Студент это какое образование

Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2

С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.

Согласно новому закону определены следующие уровни образования:

Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.

Что он означает

Начальное общее образование

Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

Основное общее образование

Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

Среднее общее образование

Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».

Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.

до 01.09.2013

с 01.09.2013

Начальное (общее) образование Начальное общее образование
Основное (общее) образование Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?

Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.

Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.

Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».

В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».

А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.

Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».

С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».

Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

Экзамен на пандемию: как вузы встречают новый вызов

При всех сложностях проведения ЕГЭ в современных условиях было бы неправильно и недальновидно от него отказаться. Чем его заменить? Экзамены в школе, тем более в стрессовой ситуации, не дадут объективного результата.

Вступительные экзамены в вузах также не являются эффективным выходом из положения. Во-первых, абитуриенты не смогут поступать в несколько учебных заведений одновременно — а ведь это большое преимущество ЕГЭ, которое его критики почему-то всегда забывают. Во-вторых, это создаст новый стресс для родителей и абитуриентов, на протяжении достаточно длительного времени готовившихся к ЕГЭ. Можно предположить, что родители начнут срочно искать репетиторов, а точнее, людей, близких к вузам, которые они выбрали для поступления. Все это снизит уровень общественного доверия в столь чувствительной для всех сфере, как поступление в университет.

Уверен, что необходимо сохранить ЕГЭ, несмотря на все сложности этого года. И даже если из-за более позднего проведения экзамена придется сдвинуть начало учебного года на первом курсе — это будет проще, чем ломать показавшую свою эффективность систему.

Поступление в новом формате

Любая приемная кампания предполагает общение абитуриентов с приемной комиссией и представителями факультетов. Для абитуриента очень важно получить ответы на все вопросы. Причем часто важна не только информация, но и то, как она доводится, нюансы живого общения. Но в условиях 2020 года общение возможно только в дистанционном формате.

Поэтому одна из основных наших задач — сделать так, чтобы дистанционное взаимодействие с абитуриентами полноценно заменило живое общение. Мы в академии активно используем информационные ресурсы и соцсети, проводим дни открытых дверей онлайн.

Но поступление в вуз — это двусторонний процесс. Сейчас должна возрасти и ответственность абитуриента за его действия. Это прежде всего касается подачи заявлений в несколько вузов и на несколько направлений подготовки. Возможность совершать действия, не выходя из дома, позволяет быстро менять решения. Поэтому хочу обратиться к абитуриентам с просьбой вести себя корректно и оперативно информировать все приемные комиссии о своем выборе — зачислены вы или отзываете заявление.

Период приемной кампании и в обычной ситуации психологически очень сложен для абитуриентов и их родителей. Это и большая нагрузка на вузы. А в современной ситуации сложности многократно возрастают. Поэтому главное — с пониманием и терпением относиться друг к другу.

Как мы будем учить и учиться

К чему же готовиться в предстоящем учебном году? Сегодня учебный процесс ведется дистанционно, причем на основе существующего расписания. Преподаватели выходят в онлайн и ведут свои занятия так, как они это делали бы в аудитории.

Обсуждая перспективы нового учебного года, мы отрабатываем готовность к любому развитию событий — в зависимости от эпидемиологической ситуации. Мы понимаем, что ситуация еще долго может оставаться неопределенной. Студенты, абитуриенты и их родители могут сомневаться, стоит ли ходить на занятия в аудитории. Еще более это относится к многочисленным студентам, которые приезжают к нам из других регионов. Мы хотим оставить для семей максимальную свободу маневра. Поэтому мы решили, что даже в случае полноценного возобновления обучения у первокурсников остается выбор — они смогут учиться дистанционно и вернуться к традиционному обучению позднее, равно как и полностью остаться на дистанте, получая тем не менее полноценное очное образование. Такой подход должен быть особенно привлекателен для студентов из регионов: ведь некоторым из них будет сложно жить в столице в условиях нынешней непростой экономической ситуации.

Вариативность программ усложняет работу вуза. Мы исходим из того, что переход в дистант не должен вести к снижению качества образования. Речь идет не о заочном образовании, когда контакты студента и вуза крайне ограничены. При дистанционном обучении студент постоянно находится в контакте с преподавателями — возможно, даже большем, чем в традиционном формате.

Кроме того, дистанционное обучение предполагает тьюторскую поддержку, что опять-таки удорожает его для вуза, но делает более удобным для самого студента. Иными словами, это очень сложная система, сочетающая традиционные и новейшие образовательные технологии.

Новые технологии позволяют более качественно донести контент до студентов — через индивидуализацию образовательных программ, включение в учебный процесс разного рода симуляторов, организацию проектной работы. Многие наши студенты уже участвуют в тренингах и конкурсах по виртуальному управлению фирмой или конкурсах социальных практик. Еще один новый вид образования, который сейчас быстро развивается, — так называемые массовые открытые онлайн-курсы (МООК). В какой-то момент их стали рассматривать чуть ли не как основной тренд. Но скорее они станут некоторым подспорьем, а не заменой традиционному образованию.

Для всего этого вузам предстоит изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. А это очень непросто, особенно в ситуации кризиса.

Не только дистант

Однако при всей важности дистанционного обучения это только один из компонентов той новой модели профессионального образования, которая формируется на наших глазах. Существует несколько важных вызовов, на которые современные университеты должны уметь ответить.

Прежде всего, это резкий рост непредсказуемости нашей жизни. В условиях внезапно налетевшей на мир пандемии об этом можно было бы и не говорить. Но непредсказуемость связана и с динамичным развитием технологий. Этот фактор и раньше позволял понять: подготовка студентов должна существенно измениться. Выбирая специальность, молодой человек не знает, чем ему придется в жизни заниматься. Технологий, которые будут самыми передовыми при выходе его на рынок труда, на момент зачисления в вуз просто не существует. Успешный человек должен обладать гибкостью мышления, широтой кругозора и твердостью характера, чтобы соответствовать все более сложным вызовам времени. Помощь ему в приобретении этих качеств становится важнейшей задачей университета.

По моему мнению, ее можно решать в трех направлениях.

Во-первых, фундаментальность образования. Его очень просто определить — фундаментальные знания — это те, которые не устаревают. В дополнение (но именно в дополнение) к фундаментальному образованию важны и soft skills, умение работать в команде и быть лидером.

Во-вторых, гибкость образовательного процесса, возможность в его ходе овладеть несколькими специальностями (специализациями). Это объясняет растущую популярность программ, реализуемых в модели liberal arts, что дает возможность студенту специализироваться сразу по двум направлениям. Интересно, что эту модель обычно хуже понимают родители, сами оканчивавшие вуз с одной конкретной специальностью. Но зато сюда активно стремятся молодые люди — их дети, гораздо яснее видящие перспективность такого образования.

Еще одной особенностью (и вызовом) современного образования становится то, что наши студенты и слушатели все больше относятся к нему не как к покупке услуги, а как к инвестиции в будущее. Студентам все более нужен не формальный диплом, а знания и навыки. Спрос на более сложные (и более дорогие) программы оказывается выше, чем на более простые. И это, на мой взгляд, является важнейшей предпосылкой повышения качества образования. Ведь качественное образование возможно, только если общество предъявляет на него спрос.

И еще одно важное обстоятельство. Мы сейчас ведем работу по реорганизации пространства академии с учетом эпидемиологических рисков. При любом развитии ситуации работа будет построена таким образом, чтобы студенты и преподаватели избегали малейшего риска заражения. Но как хотелось бы, чтобы эти риски рассеялись как страшный сон и мы все вернулись бы к простым и привычным человеческим контактам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *