Установление виновника ДТП

Порядок определения и установления виновника ДТП

После дорожно-транспортного происшествия водитель должен обеспокоиться получением причитающейся ему страховки по ОСАГО. Но, по сути, полис ОСАГО — это страхование гражданской ответственности водителя. Это значит, что страховые выплаты по ОСАГО в полной мере будут произведены только в том случае, если перед этим будет установлен непосредственный виновник аварии. Как и кто определяет виновность при ДТП?

Досудебное урегулирование

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит, что сразу после совершения ДТП водитель должен остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать инспекторов ГИБДД. В ином случае, согласно статье 12.27 Кодекса административных правонарушений ему грозит штраф в размере 1 000 рублей. Если же водитель и вовсе покинул место ДТП, ему грозит административный арест на срок до 15 суток или лишение водительских прав до 1,5 лет. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД:

  1. Составляют схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Фиксируют положение транспортных средств после столкновения и описывают нанесенные каждому из автомобилей повреждения.
  3. Опрашивают водителей и свидетелей при их наличии.
  4. Фиксируют иные особенности аварии при их наличии.

На основании проведенного расследования сотрудники ГИБДД выдают постановление о нарушении правил дорожного движения одним или несколькими водителями (пешеходами). В соответствии с данным постановлением на ответственных лиц будет наложен штраф согласно Кодексу административных правонарушений. Это же постановление будет являться основанием для признания указанных лиц виновниками дорожно-транспортного происшествия. Но пока виновник не согласится с данным постановлением его вина не будет официально признана, что служит поводом для передачи дела в суд.

Если вины никого из водителей нет, сотрудниками ГИБДД на основании статьи 24.5 КоАП РФ выдается справка об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия ответственных лиц. Если же в силу определенных причин вину установить не удается, сотрудники ГИБДД указывают в документах, что «Водители (свидетели) дают противоречивые показания». В таком случае дело о ДТП в обязательном порядке передается в суд для дальнейшего разбирательства.

Судебное разбирательство

Основанием для начала судебного разбирательства может стать постановление ГИБДД о невозможности определения виновного лица в совершении ДТП или апелляционный иск одной из сторон дорожно-транспортного происшествия, требующий произвести разбирательство и установить степень виновности ответственных лиц. После изучения обстоятельств дела суд может принять решение о назначении следующих экспертиз:

  • Автодорожной, которая изучает состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • Трасологической, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП.

По итогам экспертизы суд выдает свое собственное решение, которое может как отменить постановление сотрудников ГИБДД, так и подтвердить его. Все страховые выплаты производятся уже на основании постановления суда. Если же будет доказано, что виновных в совершении аварии нет — страховщик вправе не возмещать ущерб по ОСАГО. Если будет доказано, что оба водителя виноваты в равной степени, то выплаты также будут равны.

На свое усмотрение перед судебным разбирательством одна из сторон дорожно-транспортного происшествия может заказать независимые автодорожную и трасологическую экспертизы, которые установят степень вины того или иного водителя. Тогда в суд можно обращаться, имея на руках заключения обеих экспертиз и предоставляя их в качестве доказательной базы. Заранее обращаться к экспертам имеет смысл, когда нет уверенности в своей правоте. Иначе, если водитель проиграет дело, он вынужден будет оплатить все судебные издержки, в том числе и услуги судебных экспертов. В дополнение к трасологической и автодорожной экспертизе пострадавшая сторона может вызвать автотовароведческую, которая оценит степень нанесенного автомобилю ущерба и определит стоимость ремонта. Результаты данной экспертизы необходимы для предоставления в страховую компанию, которая на их основе определит сумму полагающегося водителю возмещения.

Виновным в дорожно-транспортном происшествии считается тот водитель, который согласно составленному протоколу ГИБДД нарушил правила дорожного движения, что и привело к аварии. Если же такового определить не удалось, или один из водителей не согласен с постановлением ГИБДД — дело может быть решено через суд, для чего привлекаются эксперты-оценщики, производящие автодорожную и трасологическую экспертизы.

Советуем почитать: Как доказать свою невиновность в ДТП 0/5 (0 голосов)

Установление вины в ДТП в судебном порядке

Оказаться участником дорожно-транспортного происшествия может любой водитель. Большинство аварий решаются прямо на месте столкновения, когда стороны вызывают сотрудников ГИБДД, устанавливают виновного, получают все необходимые документы, а после обращаются в страховую, чтобы пострадавший смог получить свою выплату по страховке.

Однако в некоторых случаях разрешение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия возможно только в суде. Это могут быть ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению относительно обстоятельств случившегося, или прибывший на место автомобильной аварии сотрудник ГИБДД не может определить виновника столкновения, так как участники ДТП не соблюли меры, предусмотренные ПДД (передвинули транспорт, не зафиксировали последствия происшествия на камеру).

Установление вины в ДТП в судебном порядке – популярный способ определиться, по чьей вине произошла авария. К сожалению, зачастую установить этот фактор иными способами не представляется возможным.

Как устанавливается вина в ДТП в судебном порядке

Конечно, большая часть дорожно-транспортных происшествий происходит с участием адекватных водителей, которые стремятся как можно быстрее разобраться с этой проблемой, определить виновника столкновения и покинуть место автомобильной аварии.

Но встречаются и такие ситуации, когда недобросовестные автомобилисты стараются всеми способами избежать ответственности, к примеру, дают взятку сотруднику ГИБДД, чтобы он определил виновным другого водителя.

Несмотря на то, что дача взятки должностному лицу строго наказывается, многие автомобилисты рискуют, а нечестные на руку полицейские этим пользуются. В результате, постановление об административной ответственности получает водитель, который никаким образом не нарушил Правила дорожного движения, и является пострадавшей стороной в этом происшествии.

Именно в этом случае необходимо определение вины в ДТП в судебном порядке. Решение, выданное судьей по результатам такого разбирательства, является окончательным и законным.

Еще одна ситуация, в которой для установления вины в ДТП необходимо обратиться в суд: когда оба участника аварии не могут самостоятельно определить виновника столкновения, из-за чего этого не может сделать и сотрудник ГИБДД (отсутствуют прямые указания на то, кто именно стал зачинщиком дорожно-транспортного происшествия, а участники и свидетели путаются в своих показаниях).

В этом случае также происходит установление вины в ДТП в суде, так как для определения виновника потребуется больше времени на сбор всех необходимых доказательств (проведение экспертиз и других исследований).

Мнение эксперта Карпова Екатерина Васильевна В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере. Задать вопрос эксперту Основанием для обращения в суд может стать постановление ГИБДД о невозможности определить виновное лицо в совершении ДТП. Также бывает, что одна из сторон аварии не согласна с установленной степенью вины и требует провести разбирательство для объективного решения этого вопроса. После изучения обстоятельств дела судья может назначить автодорожную экспертизу, в ходе которой исследуется состояние дороги и дорожных знаков на момент совершения ДТП. Дополнительно проводится трасологическая экспертиза. Она необходима для изучения оставшихся на дороге и транспортных средствах следов от аварии. По итогам разбирательства суд выносит решение, которое может как отменить постановление ГИБДД, так и оставить его в силе.

Как происходит установление вины в ДТП на месте аварии

Если автомобилист понимает, что в дальнейшем ему придется много времени и сил потратить на установление своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии, он должен начать активно действовать сразу же после столкновения.

Если водителю удастся правильно выполнить все предусмотренные для такого случая действия, то если дело дойдет до судебного разбирательства, ему будет гораздо проще доказать свою невиновность. Если же первые доказательства данного события будут утрачены, то, в некоторых случаях, установить реальные обстоятельства случившегося будет невозможно.

Не оставлять место аварии

Прежде всего, водитель должен сохранять спокойствие. Чтобы в последующем доказать свою невиновность, автомобилист ни в коем случае не должен покидать место дорожно-транспортного происшествия. Делать это запрещено и по собственной инициативе, и по уговорам второй стороны.

В соответствии с нормами законодательства, за подобное нарушение Правил дорожного движения, водитель привлекается к административной ответственности. Помимо этого, такие действия могут быть восприняты как желание избежать наказания за ДТП.

По ПДД, водитель имеет право покинуть место дорожно-транспортного происшествия только в том случае, если ему необходимо доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, и он знает, что сможет сделать это быстрее скорой помощи (авария произошла на трассе, отсутствует возможность вызвать экстренные службы).

Кроме этого, у автомобилиста должна отсутствовать возможность отправить пострадавшего с другими водителями (нет машин, все отказываются).

Собрать доказательства

Следующий обязательный шаг – сфотографировать место дорожно-транспортного происшествия. Лучше всего сделать это сразу же после вызова на место столкновения сотрудников ГИБДД, ведь в этом случае на снимках буду запечатлены первые обстоятельства случившегося, что в дальнейшем может потребоваться для доказывания невиновности этого водителя.

По закону, такие материалы имеют юридическую силу только при условии, что они были собраны в течение 1 часа с момента инцидента.

Фотографировать место происшествия нужно со всех четырех сторон. Важно, чтобы на кадрах были видны номерные знаки всех транспортных средств, принявших участие в этом столкновении. Причем автомобили должны быть сфотографированы относительно крупных стационарных объектов, чтобы в случае судебного разбирательства удалось точно определить место столкновения.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (495) 662-49-98 (Москва)

+7 (812) 603-42-95 (Санкт-Петербург)

8 (800) 600-26-45
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Если в дальнейшем будет определение вины в ДТП в судебное порядке, важно, чтобы на фотоснимках были видны все осколки и детали транспортных средств, которые остались на дороге после дорожно-транспортного происшествия. В случае судебного разбирательства это позволит яснее увидеть всю картину произошедшего.

Собрать свидетельские показания

Конечно, по закону, сбором показаний свидетелей случившегося должны заниматься сотрудники дорожной инспекции, прибывшие на место происшествия. Но, как показывает практика, лишь малое количество очевидцев аварии соглашается ждать приезда инспекторов на вызов, ведь, как правило, это занимает несколько часов.

В этом случае автомобилисту необходимо взять с таких свидетелей письменные показания, которые в дальнейшем можно будет приложить к протоколу об автомобильной аварии, а также их личные данные. Данные потребуются в случае начала судебного разбирательства для определения вины водителя в ДТП. Только при наличии контактных данных таких свидетелей в дальнейшем можно будет пригласить в суд.

Что делать дальше

После сбора всех доказательств, автовладельцу потребуется только дождаться приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД, которые также будут проверять обстоятельства произошедшего и определять виновника ДТП. При наличии каких-либо вопросов и спорных ситуаций, инспектора вызывают водителей в отделение на разговор.

Если даже после такого допроса полицейским не удастся определить виновника столкновения, установление вины в ДТП будет проводиться в судебном порядке.

Как происходит определение вины в ДТП в суде

Определение виновника ДТП в судебном порядке достаточно трудоемкая процедура, которая занимает у обеих сторон произошедшего много времени и нервов. Поэтому, по возможности, лучше попробовать решить этот вопрос на месте столкновения.

Если же по каким-либо причинам сделать этого не удается, автомобилист должен инициировать начало судебного разбирательства по этому делу, подав исковое заявление.

Стоит помнить о том, что подача иска необходима не только для того, чтобы установить реального виновника дорожно-транспортного происшествия, но и чтобы стребовать с него компенсацию. Следовательно, к документам обязательно должны быть приложены неопровержимые доказательства того, что в результате столкновения пострадавшему был причинен вред, который он требует возместить за счет водителя, виновного в ДТП или за счет его страховой компании.

Правила составления искового заявления

При составлении искового заявления автомобилист должен придерживаться некоторых правил, в частности:

  1. В заявление обязательно должна быть вписана страхования компания, так как в этом случае она выступает в качестве соответчика по делу. Если не сделать этого, то сроки получения страховой выплаты могут увеличиться в несколько раз, ведь страховщик, чтобы сэкономить свои деньги, также будет оспаривать свою причастность к этому дорожно-транспортному происшествию.
  2. В соответствии с нормами законодательства, у автомобилиста есть всего 10 дней, чтобы подать свое исковое заявление в суд. В противном случае, определение вины в ДТП в судебном порядке так и не будет проведено, никто не будет привлечен к ответственности. А, значит, пострадавший автовладелец не сможет получить страховую выплату для восстановления своего поврежденного транспортного средства.

Какие доказательства предоставить суду

После того, как судья рассмотрит полученное исковое заявление и примет решение о целесообразности установления вины в ДТП в суде, отцу и ответчику придут повестки с указанием точного времени и места проведения заседания. Автомобилист обязательно должен присутствовать на таком разбирательстве, так как по закону, именно та сторона, которая не явилась на суд, автоматически признается виновником ДТП со всеми вытекающими из этого последствиями.

На судебное разбирательство истец обязательно должен предоставить доказательства своей невиновности в дорожно-транспортном происшествии. Он может приложить к документам:

  1. Письменные показания свидетелей аварии. Лучше всего, чтобы очевидцы произошедшего присутствовали на разбирательстве и смогли дать показания самостоятельно прямо в зале суда.
  2. Доказательства, собранные автомобилистом, чтобы доказать свою невиновность в произошедшем. Это могут быть фото и видеозаписи, снятые на месте происшествия сразу же после инцидента, а также записи видеорегистраторов проезжающих мимо автомобилей.
  3. Заключение независимой экспертизы об определении реальной стоимости ремонта транспортного средства для устранения причиненных в результате столкновения повреждений.

Что делать, если не устраивает решение суда

По закону, если ответчик не является на судебное заседание, на котором происходит определение виновника ДТП в суде, он автоматически считается нарушителем, из-за которого произошла автомобильная авария.

Если автомобилиста не устраивает решение суда, в течение 10 дней с момента получения определения он может обратиться в суд вышестоящей инстанции для подачи апелляции.

В целом, установление вины в ДТП в суде сводится к тому, чтобы пострадавший смог получить компенсацию за причиненный в результате столкновения ущерб. Это может быть как компенсация от виновника дорожно-транспортного происшествия, так и от его страховой компании.

Результат напрямую зависит от реальных обстоятельств случившегося, и от решения суда, принятого по результатам разбирательства.

Нужно ли обращаться к адвокату для определения вины в ДТП в судебном порядке

Большинство автомобилистов считает, что определение вины в ДТП в суде невозможно без привлечения к делу адвоката.

Как показывает практика, привлечение к разбирательству специалиста действительно полезно, так как это позволяет существенно сэкономить время истца. Так, к примеру, юрист поможет правильно составить исковое заявление и подготовить доказательства случившегося, чтобы у ответчика не было возможности сразу же их обжаловать, а судья быстро принял решение о виновности второго автомобилиста.

Стоит помнить о том, что обращаться в суд необходимо только в тех случаях, когда у водителя есть реальные доказательства своей невиновности. В противном случае определение вины в ДТП в судебном порядке может обернуться для него «боком», автовладелец только потратит свое время и деньги на различные судебные издержки.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.

Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *