Требования для следователя

Зарегистрировано в НРПА РБ 6 октября 2003 г. N 5/13111

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Определить перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе, согласно приложению.

Установить, что наличие утвержденного медицинским заключением одного из заболеваний названного перечня является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Премьер-министра Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ

Приложение
к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
02.10.2003 N 1250

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИСПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

————————————————+————— ¦ Наименование заболеваний ¦Шифр по МКБ <*> -10¦ +———————————————-+——————-+ ¦Органические, включая симптоматические, ¦ ¦ ¦психические расстройства ¦ F 00 — F 09 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Психические и поведенческие расстройства ¦ ¦ ¦вследствие употребления психоактивных веществ ¦ F 10 — F 19 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Шизофрения, шизотипические и бредовые ¦ ¦ ¦расстройства ¦ F 20 — F 29 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Аффективные расстройства настроения ¦ F 30 — F 39 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Расстройство зрелой личности и поведения ¦ ¦ ¦у взрослых ¦ F 60 — F 68 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Умственная отсталость ¦ F 70 — F 79 ¦ +———————————————-+——————-+ ¦Эпилептическая болезнь ¦ G 40 ¦ ¦———————————————-+———————

——————————-

<*> Международная классификация болезней.

Автор статьи Марьяна Попова Время на чтение: 9 минут АА

Следователь полиции – профессия, которую выбирает все больше выпускников школ во время поступления в ВУЗ МВД. И это неудивительно – ведь хорошие специалисты этой профессии сегодня на вес золота на рынке труда, без работы они никогда не останутся. Распутывать сложные дела, восстанавливать ход событий и раскрывать правду – эта работа привлекает честных и справедливых людей. В нашей статье мы подробно расскажем обо всех нюансах профессии, где на нее обучают и есть ли подводные камни, которые нужно узнать еще до поступления.

Кто такой следователь и чем занимается: описание профессии

Это специалист с высшим юридическим образованием, который занимается раскрытие самых различных преступлений: экономических, политических и уголовных.

Следователь как профессия возникла еще в Римской империи (во времена «Римского права»), когда государству потребовались специальные люди, которые бы стали заниматься розыском фактов на угодные государству дела и представлять их в суд.

Сегодня специалист данной профессии в следственно-оперативной группе занимает главенствующее место, своего рода это – «мозг» группы, которые направляет остальных по нужному следу.

Следственный эксперимент: так работает следователь

Давайте кратко рассмотрим рабочий процесс специалиста-следователя полиции в рамках одного дела:

  • в полицию поступает заявление о преступлении;
  • он заводит дело и выезжает на место преступления;
  • там он совершает осмотр места, поиск улик и опрашивает свидетелей;
  • далее специалист анализирует полученные сведения и выдвигает несколько версий совершения преступления;
  • определяется круг подозреваемых и производится их допрос;
  • ищет доказательства показаний подозреваемых;
  • пишется отчет и дело подается в суд.

Права и обязанности

Данный специалист обязан регулировать уголовно-процессуальные отношения между всеми участниками уголовного процесса: потерпевшими и подозреваемыми, обвиняемым, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания и т.д.

Права и обязанности следователя определены в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно — процессуальном законодательстве.

К должностным обязанностям относится:

  • раскрытие преступления – восстановление картины преступления и установление лица, совершившего;
  • установление одинаково честной правовой защиты для всех участников дела, в том числе и для подозреваемых;
  • разъяснение подозреваемым их прав и соблюдение их;
  • оправдание невиновных;
  • устанавливать размер ущерба потерпевшим и контролирование его возмещения с учетом инфляции.

Специалист данной профессии также имеет право на:

  • самостоятельное направление хода расследования, принятие решений о производстве конкретных следственных действий (кроме случаев, когда для производства этих действий необходимо разрешение суда или руководителя следств.органа);
  • требовать участников следствия не покидать место пребывания, обязывать их предоставлять необходимые для следствия документы;
  • выставлять выявленным в ходе дела нарушителям требования об устранении нарушений и уведомлять об этом следствие не позднее, чем через месяц после вынесения требования;
  • давать органам дознания письменные поручения (обязательные для исполнения), касающиеся оперативно-розыскных мероприятий.

3 базовые функции следователя:

  1. Возбуждение дела
  2. Расследование его обстоятельств
  3. Возобновление дела после закрытия, если обнаружены новые обстоятельства.

Какие нужны навыки

Этот специалист обязан быть всесторонне развитым: ведь ему по долгу службы часто приходится разбираться в сложных политических и экономических ситуациях, а также отлично знать технику и банковское дело.

Он должен обладать аналитическим складом ума, высокой эрудированностью, а также способностью приводить аргументы в пользу своей точки зрения и способностью ее отстаивать.

Человек этой профессии по долгу службы постоянно контактирует с самыми различными людьми, поэтому ему необходимо быть коммуникабельным. Так как следователю приходится раскрывать порой самые страшные убийства, ему необходимо быть психически здоровым и устойчивым – в противном случае его попросту не возьмут работать в полицию.

Как стать следователем полиции девушке? Традиционно, профессия следователя – мужская. Женщин в этой области профессиональной деятельности в нашей стране абсолютное меньшинство.

Требования и тесты при трудоустройстве в полицию и СК

К основным требованиям поступления на службу относятся:

  1. возраст не менее 18 лет;
  2. высшее юридическое образование;
  3. отсутствие явных противопоказаний для работы следователем: судимости или имение статуса подозреваемого и обвиняемого по уголовному делу, административные правонарушения, вид на жительство в другой стране, психические проблемы (признание недееспособным в связи с ними), родственные связи с другими работниками правоохранительных органов, у которых будущий специалист будет находиться в подчинении.
  4. обязательным пунктом является прохождение мед.освидетельствования. Так как это работа крайне нервная, напряженная, а также связана с ношением оружия, особенное внимание при приеме на работу уделяется его физическому и психическому здоровью, а также неупотреблению наркотических и алкогольных препаратов.
  5. стаж является преимуществом для приема на работу (если претендентов на одну должность несколько), но не является обязательным условием.

Для устройства на работу, каждый кандидат также обязан пройти тесты, выявляющие его уровень знаний и проф.подготовки. Обычно в таких тестах присутствуют вопросы по знанию уголовного, гражданского права, а также ситуативные задачи, на которые необходимо написать развёрнутый ответ своих действий в данной ситуации.

Сколько получает следователь в России и за рубежом

Средний уровень зарплат в этой должности по России приведен в таблице:

Регион России Уровень зарплаты в рублях (начальный)
Москва и Московская область область От 32 тыс.
Санкт-Петербург и Ленинградская область От 33 тыс.
Краснодарский край От 15 тыс.
Республика Татарстан От 30 тыс.
Карелия От 23 тыс.
Полуостров Крым От 25 тыс.
Саратов От 32 тыс.
Волгоград От 33 до 45 тыс.
Нижний Новгород От 35 до 50 тыс.
Приморский край От 35 до 55 тыс.
Республика Коми От 40 тыс.
Костромская область От 35 тыс.
Сахалин От 40 тыс.
Новосибирск От 45 тыс.
Челябинск От 33 тыс.

Данные цифры – начальный уровень зарплат специалистов в данной области. С наработкой стажа (и выслуги лет) уровень заработной платы у них неизменно повышается. Так, опытный следователь с учетом надбавок и премий в России получает уже в среднем 70000-80000 рублей в месяц.

Сколько получают следователи за рубежом? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ведь страны совершенно разные по своему уровню развития. Приведем для примера некоторые страны, очень разные по своему политическому и экономическому состоянию:

Страна Сколько зарабатывает следователь в среднем (в рублях)
Украина 16 000
Казахстан 19 000
Беларусь 25 000
Германия 182 000
США 260 000
Финляндия 325 000

Плюсы и минусы профессии

Главным плюсом, почему большинство выпускников выбирает данную профессию, становится ее интересность. Следователь получает дело и полностью ведет его, самостоятельно принимает решения по поворотам расследования и т.д.

Выделим все плюсы:

  • Интересность работы;
  • Работа на пользу общества, борьба с преступностью и несправедливостью;
  • Хорошая практика в знании уголовного законодательства;
  • Устроиться на работу в следственные органы можно без стажа;
  • Уровень зарплат в этой сфере работы очень хороший для России в целом, даже на начальном этапе;
  • После работы в Органах легко сделать карьеру в адвокатской конторе или прокуратуре.

К минусам профессии можно отнести:

  • Ненормированный рабочий день – следователь должен быть доступен 24 часа в сутки.
  • Высокая загрузка – каждое дело занимает много времени и сил, а у специалиста одновременно может быть в работе до 20 дел.
  • Общение с неприятным контингентом. По долгу службы, следователь обязан допрашивать не только обычных людей, но и крайне неприятных: убийц, насильников, «профессиональных» заключённых. Для этого нужна очень крепкая психика.
  • Работа следователем опасна. Довольно часто им угрожают или даже совершают на специалистов, ведущих дело, нападение подозреваемые, чтобы скрыть доказательства и свою причастность в уголовному делу. Убийства тоже имеют место быть, хотя они и большая редкость.
  • Работа тяжела в моральном плане: постоянно приходится иметь дело с человеческим горем (ведь этот специалист работает с людьми, находящимися в тяжелых жизненных ситуациях – убийствах, кражах, изнасилованиях и т.д.)

Как стать хорошим следователем? Выбирая данную профессию, важно понимать, что эта работа подходит далеко не всем! Мнительным людям, например, она полностью противопоказана!

Где учиться на следователя в России: институты и вузы

Для работы в данной специальности обязательно наличие юридического высшего образования. В принципе, подойдет любой ВУЗ, который выдает такие дипломы.

Особенно ценятся дипломы таких высших учебных заведений:

  • Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России);
  • Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь);
  • Московский финансово-юридический университет;
  • Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя;
  • Самарский национальный исследовательский университет им. А.П. Королева.

А вот на прохождение практики в Следственном комитете, Прокуратуре или ФСБ после обучения в институте, могут только выпускники следующих ВУЗов:

  • Академия ФСБ;
  • Академии Следственного комитета РФ;
  • Университета прокуратуры РФ.

Есть и специализированные курсы обучения на следователя, но пройти их могут только сотрудники Органов, которые уже имеют высшее образование и просто хотят переквалифицироваться.

Тоже интересно: 10 фактов как стать криминалистом — где учиться профессии, сколько лет и что сдавать.

ТОП-8 институтов ФСИН в России — подробнее читайте в нашем специальном обзоре.

ТОП-7 вузов МВД для девушек после 11 класса: https://institut-mvd.ru/useful/vuzy-dlya-devushek.html

Какие предметы сдавать для поступления

Для того, чтобы поступить на специальность «Юриспруденция» (а для работы следователем необходимо получить высшее образование именно по этой специальности) в любой юридический ВУЗ России нужно сдавать ЕГЭ по предметам:

  • история
  • обществознание;
  • русский язык.

В некоторых профильных ВУЗах может потребоваться дополнительные ЕГЭ, например, в МГИМО (Московский государственный институт международных отношений) для поступления на специальность «Юриспруденция» международно-правового факультета, помимо вышеперечисленных ЕГЭ также необходимо и ЕГЭ по иностранному языку, а также письменный экзамен в институте по иностранному языку.

Проходной балл в каждом институте свой, причем он меняется год от года, в зависимости от конкурса на место.

Сколько лет учиться на следователя после 9 и 11 класса

Для того, чтобы работать этой области, необходимо иметь высшее профессиональное образование. Поступить в ВУЗ можно только после 11 класса или на базе среднего профессионального образования (например, после полицейского колледжа). После 11 класса на следователя придется учиться 5 лет.

После 9 класса ученики могут поступить в юридический колледж по программе «Правоохранительная деятельность», закончив который будет проще поступить в ВУЗ на данную профессию.

Предлагаем вам также посмотреть видео о работе следователя глаза глазами ми самого работника: каково это?

🚀 Читайте далее: Автор статьи Марьяна Попова Руководитель отдела полезных материалов, корреспондент Написано статей 10

Р.В. Скоморохов, Д.И. Мартынюк

ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ СЛЕДОВАТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены основные аспекты ограничений и запретов для следователя Следственного комитета РФ.

Ключевые слова: следователь Следственного комитета РФ, ограничения и запреты, государственная служба, правовой режим, предупреждение коррупции.

Одним из элементов статуса федерального государственного служащего, в данном случае следователя Следственного комитета РФ являются ограничения и запреты, которые имеют значение для предупреждения должностной преступности. Основные аспекты ограничений и запретов для данной категории служащих определяются Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О системе государственной службы» . Обратимся к содержанию ограничений и запретов, действие которых распространяется на государственных

служащих без разделения их на профессиональные категории.

Так, по утверждению А.В. Кирилина, предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой, состоит в том, чтобы:

— установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

— создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;

— гарантировать осуществление государственными служащими своих прав;

— обеспечить эффективную служебную деятельность .

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, уместнее представлять как ограничение прав государственных служащих, так как внешний фактор, который создает сдерживающие и лимитирующие условия, влияет на интересы государственных служащих.

Кроме того, все ограничения и запреты имеют безусловный характер, т.е. действуют в течение всего времени прохождения государственной службы (в установленных случаях после увольнения) и влекут за собой определенные юридические последствия в виде неблагоприятных условий для осуществления собственных интересов. Также ограничения и запреты предполагают изменение поведения государственных служащих в процессе профессиональной служебной деятельности, а также снижают активность в стремлении к удовлетворению своих потребностей, точнее сказать, ставят в определенные рамки .

Правовые ограничения и запреты становятся начальной информацией для государственных служащих при приеме их на работу и условием присвоения соответствующего статуса (сведения о рамках дозволенного, возможностях поведения, о пределах полномочий, об уменьшении объема возможностей). Эти особенности государственной службы могут быть введены только федеральными законами и должны отве-

чать целому ряду требований. Кроме того, они носят характер обязательности, отличающейся категоричностью и безусловностью, так как правовые последствия их неисполнения предопределяют ответственность.

По мнению Ю.М. Кулаковой, данные ограничения — средство организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, всего общества, барьер для нежелательного, социально вредного поведения со стороны государственных служащих, обязательная установка для них .

Ограничения и запреты для следователей Следственного комитета как федерального государственного служащего можно представить в трех направлениях:

— связанные с поступлением на государственную службу и условиями ее прохождением (возрастной, образовательный и иной ценз);

— связанные со служебным поведением, определяющие моральные и этические качества государственного служащего во время прохождения службы;

— связанные с коррупционными проявлениями среди государственных служащих.

Учитывая положения ч. 4 ст. 16 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», следует отметить, что граждан запрещается принимать на службу в Следственный комитет, по следующим основаниям.

Если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Основанием запрета может служить только судебное решение, при этом, если действующий сотрудник Следственного комитета РФ будет признан недееспособным или ограниченно дееспособным судом, то он также не должен быть допущен до службы, однако его увольнение будет сопровождаться соответствующими социальными гарантиями как государственного служащего.

Следующий запрет связан с вовлечением кандидата в уголовно-правовую сферу в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного или имеющего в прошлом судимость. Кроме того, если в отношении его осуществляется уголовное преследование, либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (т.е. уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям).

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений, также препятствует

поступлению на службу. Во-первых, перед тем как принять соискателя на соответствующую должность должна состояться проверка его благонадежности через специальный режимный отдел ФСБ РФ . По ее результатам будет решен вопрос о возможности занимать предлагаемую должность в Следственном комитете РФ. Во-вторых, если соискатель предоставил при оформлении не корректные данные о своей личности и своих близких, ему также откажут в приеме на службу в Следственный комитет РФ. Предоставление некорректных сведений не означает, что они подложные или ложные. Задача инспектора по кадрам состоит в разъяснении правильности заполнения проверочных документов.

Еще одна запретительная мера основана на медицинском освидетельствовании. Если кандидат на службу имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей, то ему также будет отказано. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Сотрудники, выполняющие служебные обязанно-

сти, связанные с тяготами и лишениями (ненормированный рабочий день, ночной труд, стрессы, и т.д.), обязаны поддерживать соответствующую физическую форму.

Важной запретительной мерой является недопущение кумовства на государственной службе. Запрещается состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, так как недопустима снисходительность, снижение требовательности в служебных отношениях, которая обусловлена родственными связями. Следователь Следственного комитета РФ — фигура процессуально независимая. Вмешательство в его деятельность или влияние на его решения иным способом недопустимо и преследуется по закону. Необходимо отметить, что в ряде стран, например, в Швейцарии, ограничениям подвергается не только подчиненность и подконтрольность одного родственника другому, но и совместная служба. В римской курии запрет совместной службы родственников распространялся до четвертого колена кровных родственников и до второго колена некровных родственников .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению В.С. Колеватовой, ограничение на совместное прохождение службы родственников обусловлено целью исключения возможного отрицательного влияния родственных связей на служебные взаимоотношения, на качество профессиональной службы, которое может проявляться в использовании служебных полномочий. При этом главная цель — создать правовое сдерживание противозаконного деяния со стороны государственного служащего .

Следующая запретительная мера с гражданством Российской Федерации. Любая государственная служба осуществляется в интересах государства. Если государственный служащий не подчинен данным интересам, то сотрудничество невозможно. Однако если гражданин, оставив российское гражданство, приобрел дополнительно гражданство другого государства (других государств), то закон не всегда столь категоричен. Конечно, действовать в интересах Российского государства и параллельно в интересах другого государства недопустимо на государственной службе, но есть исключения — «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» (договор о двойном гражданстве у России подписан лишь с Таджикистаном ).

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в Следственный комитет или непредставление установленных све-

дений или представление заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей являются не допустимыми для кандидата на службу, а действующим служащим грозит увольнение при предоставлении ложной информации. Кроме того, закон «О Следственном комитете РФ» также в числе запретительных мер указал в целом на несоблюдение ограничений и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .

Рассмотренные ограничения и запреты, связанные с государственной службой следователя в Следственном комитете РФ, определяют правовой режим служащего и обусловлены характером государственной политики, так как государственная служба независимо от вида выражает волю и позицию государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Демин А.А. Государственная служба. М.: Книгодел, 2013. С. 113.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об

урегулировании вопросов двойного гражданства (подписан в г. Москве 07.09.1995) // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

8. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

9. Сурманидзе И.Н. Противоправные деяния и меры юридической ответственности на государственной службе Российской империи // Проблемы государства и права. 2013. № 2 (7). С. 12-18.

Прием на службу в Следственный комитет

(Извлечение из Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»)

Статья 15. Служба в Следственном комитете

1. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Порядок прохождения службы военнослужащими военных следственных органов Следственного комитета регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации») с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, указанной в части 6 настоящей статьи, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Председателем Следственного комитета.

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

1. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации (далее — граждане), получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. На должности следователей, помощников следователей и помощников следователей-криминалистов следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, относящейся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Юриспруденция», не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 504-ФЗ)

3. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Граждане, получающие высшее юридическое образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам на основании ученических договоров, заключенных между ними и Следственным комитетом, в соответствии с заключенными с ними договорами обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

7. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

8. Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета, указанных в части 7 настоящей статьи, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

9. Требования, установленные частью 4 настоящей статьи, распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

1. Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные организации высшего образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания.

3. При неудовлетворительном результате испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете или по согласованию с ним переведен на другую должность.

4. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительное решение о его назначении на должность не принимается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *