЗАО «Газпромнефть МЗСМ» предоставляет своим сотрудникам базовые социальные льготы по доставке сотрудников до места работы, время пребывания сотрудников ЗАО «Газпромнефть МЗСМ» в служебном автотранспорте является рабочим временем, на которое распространяется действие договора коллективного страхования от несчастных случае и болезней, отклоняется, так как такое обстоятельство не освобождает общество как перевозчика от исполнения возложенной на него обязанности страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, что иное прямо противоречит части 1 статьи 5 Закона, и, как следствие, от административной ответственности за неисполнение данной обязанности.
Оснований для освобождения перевозчика от обязанности страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при обстоятельствах, приведенных обществом, Закон не содержит.
Кроме того, ссылаясь в обоснование указанного довода на договор коллективного страхования от несчастных случаев и болезней, общество не представило в материалы дела такой договор.
Событие и состав вмененного обществу административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, заверенная копия которого представлена в материалы судебного дела.
Обществу назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 11.31 КоАП РФ (500 000 рублей). Ввиду непредставления обществом документов о его имущественном и финансовом положении оснований для снижения размера данного штрафа ниже нижнего предела санкции статьи не имеется.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и назначению административного наказания проверены апелляционным судом и признаны соблюденными. Основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным отсутствуют.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2016 по делу N А41-4892/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 N 67-ФЗ (последняя редакция)

14 июня 2012 года N 67-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ, ИМУЩЕСТВУ ПАССАЖИРОВ И О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ТАКОГО ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ МЕТРОПОЛИТЕНОМ Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.12.2013 N 332-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 277-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Цели и принципы обязательного страхования
    • Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
    • Статья 6. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом
  • Глава 2. Договор обязательного страхования, его заключение, особенности его прекращения
    • Статья 7. Заключение договора обязательного страхования
    • Статья 8. Условия договора обязательного страхования
    • Статья 9. Особенности прекращения договора обязательного страхования и последствия его прекращения
  • Глава 3. Страховая премия
    • Статья 10. Обязанность страхователя уплатить страховую премию
    • Статья 11. Порядок определения страхового тарифа и страховой премии
    • Статья 12. Последствия просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов)
  • Глава 4. Страховое возмещение
    • Статья 13. Обязанность страховщика выплатить страховое возмещение и порядок взаимодействия перевозчика со страховщиком и выгодоприобретателем при предъявлении требований о возмещении вреда
    • Статья 14. Порядок предъявления требования о выплате страхового возмещения и порядок его выплаты
    • Статья 15. Предварительная выплата
    • Статья 16. Определение величины вреда, подлежащего возмещению страховщиком
    • Статья 17. Распределение страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего
    • Статья 18. Права выгодоприобретателя при недостаточности страхового возмещения для полного возмещения вреда
    • Статья 19. Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения
  • Глава 5. Система гарантирования компенсационных выплат
    • Статья 20. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 21. Правила профессиональной деятельности
    • Статья 22. Компенсационный фонд профессионального объединения страховщиков
    • Статья 23. Компенсационные выплаты
    • Статья 23.1. Информационное взаимодействие
    • Статья 24. Перестраховочный пул
  • Глава 6. Порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном
    • Статья 25. Обязанность юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, выплатить компенсацию в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном, и порядок информирования выгодоприобретателей об их правах на получение такой компенсации
    • Статья 26. Порядок предъявления к юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, требования о компенсации и порядок ее выплаты
    • Статья 27. Предварительная компенсация
    • Статья 28. Распределение компенсации между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего
    • Статья 29. Права выгодоприобретателя при недостаточности компенсации для полного возмещения вреда
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 30. Заключительные положения
    • Статья 31. Утратила силу
    • Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *