Узбекистан оформление на работу

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ И РОССИЙСКИЕ НАЛОГИ

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.

Согласно Закону N 115-ФЗ иностранцы могут находиться в России на условиях:

временного пребывания;

временного проживания;

постоянного проживания.

Получение иностранным гражданином вида на жительство или разрешения на проживание является основанием для признания такого иностранного гражданина постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Иностранец, прибывший в нашу страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание, является временно пребывающим в России (ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Иностранцы, постоянно проживающие на территории России, и граждане Республики Беларусь принимаются на работу в порядке, аналогичном порядку принятия на работу российских граждан (см. ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения ВС Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»).

Иностранца, временно проживающего на территории России, также можно принять на работу без лишней бумажной волокиты. Однако следует помнить, что такой иностранец может трудиться лишь на территории того субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). При этом не имеет значения место нахождения организации-работодателя. Главное, чтобы трудовую функцию иностранец выполнял только на территории «своего» субъекта РФ.

На наш взгляд, командирование иностранца в другой субъект РФ не может рассматриваться как нарушение п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, поскольку во время командировки работник выполняет не трудовую функцию, а определенное служебное поручение работодателя (ст. 166 ТК РФ). Конечно, срок командировки должен быть разумным. Желательно, чтобы этот срок не превышал 40 дней, не считая времени нахождения в пути (см. п. 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР»).

Для принятия на работу иностранцев, временно пребывающих на территории России, работодателю потребуется получить два разрешения:

— на привлечение и использование иностранных работников,

— на работу для каждого иностранного работника,

и выполнить «много-много всяких других формальностей»… Подробнее о получении этих разрешений и выполнении этих формальностей читайте в статье И. Михайлова «Принимаем на работу иностранца» в журнале «Новая бухгалтерия» N 4 (10) за 2003 г.

* * *

Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ о привлечении и использовании иностранных работников работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета. Налоговый орган уведомляется в течение десяти дней со дня:

подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо

прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо

получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо

заключения с иностранным работником нового трудового договора.

По всему видно, что уведомить налоговый орган необходимо один раз при наступлении одного из вышеуказанных событий (того, которое наступило раньше всех остальных).

Однако обязанность уведомлять налоговый орган Закон N 115-ФЗ связывает также и с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников и аннулированием разрешения на работу иностранному работнику. Получается, что в этих случаях необходимо повторно уведомить налоговый орган.

Кроме того, работодатель, привлекающий иностранных работников, обязан содействовать выезду иностранного работника из России по истечении срока заключенного с ним трудового договора. «Содействие выезду» осуществляется, согласно п. 5 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, внесением на специальный счет, который открывает орган внутренних дел, средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из России.

После выезда иностранного работника из России указанные средства возвращаются работодателю (п. 7 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), если они не были направлены на организацию выезда иностранного работника.

Представительство иностранной организации

Представительствам иностранных организаций в России нет необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Согласно ст. 20 ТК РФ работодателем может являться либо физическое, либо юридическое лицо (а в случаях, предусмотренных иными федеральными законами, и иной субъект).

Так как представительства иностранных организаций не являются юридическими лицами по законодательству России, между ними и иностранными работниками трудовых отношений не возникает. Работодателем для таких работников являются сами иностранные организации (находящиеся за границей).

Этот вывод подтверждается также и Письмом Минюста России от 09.03.2000 N 1596-ЕС «О результатах рассмотрения обращения Министерства торговли Российской Федерации». Минюст России подкрепляет свою позицию ссылкой на п. 7 Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденного Постановлением СМ СССР от 30.11.1989 N 1074. Согласно ему представительства иностранных организаций не являются работодателями по отношению к иностранным работникам, работающим в этих представительствах.

Трудовой договор

Содержание трудового договора, заключенного с иностранцем, должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ. Все существенные условия трудового договора, перечисленные в этой статье, должны быть отражены и в трудовом договоре, заключенном с иностранцем.

Считается, что трудовой договор, заключенный с иностранцем, временно проживающим или временно пребывающим на территории России, должен быть обязательно срочным (поскольку его трудовая деятельность ограничена сроком проживания на территории России или сроком действия разрешения на работу).

Однако сам по себе факт заключения трудового договора с иностранцем не может рассматриваться как основание для заключения срочного трудового договора.

Согласно ст. 58 ТК РФ срочные трудовые договоры заключаются в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Случаи, которые дают работодателю право заключить срочный трудовой договор, перечислены в ст. 59 ТК РФ. Перечень, установленный ст. 59 ТК РФ, закрытый; иные случаи заключения срочного трудового договора могут предусматриваться только федеральными законами. Заключение трудового договора с иностранцем ст. 59 ТК РФ и Закон N 115-ФЗ к таким случаям не относят.

Следует учитывать, что в большинстве случаев иностранцы, временно проживающие или временно пребывающие в России, привлекаются работодателями к выполнению работ, которые заведомо носят временный характер. И никаких препятствий к тому, чтобы заключить с такими иностранными работниками срочный трудовой договор, нет.

Срочный трудовой договор может быть заключен, например, если поручаемая иностранцу работа:

— является временной или сезонной,

— выходит за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и иные работы);

— связана с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

— выполняется в организации, созданной на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы;

— является заведомо определенной, но ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;

— связана со стажировкой или профессиональным обучением работника.

Если с иностранцем, временно проживающим или временно пребывающим на территории России, трудовой договор заключен все-таки на неопределенный срок, уволить такого работника на основании истечения срока действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу, визы или разрешения на временное проживание не получится. Трудовой договор в этом случае можно расторгнуть, например, по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ).

Оформление приема на работу

При заключении трудового договора иностранный гражданин, поступающий на работу, предъявляет работодателю документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, перевод которых на русский язык заверен нотариусом (иным уполномоченным лицом, государственным или муниципальным органом).

Следует иметь в виду, что работодатель не может принимать от иностранных работников трудовые книжки иностранных государств. Если у иностранного работника отсутствует российская трудовая книжка, то работодатель обязан завести такому работнику новую трудовую книжку (ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ст. 66 ТК РФ, п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования предъявляют только иностранные работники, которые постоянно или временно проживают на территории России (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Если постоянно или временно проживающий в России иностранец впервые заключает трудовой договор о работе на территории России, то свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется работодателем (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Заработная плата, выплачиваемая иностранному работнику, облагается налогом на доходы физических лиц в соответствии с нормами гл. 23 НК РФ.

Необходимо учитывать, что налогообложение доходов иностранных граждан очень часто урегулировано нормами международных договоров, которые имеют приоритет перед национальным законодательством о налогах и сборах (ст. 7 НК РФ). Поэтому, прежде чем удерживать из заработной платы иностранца НДФЛ, следует выяснить, не заключен ли с соответствующим государством международный договор, а если такой договор заключен, внимательно с ним ознакомиться.

Если никаких особых правил международным договором не предусмотрено, то заработная плата иностранного работника облагается НДФЛ в следующем порядке.

Налогообложение заработной платы иностранца зависит от того, признается он налоговым резидентом РФ или нет.

Согласно ст. 224 НК РФ заработная плата работника, являющегося налоговым резидентом РФ, облагается НДФЛ по ставке 13%, а заработная плата работника, не являющегося налоговым резидентом, — по ставке 30%.

В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. Совсем не обязательно, чтобы иностранец находился на территории РФ все 183 дня подряд. Главное, чтобы с 1 января по 31 декабря он в совокупности пробыл на территории России 183 (или более) дня (дней).

Течение срока нахождения иностранца на территории России начинается на следующий день после дня его прибытия в нашу страну, а день отъезда за пределы страны включается в количество дней фактического нахождения на территории России (ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. «…Если бессрочный трудовой договор с гражданином Республики Беларусь заключен в сентябре, то, поскольку срок пребывания гражданина на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней в текущем календарном году, до конца налогового периода указанный гражданин не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации» (Письмо Минфина России от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396).

Любой иностранец, прибывший в Россию после 1 июля текущего года (при условии, что до этой даты он не находился на территории России), не может в текущем году стать налоговым резидентом РФ ни при каких обстоятельствах (см., например, Письмо Минфина России от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396).

Пример. Гражданин Беларуси Лисицын прибыл в Россию 6 июля 2006 г. в связи с заключением трудового договора на неопределенный срок с российской организацией. 7 июля трудовой договор вступил в силу и Лисицын приступил к выполнению трудовых обязанностей.

В данном случае заработная плата, которая будет выплачиваться Лисицыну в течение 2006 г., должна облагаться НДФЛ по ставке 30%.

Период пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется по отметкам пропускного контроля в его паспорте.

Если соответствующие отметки отсутствуют или не проставляются (например, в случае пересечения границы России гражданином Украины или Беларуси), то в качестве доказательства нахождения иностранца на территории России, по мнению Минфина (см. Письмо Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56), могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней его пребывания в России. Таким документом может быть, например, табель учета рабочего времени (трудовой договор, проездной билет, документы о регистрации иностранца по месту пребывания или месту жительства и т.д.).

Примечание. «Если в соответствии с табелем учета рабочего времени иностранные граждане находились в Российской Федерации более 183 дней, они могут считаться налоговыми резидентами Российской Федерации» (Письмо Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56).

Итак, до момента истечения 183-дневного срока фактического нахождения иностранного работника на территории нашей страны в текущем календарном году такой работник не считается налоговым резидентом Российской Федерации. НДФЛ с его заработной платы удерживается по ставке 30%.

До истечения 183-дневного срока (при условии, что до конца текущего календарного года осталось не менее 183 дней) иностранный работник признается налоговым резидентом, если он:

— постоянно проживает на территории России, т.е. имеет вид на жительство (Письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82);

— является гражданином Республики Беларусь, который заключил трудовой договор, предусматривающий выполнение работы на территории России в срок не менее 183 дней в календарном году или в меньший срок с учетом фактического нахождения в России этого гражданина до момента вступления в силу трудового договора (Письма Минфина России от 18.10.2005 N 03-05-01-04/315, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

НДФЛ с заработной платы удерживается по ставке 13%.

Иностранные работники, признаваемые налоговыми резидентами и уплачивающие НДФЛ по ставке 13%, имеют право на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ (если, конечно, напишут соответствующее заявление и предоставят все необходимые документы и их нотариально заверенный перевод на русский язык).

Обратим внимание также на Письмо Минфина России от 30.06.2005 N 03-05-01-04/225. В нем финансисты разрешили считать налоговыми резидентами до истечения 183-дневного срока любых иностранных работников, которые заключили трудовой договор, предусматривающий выполнение работы на территории России в срок не менее 183 дней в текущем календарном году.

Примечание. «Для применения налоговой ставки 13% для иностранных граждан требуется наличие заключенного с ними трудового договора сроком более чем на 183 дня» (Письмо Минфина России от 30.06.2005 N 03-05-01-04/225).

Таким образом, Минфин России все предоставленные белорусам «поблажки» распространяет и на прочих иностранцев.

Примечательным является то, как сформулирован вопрос, на который отвечают чиновники. Один весьма «продвинутый» работодатель, привлекающий иностранных работников, довольно убедительно рассуждает о недопустимости презумпции отсутствия статуса налогового резидента РФ у иностранца.

Статус резидента ст. 11 НК РФ не связывает с гражданством физического лица. Однако именно отсутствие у физического лица российского гражданства почему-то является основанием для применения к нему презумпции отсутствия статуса налогового резидента РФ до тех пор, пока не будет документально подтверждено его фактическое нахождение на территории нашей страны не менее 183 дней.

Но ни одна статья НК РФ не содержит правовых оснований для применения вышеуказанной презумпции. Ведь в противном случае НДФЛ должен был бы исчисляться по ставке 30% и с заработной платы, получаемой гражданами России, пока последними не доказано, что они фактически находились на территории России не менее 183 дней. А этого, как известно, не происходит. Такая разница в налогообложении россиян и иностранцев, прямо не предусмотренная нормами НК РФ, нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) и недопущения дискриминации (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Видимо, все эти аргументы и склонили финансистов к вышеуказанным выводам.

На день завершения фактического пребывания иностранного работника на территории России или на дату, следующую после истечения 183-дневного срока пребывания в России иностранного работника, производится уточнение его налогового статуса.

Если срок нахождения в России иностранца, который на момент начала трудовой деятельности рассматривался в качестве налогового нерезидента, составил не менее 183 дней, то работодатель (налоговый агент) обязан произвести перерасчет суммы удержанного НДФЛ по ставке 13%.

Сумма излишне удержанного налога возвращается иностранному работнику налоговым агентом, т.е. работодателем (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Пример. Гражданин Канады Джордж Перлей прибыл в Россию 10 января 2006 г. по приглашению ООО «Ниагара», заключившего с ним срочный трудовой договор на три месяца (1 февраля 2006 г. — 27 апреля 2006 г.). Однако в связи с болезнью г-н Перлей не смог завершить работу в срок, предусмотренный трудовым договором. ООО и Джордж Перлей заключили новый трудовой договор на срок с 28 апреля 2006 г. по 28 июля 2006 г.

Как видно, 12 июля 2006 г. г-н Перлей станет налоговым резидентом. Допустим, что с 1 февраля по 12 июля 2006 г. ему в качестве заработной платы было выплачено работодателем 125 000 руб. Сумма налога, удержанного по ставке 30%, составила 37 500 руб. (125 000 руб. х 30%).

13 июля 2006 г. работодатель обязан произвести перерасчет суммы НДФЛ, подлежащей удержанию с г-на Перлея.

Если фактический срок нахождения в России иностранца, который на момент начала трудовой деятельности рассматривался в качестве налогового резидента, составил менее 183 дней, то работодатель (налоговый агент) обязан произвести перерасчет суммы удержанного НДФЛ по ставке 30%.

Вообще-то, уточнение налогового статуса иностранного работника должно производиться, как разъясняет Минфин России, по окончании его пребывания на территории России. Однако для работодателя момент выезда из России иностранца неочевиден. Если трудовой договор с иностранным работником, считавшимся налоговым резидентом, расторгнут, а срок фактического нахождения этого иностранного работника на территории России к моменту увольнения составил менее 183 дней в текущем календарном году, работодатель, на наш взгляд, должен пересчитать НДФЛ по ставке 30%.

Пример. Гражданка Беларуси Сельвинская заключила трудовой договор на неопределенный срок с российской организацией. Договор предусматривал выполнение работы на территории нашей страны. Сельвинская прибыла в Россию 23 января 2006 г. и приступила к выполнению трудовых обязанностей 23 января 2006 г. Из ее заработной платы работодатель удерживал НДФЛ по ставке 13%.

Сельвинская написала заявление о предоставлении ей социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, на себя и несовершеннолетнего ребенка, которого воспитывает одна, и представила работодателю все необходимые документы (их нотариально заверенный перевод на русский язык).

В июне 2006 г. Сельвинская расторгла трудовой договор по собственному желанию и решила вернуться на родину.

Работодатель производит перерасчет сумм налога по ставке 30% с учетом того, что Сельвинская теряет право на получение стандартных налоговых вычетов.

Сумма дополнительно удерживаемого налога составит 3891 руб. (15 550 руб. х 30% — 774 руб.).

В тех случаях, когда сумма НДФЛ, который не был удержан, превысит 50% последней причитающейся иностранному работнику перед отъездом из России суммы заработной платы, работодатель обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога и сумме задолженности налогоплательщика (п. п. 4 и 5 ст. 226 НК РФ).

Налог, не удержанный с иностранного работника, не может быть взыскан с работодателя (ст. 45 НК РФ).

Если уволенный иностранный работник, из заработной платы которого работодатель удерживал НДФЛ по ставке 30%, впоследствии представит документы, которые подтвердят его фактическое нахождение на территории России не менее 183 дней в данном календарном году, работодатель обязан будет пересчитать НДФЛ по ставке 13%.

Пример. Воронин, являющийся гражданином Молдовы, прибыл в Россию 28 декабря 2005 г. и работал в 000 «Сириус» по трудовому договору с 1 января 2006 г. по 30 июня 2006 г. Работодатель удерживал из заработной платы Воронина НДФЛ по ставке 30%.

За время работы в 000 «Сириус» Воронину в качестве заработной платы было выплачено 19 800 руб. Сумма удержанного НДФЛ составила 5940 руб. (19 800 руб. х 30%).

Через месяц после увольнения Воронин обратился в ООО «Сириус» с заявлением о возврате излишне удержанного налога за период с 1 января 2006 г. по 30 июня 2006 г. и заявлением о предоставлении стандартных налоговых вычетов за этот же период на себя и троих несовершеннолетних детей. При этом Воронин предъявил справку о том, что с июля 2006 г. работает по трудовому договору в ООО «Альфа Центавра» на территории России, копии табелей учета рабочего времени, заверенные его нынешним работодателем, документы, подтверждающие право на социальные вычеты, и их нотариально заверенные копии.

Единый социальный налог и взносы

в государственные внебюджетные фонды

Главой 24 НК РФ не предусмотрено каких-либо особенностей при исчислении ЕСН с заработной платы, выплачиваемой иностранным работникам. То есть ЕСН с заработной платы иностранных работников исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются в том числе и иностранные работники, которые постоянно или временно проживают на территории России. То есть работодатели обязаны уплачивать страховые взносы только за тех иностранных работников, которые постоянно или временно проживают на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание). Уплата страховых взносов за таких работников производится в общеустановленном порядке.

Иностранные работники, временно пребывающие на территории России, не являются застрахованными лицами, и, следовательно, работодатели не обязаны уплачивать за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы должны оплачиваться работодателями за всех без исключения иностранных работников (постоянно, временно проживающих и временно пребывающих в России) в общеустановленном порядке.

Налогообложение затрат, связанных с привлечением

и использованием иностранных работников

В связи с привлечением и использованием иностранных работников работодатель несет некоторые дополнительные доходы, которые, разумеется, хотел бы учесть в расходах при исчислении налога на прибыль организаций.

Государственная пошлина за выдачу приглашения на въезд в Россию иностранного гражданина, разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу иностранному гражданину, уплачиваемая согласно пп. 7, 12 и 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ, относится на расходы организации по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Денежные средства, внесенные на специальный счет в целях обеспечения выезда иностранного работника из России, не могут рассматриваться как расходы организации, поскольку по истечении срока трудового договора возвращаются.

Однако если выезд иностранного работника из России оплачивается за счет этих денежных средств, по мнению налоговых органов, стоимость проезда работника не может включаться в расходы по налогу на прибыль организаций. Такой вывод основывается на п. 29 ст. 270 НК РФ.

На наш взгляд, в данном случае организация несет затраты не только и не столько в интересах работника, сколько в своих собственных интересах. Ведь обязанность содействовать выезду иностранного работника из России и обязанность оплачивать расходы, связанные с его административным выдворением или депортацией из России, закон возложил именно на работодателя (пп. 5 и 6 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Поэтому никаких препятствий к тому, чтобы включить такие затраты в расходы, например, по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, нет.

Трудоустройство иностранных граждан является одним из значимых пунктов миграционной пунктов многих стран мира, в том числе и нашей. Государство обязано регламентировать данный процесс исходя из экономических выгод страны, а также, чтобы защитить граждан России от потери рабочих мест из-за наплыва дешевой рабочей сил. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты оформления и приема на работу граждан Узбекистана. Читайте также статью ⇒ «Прием на работу иностранных граждан в 2020″.

Правовые условия трудоустройства иностранных граждан в России

Приезд в другую страну с целью трудоустройства обычно сопровождается целым рядом бюрократических процедур. Для граждан Узбекистана эти процедуры облегчены тем, что им не требуется получения въездной визы для пересечения границы с нашей страной. В целом процедура легализации возможности трудоустройства состоит из нескольких правовых условий:

  • Получение в службе разрешение на временное пребывание в нашей стране. Данное разрешение представляет собой отметку в паспорте, которая проставляется работниками исполнительного органа власти после предоставления им всех необходимых для этой цели документов. Документы должны быть предоставлены в течение недели после пересечения гражданином Узбекистана границы.
  • Иностранный гражданин обязан приобрести специальный патент, позволяющий легально трудится на территории нашей страны. Этот документ также выдается исполнительными органами власти после предоставления всех документов в установленный срок, а также после уплаты государственной пошлины.

После оформления всех выше перечисленных документов, гражданин Узбекистана имеет право претендовать на легальное трудоустройство в нашей стране. Читайте также статью ⇒ «Прием на работу гражданина Белоруссии».

Получение документа, предоставляющего право на работу для граждан Узбекистана

Не так давно в рамках упорядочения миграционной политики в целях оптимизации и легализации процесса приема на работу иностранных граждан из стран, с которыми у нашей страны нет визового режима, в том числе и Узбекистана, была разработана патентная система. Патент представляет собой документ дающий право в течение определенного периода времени заниматься трудовой деятельностью по специализации, указанной в данном документе. Для оформления патента гражданину их Узбекистана необходимо в течение 30 дней после въезда в Россию подать в миграционную службу следующие документы:

  • Заявление о намерении получить данный патент, которое заполняется по форме, утвержденной миграционной службой, а также документ подтверждающий личность данного гражданина. При этом заявитель должен иметь документ, подтверждающий его место постоянного пребывания (регистрация);
  • Миграционная карта, которая заполняется при въезде в Россию, где целью визита должно быть указано желание осуществлять трудовую деятельность;
  • Документ, подтверждающий знание данным гражданином русского языка на уровне достаточном для осуществления трудовой деятельности;
  • Медицинский полис, который должен быть приобретен у страховой компании. Срок действия данного полиса должен соответствовать сроку планируемого пребывания на территории нашей страны. Также должна быть получена медицинская справка об отсутствия специфических вирусных заболеваний и наркотической либо алкогольной зависимости.

Прием на работу граждан Узбекистана: особенности оформления

Со стороны работодателя нет никаких ограничений при приеме на работу иностранных граждан, у которого есть все необходимые документы. Разница лишь в том, что от того человека требуется чуть больше документов. Поэтому общие условия оформления на работу выглядят примерно так:

  • Иностранный гражданин должен иметь на руках патент или специальное разрешение на работу (оно выдается в особых случаях для наиболее ценных работников, чаще всего при инициативе организации-нанимателя).
  • Работодатель оформляет иностранного работника на должность, которая должна соответствовать специализации указанной в патенте. Далее оформление происходит по тому же принципу, который предусмотрен и для обычного работника.
  • Трудовой контракт обычно оформляется на время действия патента или срока разрешенного пребывания в нашей стране, который может быть пролонгирован при продлении документов или получении вида на жительство.

Уведомление миграционной службы о трудоустройстве иностранных работников

После оформления документов о приеме на работу гражданина Узбекистана в течение трех рабочих дней работодатель должен заявить об этом в органы миграционной службы. При этом для организации это не является обременительным, сведения о работнике, которые должны быть представлены, достаточно просты и не требуют дополнительного сбора информации:

  • Официальная информация об организации, которая приняла на работу иностранного работника (гражданина Узбекистана). Обычно указывается юридический адрес, ИНН, сведения об учредителях и роде деятельности.
  • Общие сведения о должности и обязанностях иностранного гражданина, который был принят на работу. Это необходимо для сопоставления с указанной в патенте трудовой деятельностью. В случае если занимаемая должность не соответствует указанным сведениям в патенте, должно быть предоставлено обоснования данного не соответствия.
  • Информация о гражданине Узбекистана, который был принят на работу. Это те сведения, которые предоставил сам гражданин в организацию для трудоустройства.

Очень часто при отсутствии надлежащей квалификации для трудоустройства, организация может заключить гражданско-правовой договор с иностранным гражданином.

⇒ Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина

⇒ Трудовой договор с иностранным гражданином: образец заполнения

⇒ Деньги в долг гражданам СНГ в Москве (лучшие кредиты)

Налоги и социальные выплаты на иностранных сотрудников из Узбекистана

Одним из важных вопросов при приеме на работу иностранных граждан выступает уплата налогов и социальных взносов, существуют ли какие-то отличия или сложности в отличие от налогообложения заработной платы граждан нашей страны. Для иностранных граждан имеющих разрешение на временное пребывание и патент на работу организация обязана осуществлять выплаты и перечисление следующих налоговых выплат:

  • Подоходный налог обязателен для всех граждан получающих доход на территории России. Ставка зависит от вида дохода и от статуса налогоплательщика (резидент/ нерезидент). В случае иностранного гражданина из Узбекистана, осуществляющего трудовую деятельность на основании разрешения на временное пребывание, ставка составит 13%. Но существуют определенные особенности: иностранные граждане работающие на основание приобретенного патента должны перечислять авансовые выплаты по подоходному налогу самостоятельно. В обязательство работодателя входит лишь проверка своевременности оплаты данного вида налога сотрудником с иностранным гражданством, поэтому он имеет право запросить квитанции, подтверждающий факт совершенной оплаты.
  • Пенсионные отчисления обязательны также и для иностранцев, использующих патентную систему для трудовой деятельности. Для таких граждан ставка отчислений в ПФР составит 22%.
  • Помимо пенсионных отчислений, обязательны для перечисления взносы социального страхования и страхования от несчастных случаев, ставки по которым составят 2,9% и 0,2%.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие прием на работу граждан Узбекистана

Наименование нормативно-правового акта Номер документа Описание
Трудовой кодекс Статья 327.2 Данная статья регламентирует все правовые аспекты и особенности приема на работу иностранного гражданина
Статья 327.3 В правовом акте указаны все необходимые документы, которые должны быть предоставлены иностранным гражданином с целью заключения с ним трудового соглашения
Федеральный закон № 115 Статья 13.3 Закон регламентирует особенности трудовой деятельности, которую может осуществлять иностранный гражданин на территории РФ после приобретения патента

В материале – нормативное регулирование трудоустройства иностранных граждан, процедура приема их на работу, льготы при трудоустройстве, ответственность работодателя за нарушение правил приема.

Нормативное регулирование трудоустройства иностранных граждан

Пребывание в нашей стране граждан другого государства должно быть легальным, поэтому оформляйте их трудоустройство строго в рамках закона.

Прием на работу иностранных граждан регулируют:

  • ;
  • о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан (далее – Положение);
  • Президента от 7.11.2018 г. № ПП-4008 «О мерах по созданию благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан квалифицированными специалистами иностранных государств».

Привлекать иностранную рабочую силу могут:

  • юридические лица, действующие на территории республики;
  • граждане Узбекистана;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иностранные физические лица, постоянно проживающие на территории республики, в том числе – их законные представители.

Принимать иностранного гражданина на работу можно только при наличии разрешения и подтверждения на право трудовой деятельности, выдаваемых Агентством по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений (далее – Агентство).

Разрешение дает право работодателю привлекать иностранную рабочую силу, а подтверждение – иностранцу работать в Узбекистане на законных основаниях. Бремя получения этих документов ложится на плечи работодателя. Чтобы их оформить, следуйте инструкции ниже.

Важно! Для трудоустройства иностранных граждан, получивших вид на жительство в Узбекистане, получать разрешение и подтверждение не нужно. Оформляйте с ними трудовые отношения в общем порядке. Также требования Положения не применяются в отношении некоторых категорий иностранных граждан (их перечень – ).

Процедура приема на работу иностранца

Шаг 1. Для получения разрешения воспользуйтесь одним из следующих вариантов:

  • обратитесь в явочном порядке в любой Центр государственных услуг (далее – ЦГУ) независимо от места прописки работодателя – физлица и местонахождения/почтового адреса работодателя – юрлица;
  • зарегистрируйтесь на Едином портале интерактивных государственных услуг (далее – ) или специальной Министерства занятости и трудовых отношений для оформления разрешения в электронном виде.

Шаг 2. Заполните заявление установленной формы. При обращении в явочном порядке заявление заполняет сотрудник ЦГУ. Приложите к заявлению копию паспорта работодателя – физлица или руководителя юрлица и заверьте с помощью ЭЦП работодателя. Если у вас нет ЭЦП, ее можно оформить там же – в ЦГУ. В заявке укажите предельное количество и специальности (должности) запрашиваемых иностранных граждан.

Обратите внимание! Использование ЭЦП при получении госуслуг через ЦГУ Заявления также могут быть заверены при помощи других средств идентификации (дактилоскопия). До внедрения этих технологий во всех ЦГУ после распечатки анкеты в бумажном виде услугополучатель будет заверять ее своей обычной подписью, а затем в электронной системе ее заверит сотрудник ЦГУ своей ЭЦП.

Чтобы заявление рассмотрели, необходимо заплатить сбор в размере 1 . Оплатить можно через кассы ЦГУ или перечислением на расчетный счет, указанный в инвойсе. При использовании госуслуги через ЕПИГУ вы оплачиваете только 90% суммы сбора.

Оформляя разрешение в электронном виде через ЕПИГУ, отсканируйте документы об оплате сбора (квитанцию или платежку) и прикрепите их в электронной системе, через которую подана заявка. После этого вы получите сообщение с подтверждением произведенной оплаты.

После оплаты сбора заявка направляется в Агентство, где ее рассмотрят в течение 15 рабочих дней.

Шаг 3. После того, как вы получите уведомление о выдаче разрешения, оплатите сбор в размере 50 в течение ближайших 5 рабочих дней. В течение одного рабочего дня после оплаты Агентство оформит и, в зависимости от способа обращения, направит его либо в ЦГУ, либо напрямую вам через ЕПИГУ или онлайн-площадку. ЦГУ в течение часа после поступления разрешения выдаст его вам, проставив на нем свою печать.

Продление разрешения производится в том же порядке, что и получение. Для этого подайте обращение за 20 рабочих дней до истечения действия разрешения.

Шаг 4. После получения разрешения оформите проект трудового договора с иностранным гражданином. Обязательно укажите в нем размер заработной платы (вознаграждения).

Обратите внимание! Так как разрешение и подтверждение выдаются не более чем на один год (кроме отдельных категорий сотрудников, о которых речь пойдет ниже), действие трудового договора не может превышать этот срок. Кроме того, прием иностранных работников осуществляется строго в рамках того количества и тех специальностей (должностей), которые указаны в выданном разрешении.

Шаг 5. Обратитесь за получением подтверждения на право трудовой деятельности в порядке этапа 1. К приложите установленный , в том числе – проект трудового договора, заверьте заявление ЭЦП. Заплатите сбор за рассмотрение заявки в размере 1 (механизм оплаты аналогичен указанному выше).

Важно! Прежде чем обратиться за подтверждением, вы должны быть уверены, что иностранец не находится в стране с просроченной визой или без регистрации в ОМиОГ более 3 дней. В противном случае документы у вас не примут. При оформлении граждан иностранных государств, с которыми установлен визовый режим, допускается принятие исключительно следующих типов въездных виз: трудовой визы «Е», деловых виз «В-1» и «В-2», служебной визы «S-3» или иных типов виз, предусмотренных для соотечественников.

Решение о выдаче подтверждения принимается Агентством в течение 15 рабочих дней после поступления заявления.

Шаг 6. Не позднее 5 рабочих дней после получения уведомления заплатите за выдачу подтверждения 30 . Для отдельных категорий иностранных работников установлены пониженные тарифы, о них поговорим ниже.

В течение 1 рабочего дня после оплаты сбора Агентство оформит и направит его в ЦГУ либо напрямую вам через ЕПИГУ или онлайн-площадку. ЦГУ не позднее 1 часа после поступления подтверждения выдаст его, проставив на нем свою печать.

Продление подтверждения производится в том же порядке, что и его получение. Для этого подайте заявление за 20 рабочих дней до истечения срока действия.

Шаг 7. Оформите прием на работу иностранного гражданина документально – по общим правилам, установленным Трудовым кодексом.

Это обусловлено тем, что в соответствии со ТК национальное законодательство о труде распространяется и на иностранных граждан, работающих в Узбекистане по трудовому договору. Иностранные работники в полной мере пользуются трудовыми правами и несут обязанности наравне с узбекскими гражданами.

Трудовой договор с иностранцем заключите на срок, соответствующий периоду действия полученного разрешения – 1 год. В приказе, помимо трудового договора, укажите номер и дату выдачи разрешения и подтверждения.

Если иностранный работник становится резидентом, то есть постоянно находится в Узбекистане в совокупности 183 и более дней в течение любого последовательного 12-месячного периода, заканчивающегося в текущем налоговом периоде, он должен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Согласно ТК работодатель должен вести трудовые книжки на всех работников, проработавших на предприятии свыше 5 дней, за исключением совместителей. Право требования работодателем трудовой книжки работника закреплено ТК. Если в государстве, из которого прибыл иностранный гражданин, ведение трудовых книжек не предусмотрено, работодатель заводит ее здесь, как и при устройстве работника на работу впервые. Если же у сотрудника уже есть трудовая книжка, работодатель обязан вносить в нее все необходимые записи (о приеме, переводах, прекращении трудового договора и т.д.).

Обратите внимание! Указ Президента от 24.05.2017 г. № с 1 января 2019 года предусматривает внедрение системы «Электронная трудовая книжка» – с прекращением выдачи впервые трудоустраиваемым работникам трудовых книжек в бумажном виде. Но нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок электронного учета трудового стажа, еще не принят. Поэтому на работников, принятых на работу впервые, следует заказывать и оформлять бумажные трудовые книжки согласно .

Льготы при трудоустройстве иностранных граждан

Льготы при трудоустройстве получают высококвалифицированные и квалифицированные специалисты, соотечественники (подпадающие под эти категории лица указаны в пункте 3 Положения), а также преподаватели и специалисты, привлекаемые для работы в Президентские школы и вузы (далее – преподаватели).

Для трудоустройства в Узбекистане высококвалифицированных и квалифицированных специалистов вам не нужно получать разрешение. Достаточно оформить на их имя подтверждение на право трудовой деятельности. А работа по совместительству для них даже без получения подтверждения.

Разрешение не нужно и при приеме преподавателей. Другие привилегии для таких сотрудников перечислены в таблице:

Категория иностранных сотрудников

Разрешение

Подтверждение на право трудовой деятельности

Налоговые льготы

Максимальный срок действия

Сбор

За рассмотрение заявки

За выдачу подтверждения

Высококвалифицированные специалисты

Не требуется

3 года

1
(как и для остальных иностранных работников)

1

50% ставки НДФЛ

Квалифицированные специалисты

2

По общим правилам

Преподаватели

1

Соотечественники

Требуется

1 год

2

* При досрочном расторжении трудового или гражданско-правового договора в связи с виновными действиями работника сумма налога, не уплаченная ввиду предоставления налоговой льготы, взыскивается с него в Госбюджет.

**Агентство совместно с ГНК ежеквартально сверяют суммы уплаченных налогов с доходов высококвалифицированных и квалифицированных специалистов. По итогам составляется акт сверки по утвержденной .

Привилегированное положение также установлено для иностранных граждан, инвестировавших в республику не менее 8 500 в виде приобретения акций и долей хозяйственных обществ или создания иностранного предприятия. Они имеют право работать на любой должности в данных организациях без прохождения каких-либо разрешительных процедур (без разрешения и подтверждения).

Ответственность работодателя за нарушение правил приема иностранца

К работодателю, нарушившему правила приема на работу иностранных граждан, могут применяться меры административной ответственности – штраф на его должностных лиц в размере от 10 до 25 за первое правонарушение и от 25 до 50 за повторное в течение года после взыскания.

При оформлении подтверждения в числе документов, прилагаемых к заявке, вы должны предоставить письменное обязательство по утвержденной . По нему руководитель компании-работодателя обязуется соблюдать установленные требования при приеме иностранных лиц, в том числе:

  • письменно информировать Агентство о случаях увольнения иностранных граждан до истечения срока подтверждения и подавать документы на аннулирование таких подтверждений;
  • в недельный срок оповещать Агентство о любых изменениях в представленных сведениях (данные об организации, заявления, анкеты, паспортные данные и т.д.) – с приложением копий всех соответствующих документов-оснований;
  • не принимать на работу иностранного гражданина на основе подтверждения, выданного на его имя другому работодателю, за исключением случаев приема на работу по совместительству квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.

Последнее условие означает, помимо прочего, что вы не вправе оформить иностранного работника на условиях аутстаффинга, когда все обязательства по трудоустройству иностранца берет на себя другая соответствующая структура (например, агентство занятости). При аутстаффинге именно агентство является официальным работодателем и занимается миграционным, кадровым и налоговым документооборотом работников. Заказчик же просто использует труд внештатных сотрудников по договору предоставления персонала. В свете изложенного видится целесообразным внести соответствующие дополнения в действующее законодательство, в том числе, расширив в этом направлении круг полномочий .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *