Учителя госслужащие

«Учитель — это госслужащий или нет?»

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?

Одна из задач концепции в том и состоит, чтобы определиться: а кто такие государственные и муниципальные служащие?
Учитель, вообще бюджетник — это госслужащий или нет, ведь его вроде государство наняло на работу? Вопрос не праздный, не академический, потому что на госслужащих распространяют свое действие специфические правовые акты. Эти акты содержат как ограничения, так и некоторые преимущества. Госслужащему кое-что не положено. Например, далеко не всякую работу можно совмещать со своей основной деятельностью. С другой стороны, у него кое-какие гарантии есть, уровень пенсионного обеспечения повыше. Например, работникам образования, наверно, хотелось бы иметь такой же уровень пенсионного обеспечения, но вряд ли хотелось бы, подобно госслужащим, быть ограниченными в участии в бизнесе.
Все точки над «i» здесь до сих пор еще не расставлены. Ведь пока существует лишь концепция, документ, обозначающий вектор движения. Точно все будет определено в законе, хотя принципиально определение вряд ли будет сильно отличаться от нынешнего. Но для меня лично самый простой способ объяснить, чем отличается государственный служащий от прочих бюджетников, состоит в следующем: большинство бюджетников — это люди, которых мы бы сами наняли. Например, врач мне самому нужен, если бы государство ему не платило, я бы его сам нанял. А тюремного надзирателя не нанял бы, и налогового инспектора не нанял, и министра, чтобы он мной командовал, за свой счет бы не нанял. Есть деятельность как реализация государственной власти, а есть деятельность, где государство просто платит за нас. Госслужащий — это первое.
Из интервью «Стране.Ru» от 22 ноября 2001 года

Скажите пожалуйста преподаватель ВУЗа является госслужащим? Аргументы?

Вячеслав, преподаватель государственного вуза не входит в перечень лиц, осуществляющих функцию представителя власти.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет педагогического работника как физическое лицо, состоящее в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняющее обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 ФЗ). Педагогические работники – участники образовательных отношений, т.е. отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30, 31 ст. 2).

аким образом, если преподаватель наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования.

В тех случаях, когда по КоАП РФ предусматривается административная ответственность граждан, преподаватель может быть привлечен к административной ответственности в качестве гражданина. В сфере образования выделяется только один состав административного правонарушения, в котором в качестве субъекта нарушения указывается гражданин. Это ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ «умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации».

КоАП РФ предусматривает за данное нарушение наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены преподаватели, в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. Однако когда преподаватель подпадает под понятие «должностное лицо», то он подлежит административной ответственности как должностное лицо. Так, для должностных лиц по указанной статье КоАП наказание предусмотрено в виде административного штрафа.

Что будет, если учителей приравняют к госслужащим?

Идея об изменении юридического статуса школьных педагогов принадлежит депутату Госдумы Сергею Боженову. Он отталкивается от того, что зарплата современных учителей полностью привязана к уровню доходов региона, в котором они работают. Вместе с этим складывается ситуация, когда у учителя просто нет мотивации давать детям качественное образование. Система образования вроде бы одна, а уровень знаний учеников также меняется по регионам, как и зарплаты учителей. По мнению депутата, перевод учителей в статус госслужащего позволит решить вопрос с низкими зарплатами.

Подробнее о зарплатах учителей

Для решения вопроса с заработной платой школьных педагогов предлагались разные законопроекты. Например, были предложения фиксированной ставки за определенную часовую нагрузку. Также были предложения установить минимальную зарплату не ниже половины от средних доходов граждан по стране. Ко всему этому поступали предложения доплат за наличие ученых степеней. Но все эти предложения не были поддержаны общим голосованием.

Но одно ясно точно – привязку зарплат учителей к уровню доходов региона нужно убирать, она просто нецелесообразна. К примеру, в Дагестане и Ингушетии учителя могут получать около 15 тыс. рублей, а в Чукотском АО наоборот – самые высокие зарплаты, превышающие 55 тыс. рублей.

Действительно ли учитель имеет право быть госслужащим?

Уже не первый год сами педагоги, чиновники и остальные деятели образовательной сферы задаются этим вопросом. Ещё в девяностых годах Ельцин высказывал подобные идеи. Кажется, что с присвоением педагогам этого статуса решится целый ряд проблем, но так ли это?

Обратим внимание на опыт зарубежных учителей, например, в Германии, Греции и Испании, и других странах Европы. Там учителя имеют статус госслужащих работников с довольно высокой зарплатой. Но с этим они также имеют ряд ограничений, например, они не имеют права принимать участие в забастовках или других действиях, противоречащих «принципу преданности государству».

Но в России оклад должностного лица также формируется из бюджета конкретного региона. Также штатное расписание регулирует количество работающих специалистов. Скорей всего на резкое увеличение зарплат при смене статуса учителям все равно не стоит.

У госслужащих также есть ряд четких требований – это 40 рабочих часов в неделю, отсутствие доплат за сверхурочку, нет разрешения на работу по совместительству. Для учителей это может стать серьезным ограничением, ведь многие неплохо зарабатывают благодаря репетиторству. Выходит, статус госслужащего только ухудшит социальное положение учителя?

К тому же сегодня наблюдается тенденция по сокращению количества чиновников и оптимизации местных бюджетов. Под эту оптимизацию, возможно, могут попасть и учителя.

В любом случае вместе с новым статусом прибавится проблем, которые ещё нужно будет решить. Может нужно всего лишь приравнять зарплаты учителей к уровню зарплат государственных служащих?

Чем руководствуются заинтересованные люди

Мы уже выяснили, что надбавки к доходам легко нивелируются ограничениями в правах. Но что на этот счет говорят сторонники этой идеи? Депутат от «Справедливой России», который сам принимал участие в разработке инициативы, приводит в пример статус Царской России, где статус учителя приравнивался чуть ли не к статусу генерала. Сегодня же учителя стали «обслуживающим персоналом», который предоставляет услуги. Такого не должно быть, учитель должен возвышаться над обычными людьми, быть в авторитете, нести в мир просвещение и развивать нравственность.

Но в те времена и учителей было меньше, преподавали они только в гимназиях, да и сравнивать ту страну с современной довольно непросто.

Эксперты отмечают, что статус государственного подчиненного жестко ударит по свободе слова и полету творчества учителя, которому придется полностью отражать политику государства в любых спорных ситуациях. Вместе с этим никто пока точно не говорит на сколько выгодными будут материальные улучшения, чтобы сравнить целесообразность обмена.

Эксперты бизнес сферы задались ещё одним важным вопросом: «А что учитель сможет дать государству, родителям, детям в новом статусе?». Раньше учителя возвышались не ради привилегий, а для выделения класса достойных и образованных людей.

Современные же активисты хотят дать учителям статус в виде награды за труды. Это может иметь смысл с точки зрения, если таким образом профессия учителя будет действительно уважаться в обществе и оплачиваться достойным образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *