Уступать место в транспорте

Стоять нельзя садиться: хам ли тот, кто не уступает место в общественном транспорте

Меня мама с детства приучила всегда в автобусах уступать место пожилым, беременным и пассажирам с детьми.

На остановке зашла молодая девушка с двумя детьми, один грудничок на руках, второй (года полтора) — держит маму за руку, сам еле стоит на ногах, болтаясь от качки на рельсах. Желающих уступить место не нашлось.

И вот среди тех, кому места достались, нашёлся молодой парень. Кондуктор попросила его встать и посадить женщину с детьми. На что он ответил: «нет». Демонстративно сунул наушники в уши и отвернулся к окну. На него с осуждением кинулся весь вагон: «Надо же какой невоспитанный!», «Это так мужчины себя ведут?», «Была бы я твоя мать, ремнём бы тебя выпорола!». Среди осуждающих была и я. Но молодому человеку было на всех наплевать. Место маме с детьми уступила какая-то пожилая женщина, а он так и продолжил ехать сидя.

Приехала я на работу и с возмущением начала рассказывать коллегам: надо же, какой хам. На что мне ответили: а вдруг он инвалид, вдруг у него под штанами протез вместо ноги? Или ночь была тяжелая, работал, устал, не спал. Да и вообще, где написано, что кто-то должен кому-то уступать в транспорте место?

Действительно, где написано?

Законодательно (у нас в России любят это слово) нигде не прописано, что кто-то кому-то должен уступать место в общественном транспорте. Более того, это никак не наказуемо. Ну если не брать в расчёт карму и муки совести. Поэтому уступить место в транспорте вы можете лишь только по собственному желанию, основываясь на своих личных принципах.

Но, как это ни странно, согласно этикету поведения в общественном транспорте (да, есть и такой) места всё же некоторым людям уступать надо.

Согласно этикету, первыми в транспорт должны заходить:

  • инвалиды;
  • дети;
  • люди пенсионного возраста;
  • женщины.

Соответственно, они первыми имеют право занять удобные и специально отведённые для них места. Если есть свободные сиденья, то их могут занять женщины. Мужчины имеют право сесть только тогда, когда стоящие пассажиры не возражают.

Другое дело, когда в салон заходят пассажиры и встаёт вопрос: сидеть дальше или уступить место.

Сидеть нельзя стоять

Считается, что мужчина должен уступать женщине место в автобусе или другом транспорте. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок.

Но у этого правила есть исключения. Нетрудно догадаться, что мужчина должен уступить место женщине, если она беременна и если она с маленьким ребёнком. Кого считать маленьким, а кого большим, решать, видимо, пассажиру.

Также в этот список входят пожилые дамы и инвалиды. Важно отметить, что уступить место всем перечисленным категориям могут не только мужчины.

А вот с пожилыми мужчинами вопрос неоднозначный. С одной стороны, они мужчины, с другой — пожилые. Девушкам не рекомендуют уступать им место, поскольку так можно задеть мужское самолюбие пассажира. Если вам очень хочется сделать доброе дело, освободите место будто бы невзначай, рекомендуют правила этикета. А вот молодые мужчины вполне могут уступить место дедушке.

Но все мы люди, иногда есть необходимость присесть, даже если ты не на девятом месяце беременности и тебе ещё не 70. Тогда просто рекомендуется попросить кого-то из молодых людей уступить вам место и объяснить ситуацию. Как правило, люди идут на встречу.

Также не рекомендуется занимать места для пассажиров с детьми и инвалидами, если вы таковыми не являетесь. В противном случае, необходимо будет встать и уступить место тем, для кого они отведены. Потому что, как правило, они расположены рядом с выходом. А, например, для инвалида бывает непосильно сложным преодолеть даже лишнее расстояние.

Но даже соблюдая эти правила этикета, можно попасть в глупое положение. Со всеми же бывало? Например, уступаешь место пожилой женщине, а она ещё и обижается, мол, я не старая, постою. Или смотришь на девушку, а она то ли в положении, то ли плотно поела с утра. И не знаешь, как быть. А ещё мужчины часто жалуются. Мол, уступаешь в автобусе место красивой женщине, она вся при параде, на каблуках, утром на работу едет. И даже в мыслях ничего не было, просто хочется доброе дело сделать. А она на тебя косо смотрит, ещё и не садится: «Спасибо, я постою».

Вот и думаешь после этого. Стоит ли вообще уступать место?

Делать добро

В общем и целом, нет единых правил и ответа на вопрос: кто должен? С одной стороны, есть принятые нормы морали и этики, которые для меня, например, и так дают ответ на этот вопрос. С другой стороны, среди нас нет должников. Вы вправе ехать в транспорте сидя, вы, как и все остальные, оплатили свой проезд. Вы можете быть уставшим, после смены на заводе, учёбы, да хоть операции. Да неважно! Вы просто имеете право ехать сидя и никто не может этому препятствовать.

Но помните, что говорит голос из колонок в общественном транспорте? «Пассажиры, будьте взаимовежливы». И если вы видите, что можете сделать доброе дело, сделайте — уступите место старику, инвалиду, беременной женщине или человеку, у которого на руках маленький ребёнок. Им это важнее.

Сделайте это не ради них, а ради себя. Не лишайте себя удовольствия сделать доброе дело. Как тот парень из трамвая.

Общественный автотранспорт лучше чем личный автомобиль.

Почему общественный транспорт лучше, чем личный автомобиль?

Сейчас мы с вами разберем несколько пунктов, в которых мы сравним, чем же общественный транспорт лучше, по сравнению с личным автотранспортом.

1. Самое главное, с чего следует начать, это поговорить о том, что, если все пересядут на общественный транспорт, то загруженность на дороге очень сильно уменьшится.

Чтобы было проще объяснить, давайте с вами приведем пример.

В автобус помещается примерно 30-60 человек. Среднестатистический автобус может перевозить, примерно, столько людей. Автобус по габаритам, примерно, на 5 м в длину, ну, и где-то 2 м ширину. Представьте, что эти 30 — 60 человек будут ехать на собственных машинах.

Обычно в машине не едут по одному человеку, где-то 30% едут по два человека, и ещё где-то 10% едут по три и более человека. Машина, сама по себе, 2 метра в длину и 1,5 метра в ширину. Автобус, всего-навсего на дороге занимает, как я уже написал, 5 на 2 метра. Те же самые люди, которые будут ехать на личном автотранспорте, займут на дороге в 10 раз больше места, чем автобус. А, если, например, поговорить об электричке или метро, которые, к сожалению, есть не в каждом городе, то цифры увеличиваются еще в несколько раз.

2. Следующий пункт — это удобство.

Сейчас автобусы со всевозможными наворотами:

  • -и кондиционер;
  • -и откидывающиеся сиденья;
  • -и всё то, что необходимо.

Не нужно переживать о том, что можно попасть в аварию и придётся за это отвечать. Заплатил небольшую плату и едешь себе в другой конец города. На машине выходит дороже, если ехать туда и обратно. Если не нужно заезжать во много мест, то на общественном транспорте получается гораздо дешевле, тем более, если ехать далеко. На крайний случай можно вызвать такси.

3. Третий пункт.

В автобусе можно с кем-нибудь познакомиться, с парнем или девушкой. Расширить свой круг общения. Масса случаев, когда люди находят свои вторые половинки именно в автобусах или общественном транспорте, а также, пока ждут общественный транспорт.

Как не уступить место бабуле в автобусе и остаться в живых? Лайфхаки от самых хитрых пассажиров

Нужно ли уступать места в общественном транспорте пожилым людям, беременным женщинам и пассажирам с детьми? Как оказалось, жители России отлично знают, как сидя проехать в переполненном автобусе и не лишиться места в метро. Medialeaks собрал самые хитрые и действенные лайфхаки.

Уступить или забить?

Ежедневно пользователи социальных сетей из России спорят, пытаясь решить, кто должен занять сиденье в автобусе. Это война, в которой достаётся людям всех возрастов.

рэйко полуночница

Оригинал Я так на тренировке, что просто физически не смогла встать и уступить место бабе с пакетом. Меня ненавидит весь автобус.Оригинал

Олег

Оригинал Больше всего бесят не бабки, которым якобы надо уступать место в транспорте, но это в законах не прописано, а с**и лет 30-40, которые, если бы сами сидели, никогда бы не уступили, но просят уступить бабкам.Оригинал

святое чё творится, бл

Оригинал Я понимаю, уступить место беременной там, если с мама, которому года три или меньше и его просто задавить могут в транспорте. Но, *****, КАКОГО *** Я ОБЯЗАНА УСТУПАТЬ МЕСТО ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ САМИ МОГУТ СТОЯТЬ?!Оригинал

Лайфхак первый. Помните про закон

В большинстве крупных городов России действуют правила пользования общественным транспортом, разработанные городской администрацией. По этим указаниям после покупки билета вы имеете полное право занять любое из пассажирских сидений. При этом вы обязаны уступать лишь те места, которые отмечены особыми опознавательными знаками.

Жители Москвы могут найти информацию по этому вопросу на сайте Единого транспортного портала. То же самое правило действует и в салонах наземного транспорта Санкт-Петербурга.

Передние места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин. Другие пассажиры, занимающие эти места, обязаны освободить их для указанных лиц.

У правила есть одно исключение: оно не распространяется на пассажиров метрополитена. В вагоне поезда вы обязаны уступать сиденья инвалидам, старикам и пассажирам с детьми независимо от занимаемого вами места. Немаловажно, что в категорию привилегированных пассажиров попадают и абсолютно все женщины.

Лица, находящиеся на территории метрополитена, должны быть взаимно вежливыми, уступать места в вагонах поездов инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и женщинам, соблюдать чистоту и общественный порядок, бережно относиться к сооружениям и оборудованию метрополитена, — следует из правил пользования Московским метрополитеном.

Все понимают, что обиженным пассажирам сложно уличить попутчиков в нарушении правил и вовремя пожаловаться в администрацию перевозчика. А ещё ни в одном российском городе за занятое место не предусмотрена административная или уголовная ответственность. Это играет вам на руку.

Лайфхак второй. Этикет — наше спасение

Долгие годы моральные нормы обязывали молодёжь уступать места пожилым людям, но в XXI веке правила изменились. Сегодня попытка отказаться от места может оскорбить вашего попутчика, несмотря на его возраст или пол.

Наташенька ‏

Оригинал У меня тут была ситуация. Ехала я одна в автобусе, сижу. Заходит дедушка лет 65-70. Я хочу уступить ему место, а он мне: «Ты что? Я же мужчина! Это я должен тебе уступать!»Оригинал

pizza or lasagne

Оригинал Мужчина, который не разрешил мне уступить ему место: 80 лет, художник, учит французский, любит спорт.
Я: 20 лет, пыво.Оригинал

Распространение борьбы за гендерное равноправие тоже на вашей стороне. Теперь женщина может просто обидеться, если вы решите уступить ей место, руководствуясь средневековым этикетом.

Лайфхак третий. Припасите трость

Когда все это закончится, я снова смогу работать по 8, а не по 18 часов в день. Выиграй 100 000 рублей на свою мечту!

Если вы твёрдо решили никому не уступать место в общественном транспорте, то вам понадобится трость для ходьбы. Действенность этого метода уже испытал пользователь «Пикабу» под ником BrTro.

Лично я нашёл удачный выход — купил в спецмагазине складную трость, которую ношу в сумке, а достаю перед остановкой. <…> Такой вот лайфхак — как ездить сидя и не уступая, уплатив один раз 650 рублей за палочку.

Лайфхак четвёртый. Время работает на вас

Зачастую вам требуется некоторое время, чтобы решить, стоит ли уступать кому-либо место. Не торопитесь, подумайте ещё немного, ведь вы можете нуждаться в отдыхе гораздо больше попутчика.

Вселенская скорбь ‏

Оригинал Всегда было неловко, когда типичный работяга с завода предлагает уступить место в транспорте. Я целый день по клавишам стучала и чаи гоняла, пока он впахивал как раб. Но стоять почему-то положено ему.Оригинал

Лайфхак пятый. Стоять тоже полезно

Дети и пожилые люди — категория пассажиров, встреча с которыми требует от вас особой осмотрительности. Статус дошкольников и стариков в автобусе гораздо выше вашего, но, как оказалось, такие нормы не учитывают последние открытия учёных. Профессор Оксфордского университета и чиновник Министерства здравоохранения Англии Мьюир Грей уверен, что езда стоя в общественном транспорте идёт пожилым людям только на пользу.

Мы должны поощрять активность людей по мере их старения. <…> Подумайте дважды, прежде чем отказаться от своего места в автобусе или поезде и уступить его пожилому человеку. Для них езда стоя — отличная тренировка.

Жители Европы и США давно учли рекомендации экспертов и больше не уступают места пожилым людям. Всё потому, что в силе и выносливости старики способны дать фору молодым. Аналогичная ситуация складывается и в салонах общественного транспорта Японии. Как пишет издание Japan Info, пожилые японцы не желают признавать, что они стареют, и ездят стоя.

Даже если у вас добрые намерения, это не означает, что другие люди примут ваше предложение. Некоторые боятся, что вы испытаете неудобство, а другие не хотят, чтобы вы их жалели.

На самом деле проблемы из-за необходимости уступить место возникают потому, что люди в автобусах и метро слишком мало общаются друг с другом. Помните, человек, которому действительно необходимо сесть, всегда может попросить попутчиков уступить ему место. Мы уверены, что большинство из вас ему не откажет.

Борьба за места в общественном транспорте может закончиться не только коротким спором с попутчиками, но и настоящим уголовным делом. В такой неприятной истории оказался подросток из Бийска, который в сториз пожаловался на полицейского, не уступившего сиденье старушке. Следователь позвонил парню в тот же день.

Не менее печальная история произошла в поезде метрополитена в Китае. Один из пожилых пассажиров так хотел заполучить сидячее место, что утроил эпичную драку. Вам от него тоже досталось бы.

Стоя ехать можно, но нельзя

Эти вопросы направил перевозчику пресс-центр администрации. На официальный запрос последовал официальный ответ генерального директора «АТП «Барс 2» Андрея Заботина. Андрей Владимирович ответил, что «билет является документом строгой отчетности и, безусловно, должен выдаваться». Если же водитель, несмотря на просьбу пассажира, этого не сделал, следует сообщить об этом, указав номер автобуса, диспетчеру предприятия по номеру (812) 408-04-60 «для принятия оперативных мер к нарушителю».
На это стоит отметить, что по просьбе пассажира билет выдается практически всегда, но часто люди просто стесняются напомнить водителю о его прямой обязанности выдать билет. А ведь именно проездной документ поможет в случае чего доказать факт поездки. От такого «в случае чего» никто не застрахован. К примеру, совсем недавно корреспонденту «Маяка» пришлось выйти из маршрутки на КАДе, потому что в автобусе что-то загорелось. Тогда всё вроде бы обошлось…
Ремни безопасности, сообщил Андрей Заботин, требуются на маршрутах, протяженностью более пятидесяти километров до границы конечного населенного пункта. «Протяженность смежных межрегиональных автобусных маршрутов №№401, 401А, 402 от начального пункта до границы города составляет менее 50 км, поэтому наличие ремней безопасности в салонах автобусов, обслуживающих данные маршруты, не требуется». Видимо, речь идет о границе Петербурга, которая проходит в Ломоносове.
Инспектор ГИБДД Виталий Кузнецов откомментировал «Маяку» этот аспект обеспечения безопасности пассажиров несколько в другом ключе — автобусы ПАЗ изначально не оборудованы ремнями безопасности, поэтому перевозчик не обязан их использовать. Однако, при желании, он может установить их, пройдя необходимое техническое согласование в надзорных органах.
Стоять в маршрутках, пояснил гендиректор Барс-2, можно: сертификаты соответствия разрешают перевозить «в среднем, 25 сидячих и 18 стоячих пассажиров». Для этого в автобусах есть специальные поручни и накопительные площадки. Когда водитель отказывается брать пассажиров на свободные стоячие места, отметил Андрей Заботин, «возникают конфликтные ситуации, а на предприятие и в контролирующие органы поступают многочисленные жалобы». Но с этим ГИБДД не согласилось — при перевозке на дальних расстояниях, пояснил Виталий Кузнецов, пассажиров должно быть по числу сидячих мест в автобусе — это требование безопасности.
Хочется добавить, что добраться до Санкт-Петербурга с бОльшими удобствами, чем на маршрутке, можно на электричке. Без билета на ней просто не проедешь — за этим следят контролеры, стоять пассажирам тоже приходится крайне редко. Ремней безопасности в вагонах, правда, тоже нет, зато в них и не трясет, как в автобусах. Но тут надо выбирать между возможностью уехать из города практически в любое время дня и быть привязанным к расписанию.

Большинство из нас ежедневно пользуется услугами общественного транспорта. И, к сожалению, не всегда поездки в метро или в автобусе бывают благополучными. Для того чтобы не стать виновником скандала в общественном транспорте, надо соблюдать правила этикета, по возможности не наступать людям на ноги, не толкаться, не опираться на других пассажиров, не разглядывать людей в автобусе, метро, троллейбусе, трамвае и т.д.

Правила поведения при входе

Во время посадки в автобус, трамвай, метро и т.п. следует соблюдать очередь, пропускать вперёд пожилых людей, инвалидов, беременных женщин и женщин с детьми. Согласно правилам поведения в транспорте, мужчины должны пропускать вперёд во время посадки всех женщин.

Если мужчина едет куда-то со своей спутницей и во время посадки в общественный транспорт она оказывается далеко от него, ему не следует пробираться к ней, создавая неудобства другим пассажирам. То же самое касается и двоих друзей, и двух подруг, на время разлучённых толпой в автобусе или троллейбусе. Придётся ждать своей остановки, чтобы снова оказаться вместе.

Кому уступать место

Многие полагают, что мужчины обязаны уступать места в транспорте женщинам. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок уступить место прекрасной даме, если та вовсе не кажется измученной трудовыми буднями.

Однако есть такие случаи, в которых этикет поведения в транспорте просто требует уступить место женщине. Это ситуация, когда в автобусе или метро стоит мать с ребёнком на руках или явно вымотавшаяся за день женщина с маленьким ребёнком. Также, согласно этикету, необходимо уступать место в транспорте беременным женщинам, инвалидам и пожилым людям.

Причём уступать место выше перечисленным категориям граждан должны не только мужчины, но и молодые девушки и женщины, подростки и все те, кто ещё чувствует в себе силы, чтобы постоять в транспорте.

Не уставший мужчина, если он хорошо воспитан, всегда уступит место знакомой женщине и любой другой даме, не входящей в категорию «молодая, здоровая, бодрая». Относящимся к этой категории девушкам уступить место можно, но не в обязательном порядке.

Если мужчина уступил место женщине, он должен встать где-нибудь поодаль и не смотреть в её сторону.

Согласно этикету поведения в транспорте, тот, кому уступили место, должен выразить благодарность. Начинать разговор с уступившим место нельзя.

Если женщина едет в транспорте со своим спутником и ей уступает место другой мужчина, благодарить должна не она лично, а сопровождающий её человек.

Если Вы едете в общественном транспорте с бабушкой, можете вежливо попросить кого-нибудь уступить ей место.

Женщины и девушки не должны уступать место мужчинам, даже пожилым. Это может их обидеть. Если Вам очень хочется сделать доброе дело, освободите место будто бы невзначай, чтобы мужчина даже и не заподозрил, что Вы его уступаете.

Правила поведения при выходе

Если мужчина едет в транспорте с дамой, он не должен предоставлять ей «почётное право» выйти первой. Не надо пропускать женщину, которую Вы сопровождаете, вперёд, когда выходите из автобуса, троллейбуса, трамвая, метро и т.д. – берите инициативу на себя. Сначала первым пробираетесь к выходу в салоне, прокладывая дорогу спутнице, затем выходите из транспорта и помогаете вылезти ей.

Незнакомых женщин следует пропустить вперёд при выходе. Если не возникает никаких сложностей при выходе, не надо подавать руку незнакомкам: они сами как-нибудь справятся.

Этикет разрешает помогать при выходе из транспорта женщинам с маленькими детьми и дамам с багажом. Если Вы помогаете вынести из вагона / салона тяжёлые сумки или коляску, ведите себя очень сдержанно: не пытайтесь познакомиться, не навязывайтесь с разговором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *