Страна рождения

В советское время проблем с указанием места рождения не было. В свидетельство вписывался город (село, поселок, деревня), район, область и республика. Например, если человек родился в Махачкале, то так и писалось: город Махачкала Дагестанской АССР.

В наши дни постоянно появляются какие-то новые правила. Особенно беспокоит вопрос о том, что писать о месте рождения ребенка, жителей столицы. То им обещают денежные дотации, если ребенок рожден только в Москве. То гарантируют, что место рождения малыша на финансовые «плюшки» не повлияет. Чтобы не было лишнего беспокойства, рассмотрим это более подробно.

Начнем с Москвы

Ситуация: оба родителя — жители столицы. Причем не просто снимают там квартиру, а имеют московскую прописку. Ребенок рождается в ближайшем Подмосковье. Захотелось так маме — роддом понравился.

Как отразится это на дальнейшей жизни семьи? Снимут ли с них положенные столичные выплаты за рождение малыша? Что указывать о месте рождения, какую информацию?

Начнем с того, что обмануть государство вряд ли получится. Если, конечно, у мамочки нет знакомого главного врача какого-нибудь столичного роддома. А раз нет, тогда придется получать свидетельство о рождении по справке, выданной в роддоме. В данной справке указано место рождения малыша. И если это город Мытищи, например, то никто не напишет при выдаче свидетельства о рождении, что дитя появилось на свет в Москве.

Но пугаться не надо. Никакой роли информация о рождении при получении финансовой помощи от государства не играет. Если родители прописаны в Москве, то ребенок хоть на Камчатке родится, а денежные «плюшки» его мама получит. А это значит, что место рождения сыночка или дочурки будет указано только в свидетельстве о рождении.

Получаем паспорт

Мы разобрались с тем, что указывать в месте рождения при оформлении свидетельства о появлении на свет ребенка.

Теперь расскажем о том, что нужно писать в анкете для получения паспорта — обычного документа, подтверждающего личность человека. Не заграничного, подчеркиваем это.

Приходим в паспортный стол, где милая женщина-сотрудник выдаст анкету для получения самого главного документа. Как заполнить анкету? Просто ответить на вопросы, напечатанные в данном листочке. Кстати, распечатать его можно и самостоятельно. Образцы находятся в свободном интернет-доступе.

В этой анкете есть и вопрос о месте рождения. А в скобках дано пояснение: «по существовавшему административно-территориальному делению». Что это значит? Если человек рожден до 1992 года, то при ответе на данный вопрос указывается республика. Например, мужчина 1980 года рождения. Место рождения — город Минск. Значит, при ответе на данный вопрос, он напишет: город Минск, БССР.

А если паспорт получает юноша 2004 года рождения, то он напишет так: город Минск, Республика Беларусь.

Что писать при получении загранпаспорта?

Мы разобрались с тем, что указывать о месте рождения при получении основного документа, удостоверяющего личность. Теперь речь пойдет о загранпаспорте.

Как и при получении обычного паспорта, заполняя анкету на заграничный документ, люди до 1992 года в графе «Место рождения» указывают СССР и республики, входящие в состав страны Советов. Те, кто старше 26 лет, пишут, что они родились в России или указывают страну своего рождения.

Теперь мы знаем, как заполнить анкету на оформление загранпаспорта.

При регистрации на порталах

На некоторых порталах, типа портала госуслуг, требуется заполнить анкету. И, конечно же, там есть обсуждемый нами вопрос.

Что указывать о месте рождения? А главное, как правильно это сделать?

Существует два способа. Один из них стандартный, второй — особый. При стандартном заполнении указывают страну, в которой родились. Затем — регион: область, край, автономный округ.

После того как заполнили данные ячейки, переходим к дате и месту рождения. С датой все понятно. Это число, месяц и год. Вводим город, в котором появились на свет.

Этот тип заполнения подходит только для тех, кто родился в городе.

А что делать людям, рожденным в селе или в деревне? Выбирать особый способ заполнения. Выбираем страну, регион и вводим название места, где родились. Например, страна СССР, Пензенская область, Городищенский район, село Старые Турдаки.

Домашние роды

Сейчас популярны домашние роды. Стоят они на порядок дороже, чем привычные, но многие мамочки выбирают именно их. Муж присутствует рядом, а больничные казенные стены не давят на психику. Да и вообще, дома спокойнее рожать.

Это все так, только справки не будет о месте рождения. Что указывать в этом случае? И можно ли это сделать?

Роженица имеет право указать абсолютно любой город. Но зачем что-то выдумывать? Честно пишем, что ребенок родился в Москве/Питере/селе Борисоглебском. Напомним, что место рождения не влияет ни на что.

Неправильно указан город

А если в паспорте, в строке «Место рождения», город указан с ошибкой, придется ли менять документ?

В случае если написанное в паспорте совпадает с тем, что указано в свидетельстве о рождении, то ничего менять не надо. Ошибка имелась в виду не в правописании, а в неправильном указании города. К примеру, человек родился в городе Одинцове, а ему написали в свидетельстве о рождении Люберцы. И то же самое в паспорте указали. Досадно, но проблемы нет.

Иное дело, когда ошибка допущена в правописании. Например, владелец паспорта рожден в Петрозаводске. А ему в паспорте взяли и написали «Петрозавотск». Причем в свидетельстве о рождении указан первый вариант. Придется бедолаге менять паспорт.

Резюмируем

В статье мы рассказали о том, как оформляются документы и что указывать о месте рождения при заполнении анкеты на паспорт, загранпаспорт или на сайтах типа «Госуслуги».

Выделим основные аспекты статьи:

  • Если родители прописаны и живут в Москве, а ребенок родился в ином городе, ничего страшного в этом нет. Мамочка получит обещанные ей денежные выплаты от государства.

  • При заполнении анкеты на паспорт или загранпаспорт в строке о месте рождения граждане старше 1992 года указывают или СССР, или республику, входящую на тот момент в состав страны Советов. Лицам, появившимся на свет позднее 1992 года, при заполнении анкеты нужно писать свою страну рождения.
  • Если женщина рожала дома, то справку о рождении ребенка, естественно, ей не предоставят. В таком случае она вольна указывать любой город рождения своего чада. Но лучше честно написать, где был рожден ребенок. И если это село, к примеру, не нужно выдумывать Москву. Ибо место рождения малыша не несет никакой юридической нагрузки.
  • Что делать человеку, в паспорте которого место рождения не совпадает с тем, что указано в свидетельстве о рождении? Увы, но придется менять документ.

Теперь наши читатели знают, что указывать о месте рождения. И как это правильно делать. Спокойны могут быть и родители-москвичи: никаких положенных им средств никто не отменит из-за того, что малыш появился на свет не в столичном роддоме.

Дата является одним из важных реквизитов любого организационно-распорядительного документа (будь то уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и т.п.). В соответствии с положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. № 1185-ст) дата считается реквизитом, обозначающим время подписания (утверждения) документа или зафиксированного в нем события.

Как правило, с ней связывается срок вступления документа в силу (если в самом тексте не имеется оговорки об ином моменте начала его действия), от нее же может зависеть и срок действия документа. Кроме того, правильность проставления даты имеет важное правовое значение, в том числе, для последующего разрешения возможных конфликтов с контрагентами (например, в целях исчисления сроков исковой давности и т.п.).

Несмотря на то, что общих норм, обязывающих проставлять в документах дату их составления, нет (за исключением отдельных законодательных положений, предусматривающих дату в качестве обязательного реквизита документа, – например, ст. 860.2 ГК РФ), для большей определенности целесообразно все же указывать ее.

Какие опасности таит в себе 2020 год?

На практике встречаются случаи, когда лица, составляющие документы, в целях сокращения длины написания даты применяют формат ее написания арабскими цифрами через точку при неполном указании года – например, вместо «23.08.2019» указывают «23.08.19». Если для прошлого года такое написание не представляло особой угрозы (хотя юридически и не являлось правильным), то год 2020 такую опасность таит. Так, не исключено, что при спорных ситуациях контрагент может приписать к дате числовую комбинацию, характеризующую прошлые годы, в результате чего, к примеру, вместо «21.01.20» получится дата «21.01.2016». Такая «поправка» может иметь неблагоприятные последствия – например, станет невозможным предъявление иска к недобросовестному контрагенту в силу истечения сроков исковой давности и т.п. (не говоря уже о том, что добросовестной стороне договора придется доказывать в суде правильность указания даты именно в его экземпляре договора).

Какие правила учитывать при оформлении даты в документе?

Чтобы избежать неприятностей и обезопасить себя от возможных ошибок при оформлении документов в части указания в них даты, органам власти, юрлицам и ИП следует руководствоваться положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016), утв. приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст. В нем, в частности, содержатся положения, согласно которым дата документа должна соответствовать дате подписания (утверждения) документа или дате события, зафиксированного в нем. При этом уточнено, что документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату.

Что касается конкретных правил оформления даты, то ГОСТ Р 7.0.97-2016 предусматривает вариативность способов. Так, дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год одним из способов:

  • арабскими цифрами, разделенными точкой (05.02.2020);
  • словесно-цифровым способом (5 февраля 2020 г.).

Напомним, эти правила применяются на добровольной основе для оформления любых организационно-распорядительных документов, в том числе включенных в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД), класс 0200000. Они распространяются на документы на бумажном и электронном носителях (п. 1 ГОСТ Р 7.0.97-2016).

Чем грозит указание в договоре даты его заключения, отличной от фактической (заключение договора «задним числом»)? Узнайте из материала «Дата и место заключения гражданско-правового договора» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Стоит отметить, что указанные правила актуальны и при утверждении документа распорядительным документом. Так, гриф утверждения, состоящий из слова «Утвержден» («Утверждена», «Утверждены» или «Утверждено»), согласованного с наименованием вида утверждаемого документа, и наименования распорядительного документа, должен содержать дату, проставляемую по установленному формату, а также номер. Можно привести следующие примеры:

(Регламент) Утвержден
приказом АО «Профи»
от 5 февраля 2020 г. № 82
(Правила) Утверждены
приказом АО «Профи»
от 5 февраля 2020 г. № 83

Аналогичные рекомендации по оформлению даты документа содержатся в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11 апреля 2018 г. № 44. Помимо общей нормы, идентичной положению из ГОСТ Р 7.0.97-2016, в ней дополнительно содержатся примеры оформления даты в письмах зарубежным адресатам. В последнем случае дата оформляется словесно-цифровым способом в последовательности: день месяца, месяц, год (например: 5 февраля 2020 г.). А при составлении письма на английском языке допускается оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца (например: 2020, February 5).

Не следует забывать, что в инструкциях по делопроизводству при описании правил оформления даты документа может быть учтена специфика конкретных госорганов и организаций. Например, в Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 450, конкретизировано, что датой документа является день его подписания или утверждения; для решения коллегии – это день его принятия; для протокола – дата заседания (принятия решения); для акта – дата события. При этом изданные органами прокуратуры совместно с другими ведомствами и учреждениями документы должны иметь одну (единую) дату – дату фактической подписи последнего из подписавших совместный документ.

Работникам прокуратуры предписывается оформлять даты арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. При этом день месяца проставляется лицом, подписывающим или утверждающим документ. День месяца и месяц записываются двумя парами арабских цифр, разделенных точками, год – четырьмя арабскими цифрами. Если число или порядковый номер месяца является однозначным числом, то перед цифрой в обязательном порядке ставится ноль (например: 05.02.2020). Это правило имеет принципиальное значение, поскольку предотвращает возможность подстановки дополнительной цифры к той, что указывает на день месяца (например, вместо 5.02.2020 может получиться 15.02.2020 или 25.02.2020).

Также в числе нюансов оформления даты – место ее указания. Дата может быть указана не только в «шапке» документа как признак его индивидуализации (это актуально для случаев одновременного подписания документа сторонами), но и в конце документа по итогам подписания его последней из сторон. Причем ограничений в части проставления даты нет даже для выходных или праздничных дней, о чем свидетельствует судебная практика – постановление Тринадцатого ААС от 23 января 2018 г. № 13АП-30840/17.

***

Таким образом, в 2020 году лицам, ответственным за составление организационно-распорядительных документов, рекомендуется уделить особое внимание правильности оформления даты в них. Обращать внимание на формат даты следует и ответственным за подписание документа лицам. Ведь соответствующее правилам ГОСТ и инструкциям по делопроизводству оформление дат позволит обезопасить госорганы, организации и ИП от лишних неприятностей и будет препятствовать совершению контрагентами или должностными лицами недобросовестных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *