Учитель логопед

Считается ли учитель-логопед педагогическим работником?

Здравствуйте!

В соответствии с приказом МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 26.08.2010 № 761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», предусмотрены должности «учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)». При этом указано, что «наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Согласно же приложению №1 к Приказу МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 28.12.1998 № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций», логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», логопед отнесен к должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в разделе «Должности иных педагогических работников». А в примечании к данному постановлению говорится о том, что «Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Что касается продолжительности ежегодного отпуска, то в соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», он зависит от того, где именно и с кем работаете. Например, отпуск составляет:

42 календарных дня – если Вы работаете в дошкольной образовательной организации или в организации дополнительного образования.

56 календарных дней – если Вы работаете в дошкольной образовательной организации с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении.

Должностные обязанности Учителя логопеда

I (первой) квалификационной категории

1.Общие положения.

1.1.Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, утвержденной Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.95 № 463/1268 о согласованию с Минтруда РФ от17.08.95. № 46 и в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 года № 256, зарегистрированным в Минюсте Россиии 15 июня 1993 года, регистрационный № 304.

При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ от 27.02.95. № 92.

1.2.Учитель-логопед назначается и освобождается от должности заведующим д/с.

1.3.Учитель-логопед подчиняется заведующему и педагогическому Совету д/с.

1.4.Учитель-логопед является ответственным лицом за сохранение имущества и инвентаря логопедического кабинета.

1.5.При увольнении учитель-логопед не претендует на ранее им изготовленные пособия для организации педпроцесса.

1.6.На период отпуска или временной нетрудоспособности учителя-логопеда его обязанности могут быть возложены на работника, принятого по срочному трудовому договору, имеющего высшее дефектологическое образование. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего д/с, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.7.Учитель-логопед I (первой) квалификационной категории должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее двух лет.

1.8.Оплата труда учителя-логопеда I (первой) квалификационной категории производится в соответствии с требованиями, установленными ЕТС по 13 разряду.

1.9.Учитель-логопед работает по графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим д/с.

1.10.Учитель-логопед I (первой) квалификационной категории должен знать:

-Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации;

— решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

— программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

— новейшие достижения дефектологической науки;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Учитель-логопед I (первой) квалификационной категории

* осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи у воспитанников;

* обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи;

* комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;

* проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;

* работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки;

* консультирует педработников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии;

* ведет необходимую документацию;

* способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

* использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках госстандартов;

* реализует образовательные программы;

* обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;

* соблюдает права и свободы воспитанников, содержащиеся в законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;

* систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

* участвует в деятельности м/о и других формах методической работы;

* осуществляет связь с родителями, (лицами, их заменяющими);

* выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

* обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

* осуществляет руководство районными м/о учителей-логопедов.

по уровню квалификации:

* имеет знания и умения, превышающие требования стандартов специально-го педагогического образования в области:

— основ теории и практики логопедии как междисциплинарной науки;

— основ теории педагогики, возрастной психологии, валеологии и возрастной физиологии;

— методик предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи различного этиопатогенеза, вторичных отклонений развития личности воспитанника, коррекционного обучения и воспитания;

— современных методов психолого-педагогической диагностики;

* в совершенстве владеет содержанием базового компонента логопедии, занятиями по смежным дисциплинам.

Уровень теоретических знаний позволяет учителю-логопеду вести коррекционную работу по различным методикам, с учетом ведущего дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

по уровню профессионализма:

* владеет современными педагогическими технологиями и применяет их в практической деятельности:

— широким набором методов, приемов и средств предупреждения речевых расстройств, коррекционного обучения (воспитания, восстановительного обучения), обеспечивающих вариативность коррекционно-образовательного (коррекционно-воспитательного) процесса;

— элементами технологий развития личности по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому;

— методами и средствами психолингвистической диагностики, постановкой речевого диагноза;

— основными формами дифференциации речевых расстройств, принципами комплектования групп воспитанников;

— основными методами формирования и развития речевой функциональной системы, коррекции высших психических функций, познавательных способностей, навыков коммуникации воспитанников;

* владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету;

* учитывает структуру речевого дефекта, индивидуальные и возрастные особенности воспитанников при отборе содержания, методов и форм учебно-коррекционной работы;

* умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития речевой функциональной системы воспитанников, интересов, состояния их сенсорно-моторного уровня, в том числе применения различных методик и приемов коррекционной работы;

* организует учебно-коррекционный процесс на высоком уровне (оснащение логопедических занятий, кабинета);

* создает положительную мотивацию к выполнению игровых действий, комфортный микроклимат в коррекционно-воспитательном процессе;

по уровню продуктивности:

* целеполагание (планирование) учителя-логопеда способствует выбору оптимальных средств, методов, приемов учебно-коррекционной работы, что подтверждается промежуточной и итоговой результативностью, статистической отчетностью по результатам работы;

* практика работы учителя-логопеда способствует сохранению контингента воспитанников, с которыми он непосредственно взаимодействует.

3.Права

Учитель-логопед имеет право:

— свободно выбирать, разрабатывать и применять коррекционные методики воспитания и обучения детей, работая в тесном контакте с Советом педагогов;

— на досрочную аттестацию, повышение квалификации, совершенствование своего профессионального уровня;

— на благоприятные условия для осуществления функциональных обязанностей;

— участвовать в работе общественных организаций д/с и вне его;

— участвовать в управлении д/с в порядке, определенном Уставом д/с;

— на защиту профессиональной чести и достоинства;

— пользоваться очередным оплачиваемым отпуском продолжительностью 56 календарных дней не реже 1 раза в год.

4.Ответственность

4.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка д/с, законных распоряжений заведующего или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией учитель-логопед несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.

4.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или ) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ Об образовании.

4.3. Виновных за причинение д/с или участникам образовательного процесса, ущерба в связи с исполнением и (или) неисполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных законодательством о труде.

В чём разница между специалистами логопед и логопедом-дефектологом?

26 Февраля 2012

Наименование должности «Логопед» применяется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а «учитель-логопед» в учреждениях образования: детских садах, общеобразовательных школах и специализированных школах разного вида. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Ранее, в 1994 году, выпускники дефектологического факультета со специализацией «логопедия» по окончанию института получали диплом с записью «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».

Учитель-логопед изучал дефектологию. Дефектология включает в себя: логопедию, олигофренопедагогику, тифлопедагогику, сурдопедагогику. У дефектолога может быть узкая специализация: сурдопедагог (работа с плохо слышащими или глухими детьми), учитель-дефектолог (дети с задержкой умственного развития), учитель-тифлопедагог (работа с детьми с нарушением зрения), учитель-логопед (работа с детьми, имеющими нарушения речи).

Специалист, который выбрал в ходе обучения специализацию «Логопедия» получает диплом «Учитель-логопед».

Должности «логопед-дефектолог» не существует. Вероятно, используемое в разговорной речи сочетание «логопед-дефектолог» подразумевает наличие у логопеда опыта работы с детьми, у которых присутствуют задержки психического развития и различные проблемы в развитии (нарушения зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность).

Учителя-дефектологи знают методики и приёмы обучения математике, чтению, конструированию, изодеятельности, игре, особенности развития и обучения детей с нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха, детей с ДЦП и аутизмом.

И дефектологи, и логопеды ведут работу с детьми, имеющими такие медицинские заключения как: детский церебральный паралич, выраженный гидроцефальный синдром, повышенное внутричерепное давление, неврологические, психические и другие заболевания.

Учителя-логопеды работают над коррекцией звукопроизношения, учат слышать разницу между звуками речи (например: глухими-звонкими; мягкими–твёрдыми, оппозиционными звуками — и т.д.), работают над устранением звуко-слоговых нарушений (перестановки, пропуск, добавление лишних слогов или звуков в словах), формируют грамматически правильную речь, развивают навык составления рассказов, развивают связную речь. Если ребёнок имеет трудности в освоении чтения и письма, то здесь так же поможет учитель-логопед. При заикании и афазии (распаде речи) работает так же логопед.

Родители могут выбрать наиболее оптимальный для себя вариант занятий с ребенком – в специализированном учреждении или посещение на дому, где ребенок сможет заниматься в привычной для него обстановке.

Обращаясь за логопедической помощью, необходимо узнать в какой области логопед специализируется и сколько времени практикует. Специалист может обладать различным опытом работы: учителя-логопеда и сурдопедагога, учителя-логопеда и тифлопедагога и учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Чтобы разобраться, какой специалист необходим в Вашем случае, мы приглашаем Вас на встречу в Образовательный центр «Кругозор».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *