В первом классе ставят оценки

Поводом к дискуссии стало заявление министра просвещения Ольги Васильевой, когда на Всероссийском родительском собрании ей предложили отменить оценки в начальной школе.

— У нас нет отметок в первом классе. И у малышей их быть не должно — им нужна сильная положительная мотивация к учебе. В первом классе отметки точно ни к чему хорошему не приведут. Однако для средней и старшей школы они нужны: это инструмент, отражающий уровень знаний учеников, — подчеркнула министр.

И предложила вынести вопрос на общественное обсуждение. Что интересно? Сами дети, как показал опрос Российской академии образования среди учеников 2-4-х классов, очень даже не против оценок: «за» — 82% ребят. Не хотели бы их получать, особенно если это двойки, лишь 15%. И только 3% не смогли дать конкретный ответ. В опросе участвовало 2500 учеников из Москвы и Подмосковья, Волгограда, Ростова-на-Дону, Иркутской и Липецкой областей.

По словам руководителя Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Натальи Виноградовой, в первом классе не должно быть отметок — это закреплено законодательно. Но по факту учителя все равно их ставят: одним детям — красивый цветок, другим — зеленую лягушку. Как результат — слезы, обиды, конфликты с родителями…

— Все малыши приходят в школу с завышенной самооценкой, а мы ее «успешно» снижаем. Такого быть не должно. Любой графический образ — звездочки, печати, наклейки — ребенок воспринимает как ту же самую отметку, — говорит Наталья Виноградова. — Доходит до абсурда: в одной московской школе за успехи в учебе ребятам предлагают закрашивать кирпичи на нарисованном домике. Первоклашка хвастается: «Хвалите меня, я отличник — у меня сегодня восемь кирпичей. А Вася — двоечник, у него всего один кирпич».

Какая альтернатива? Профессор Виноградова убеждена: оценка в первом классе может быть только устная и только положительная. Во втором классе — все индивидуально: учитель должен видеть уровень ребенка и понимать, готов ли малыш к тому, чтобы начать знакомство с «ценой отметки». Это принципиально важно, так как многие дети воспринимают оценку не как результат своей работы, а как личное отношение преподавателя: «Учительница мне никогда «четверку» не поставит, не любит меня».

Многие эксперты выступают за безотметочное обучение с первого по четвертый класс.

— Мы проводили эксперимент по отмене отметок на базе начальных классов нескольких школ и лицеев, — говорит специалист Костромского областного института развития образования Лариса Медникова. — Результат однозначный — без «пятерок» и «двоек» дети успешнее развиваются: малыши более мотивированы, не боятся совершать и исправлять свои ошибки, стремятся к саморазвитию. Для Костромской области этот эксперимент оказался очень успешным.

Однако есть и противоположные мнения: если не ввести отметки в начальной школе, то в 5-6-м классе будет полный провал. Этот возраст психологи называют возрастом «отката»: когда ребенок не может в полной мере «тянуть» возрастающую школьную нагрузку. Если вводить отметки на этом этапе, то стрессовые ситуации в классе вырастут в разы.

Нельзя допускать перекосов — эта мысль звучит у многих. Если для мамы «четверка» — это трагедия, то и ребенок будет воспринимать ее также. Поэтому нужно работать всем вместе: учителям, психологам, родителям.

Между тем предложения об отмене традиционных оценок звучат все чаще. Почему? «Единицы» учителя не ставят в принципе, «двоек» — особенно четвертных и годовых — многие тоже стараются избегать. И все пространство для маневра — «три», «четыре», «пять». При этом в 9-х и 11-х классах основной показатель — баллы на госэкзаменах. Итоговое сочинение также оценивается не по пятибалльной шкале, а по системе «зачет» или «незачет».

Первоклашка хвастается: «Я отличник — у меня сегодня восемь кирпичей. А Вася — двоечник, у него всего один»

— Будет отметка или не будет, будет 12-балльная система или 100-балльная, принципиально это ничего не меняет. Любой вариант безотметочного обучения, как бы хорош он ни был, упрется в общие критерии оценки системы образования, рейтинги, ЕГЭ и прочее, — считает директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Безруких.

Так, откажется ли вся «началка» от отметок? Или все останется, как есть? Запретят ли учителям использовать «звездочки» вместо «пятерок» и «лягушек» вместо «двоек»? Это решение будет принимать министерство просвещения, получив рекомендации всех экспертов: дискуссия продолжается…

Инфографика: Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ксения Колесникова

БОУ «Репинская СОШ», с/п «Воскресенская ООШ»

Учитель начальных классов: Чеснакова А.И.

«Система оценивания учебных достижений первоклассников в

условиях ФГОС»

В первом классе дети не получают оценки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, является некомфортно для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым. Как же учителю стимулировать деятельность первоклассника при безотметочной системе?

Современная система оценки должна быть ориентирована на результаты и включать новые методы оценивания, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребёнка. Такая система не может ограничиваться проверкой усвоения знаний учеником и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у ребенка умение критически оценивать свою деятельность, проверять и контролировать себя, находить и устранять ошибки.

В связи с этим принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям (критерии и эталон приобретают содержательный смысл оценки и отметки).

  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.

  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Также важно помнить, что стратегии оценивания – это не краткое завершение урока, а его центральная часть. Главная цель оценки – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника.

При внедрении безотметочной системы оценивания важно учитывать советы Г.А.Цукермана:

  • не скупитесь на похвалу;

  • хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение;

  • ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи;

  • стремитесь не применять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других».

Следование этим принципам содействует формированию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

Работая третий год по программе ФГОС «Школа России» и первый раз в 1 классе я использовала приёмы, которые помогают сделать оценивание естественным элементом динамики урока в 1 классе.

Первый приём: «Молодец» с первых дней учёбы в школе я давала детям возможность проявить свою самооценку. Например, после выполнения письменной работы в тетради (рисование фигур, начертание элементов цифр и букв) всегда просила ребят обвести лучшую букву (цифру).

Второй приём: Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после ее выполнения и показать свой результат учителю, был введен прием «Светофорчик» (карандаши соответствующих цветов). Другими словами, «Светофорчик» даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. С помощью «Светофорчика» на уроках ученики показывают цветные сигналы, которые отражают само- , взаимооценку, а также уровень понимания, усвоения или выполнения задания поднятием карандаша определённого цвета.

А) Зелёный огонёк – высокий уровень выполнения задания («Выполнил правильно, доволен собой»);

жёлтый огонёк – средний уровень выполнения задания (1-2 ошибки, «Надо быть внимательнее»);

красный огонёк – низкий уровень выполнения задания (3 и более ошибок, «Мне (Тебе) нужна помощь»)

Б) Эти же цветные сигналы мы использовали и для рефлексии учебной деятельности на уроке:

зелёный огонёк –работа понравилась, хочу выполнить еще;

желтый огонёк – работа понравилась;

красный огонёк – работа не понравилась, потому что…

С помощью цветных сигналов дети могут рассказать:

-комфортно они чувствовали себя на уроке или некомфортно;

-успели они выполнить работу или не успели; и т.п.

— показать уровень понимания нового материала (понял, понял недостаточно хорошо, не понял) и т.п.

Третий приём: «Аплодисменты» очень нравился ребятам в начале учебного года, направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Позднее ввели карточки со знаками «+»,»-«. Введенными знаками учащиеся пользуются на всех уроках для оценки ответов своих товарищей:

«+» — «Я согласен с ответом!» (хлопаем)

«-» — «Я не согласен» (не хлопаем)

Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников.

Четвёртый приём: «Взаимопроверка». Для этого предлагаю поменяться тетрадями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте. Во время взаимопроверки я нацеливаю учеников видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. И при этом не спрашиваю комментариев детей, чтобы не получать негативных отзывов.

Пятый приём: «Оцени товарища» направлен на организацию коллективной оценочной деятельности школьников. Например, коллективная оценка результатов учебного труда можно организовать так: выслушав ответ товарища, учащиеся под руководством учителя высказывают свои соображения и замечания. Сначала отмечают положительное – что понравилось в ответе и почему. Затем дают критические замечания. Формируя взаимоконтроль, на первых этапах предлагаю детям проанализировать ответ товарища, используя памятку для анализа ответа товарища, например, оценивание сообщения:

Соответствует ли ответ теме сообщения (заданному вопросу)?

Рассказывает?

Хорошо знает текст?

Выразительный рассказ?

Какие советы вы могли бы дать?

Причём не забываем, что критерии, выделенные для оценивания, обязательно оговариваются, обсуждаются в классе. Например, почему важнее рассказывать, чем читать сообщение? Почему важно хорошо знать текст? ( Если хорошо знаешь текст , не делаешь больших пауз. Рассказ с большими паузами делает его трудным для восприятия ) и т.д.

На следующем этапе формирования самооценки, когда вводится основной материал, дети начинают понимать, что приоритетным критерием оценивания становится правильность выполнения задания. Критерии оценивания заданий вырабатываются совместно с учащимися.

Например: при проверке решения задачи приоритетным является ход решения и вычислительные навыки, при решении уравнения – правильность определения алгоритма решения и вычисления, в геометрических задачах – знание формулы и её применение. Понимание приоритетных критериев в том или ином задании приводит к пониманию и правильному оцениванию разноуровневых заданий.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что оценка складывается из количества правильно выполненных заданий. Осознанное понимание критериев оценки приводит к тому, что ребёнок чётко понимает, что ему не хватает до «идеалов»: каких знаний, умений.

Шестой приём: «Дневник успехов» — ещё один способ оценки и фиксации деятельности обучающихся. На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся рисуют фигуры разных цветов и формы прямо в дневниках. Например, круги – на математике, квадраты – на русском языке , треугольники – на окружающем мире, прямоугольники – на литературном чтении, звездочки – на технологии и т. д.

Цвета: зелёный – правильно выполнил задание;

жёлтый – активно работал на уроке;

розовый – умело сотрудничал с товарищами.

Каждую неделю ученики рассматривают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализируют свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Это мы делаем в пятницу на классном часе.

Каждый месяц, собирая дневники, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Анализ этих показателей позволят мне понять, над какими вопросами следует поработать, а показатели итогового балла учащихся позволяют выявить детей, не справившихся с работой, с кем нужно поработать индивидуально. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года. Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • на каких уроках ребёнок в большей степени активен;

  • какой предмет ребёнку интереснее других;

  • какова результативность учебной деятельности учащегося;

  • каково качество усвоения отдельных тем;

  • какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

  • каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Седьмой приём «Алгоритм самооценки» для оценивания устных ответов.

В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:

а)1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму можно добавить новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

б) Ещё один вид рефлексии – приём «Закончи фразу»:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ…

— я научился…

— было интересно…

— понравилось больше всего..

— мне показалось важным…

— я понял, что

Или

УРОК …

— привлек меня тем…

— показался интересным

— заставил задуматься …

На этапах рефлексии также использую различные приемы оценочной деятельности.

Например, в конце урока можно задать следующие вопросы:

— За что ты можешь себя похвалить?

— За что ты можешь похвалить одноклассников?

— Кому скажем особое спасибо за работу на уроке и за что?

— Что тебя удивило?

— Что удалось на уроке? Что не удалось?

— Зачем нам нужен этот урок?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Что вы считаете нужным запомнить?

— Над чем еще надо поработать?

Вторым шагом в моей работе было развитие эмоциональной рефлексии – основы для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.

Восьмой приём:

а) «Солнышко» в конце каждого урока я предлагала каждому ученику вспомнить, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. Каждый выбирал себе и рисовал в тетради:
– если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй солнышко;
– если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем солнышко прикрытое тучкой;

– если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

б) «Полянка с цветами» помогает мне проверить эмоциональный настрой детей до урока и по окончании его ( фиолетовый – грустное или плохое настроение , красный – уверен в себе, жёлтый – настроен на урок). Такую полянку мы украшаем цветами в начале урока и в конце. Как правило, к концу урока настроение детей меняется и фиолетовые цветы появляются редко.

Итоговый уровень индивидуальных достижений учащихся буду определять и фиксировать в конце учебного года, оформляя «Листы достижений» по каждому учебному предмету. Такие «Листы» можно взять из пособия «Портфолио ученика начальной школы», которые были подарены первоклассникам на 1 сентября. Сначала учащиеся оценивают свои достижения сами, после этого рядом ставит свою оценку учитель.

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности каждый ученик начинает составлять и собирать свой «Портфель достижений» или «Портфолио». Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку, т.е. от них требуется самооценка в процессе учения. В один из разделов «Портфолио» поместим листы учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», который заполняется в течение года по результатам проверки техники чтения.

В конце учебного года мы планируем устроить мероприятие под названием «Защита портфолио», где дети представят себя и свои достижения за прошедший учебный год и поставят цели на предстоящий учебный год. Ребята дома совместно с родителями подготовят презентации.

Кроме того, все результаты участия классного коллектива в жизни школы и внутри класса мы собираем в » Классный портфель достижений». В него входят лучшие коллективные работы, творческие проекты, дипломы, грамоты, полученные за участие в школьных мероприятиях.

Я считаю, что адекватной самооценке нужно обучать и, оценивая с первых дней деятельность детей, я всегда комментирую свою оценку (почему «хорошо», почему «не очень»), поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Только в этом случае ребёнок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребёнок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идёт только по отношению к самому себе.

Таким образом, я представила способы и приёмы оценивания и его фиксации, которые применяю на уроках. Причём, нужно отметить, что на одном уроке обычно используется несколько приёмов оценивания. Это позволяет сделать процесс оценивания постоянным, направленным на включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, что позволяет детям приобретать навыки и привычку к самооценке, что соответствует требованиям ФГОС.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

Михайловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней

№ ____ от ____________ 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок (ФГОС)

Михайловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ-№273 «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и регламентирует систему оценок, содержание и порядок промежуточной аттестации учащихся школы, их перевод по итогам года.

1.2. Положение утверждается директором школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3.Положение призвано:

• обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по учебному плану;
• поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

II. СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: :личностных, метапредметных и предметных.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

· самоопределение;

· смыслоообразование;

· морально этическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

· сформированности внутренней позиции учащегося;

· сформированности основ гражданской идентичности;

· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Оценка сформированности личностных результатов должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (итоговые проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий).

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Предметные результаты содержат в себе систему основополагающих элементов научного знания, (далее — систему предметных знаний); систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий).

В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка учащихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

· («удовлетворительно», «неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

· «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.

Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях.

В портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы.

· Выборки детских работ — формальных и творческих;

· Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.);

· Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

III. ФОРМА, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

3.1. Система оценивания учащихся.

3.1.1.Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.

3.1.2. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.

3.1.3. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
3.1.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

3.1.5. Для аттестации учащихся 1 класса применяется безотметочная система контроля успеваемости.

В связи с переходом на ФГОС НОО производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся 1-4 классов:

· Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования учащихся начальных классов, используя комплексный подход.

· Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений учащихся 1-4 классов по трем направлениям:

— систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

— материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

3.1.6. Для учащихся 2-4 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 1, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

3.1.7. При выставлении отметок учителям — предметникам руководствоваться нормами оценок, по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.

3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3-4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок-1 оценка на ученика каждый месяц по каждому предмету.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные оценки.

В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.

В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету.

3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся 2-4 классов оцениваются одной оценкой, контрольное изложение в 2-4 классах оценивается двойной оценкой.

Оценки за письменные работы выставляются в журнал к следующему уроку.

3.1.11. Урок обобщения, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся.

3.2. Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса

3.2.1. Безотметочное обучение — это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

3.2.3. Допустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (кружочки, квадраты, треугольники). Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

3.2.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

3.2.5. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

3.2.6. Основные принципы безотметочного обучения:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;

  • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);

  • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);

  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

3.2.7. Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;

  • особенности личностных психических процессов

(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

3.2.8. Основные виды контроля:

  • стартовый контроль,

  • тематический контроль,

  • итоговый контроль.

3.3. Контроль и оценка развития учащихся 1 класса

3.3.1. Основными показателями развития учащихся 1 класса являются:

  • учебно-познавательный интерес;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

  • основы самостоятельности;

  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи

  • сформированность УУД

3.3.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

3.3.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.

3.3.4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 класса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.

3.3.5. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • текущие проверочные работы;

  • «портфолио» ученика.

3.3.6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

3.3.7. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

3.3.8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей.

3.3.9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

3.3.10. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

3.3.11. По каждому предмету учителем составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

3.3.12. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки не выставляются.

3.3.13. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету и возможно индивидуально каждым учителем в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. (См. Приложения 1,2,3,4).

3.3.14. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» — понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» — различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» — не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Возможно отображение уровня усвояемости цветом:

зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)

синим — СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)

красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)

В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.

3.3.15.Учителем заполняется следующая документация:

  • Сводный лист достижений по каждому предмету(см.Приложение 1),

  • Индивидуальный лист достижений на каждого учащегося, в котором фиксируются результаты учащихся при проведении итогового контроля в начале года, полугодия и в конце года (см.Приложение 2),

  • Технологическая карта личностных и метапредметных успехов с динамикой на 4 года обучения(см.Приложение3).

  • Карта успеха, в которой фиксируются индивидуальные особенности каждого учащегося по итогам выполнения работы. (см.Приложение 4)

Приложение 1

Сводный лист достижений учащихся (письмо).

Список класса

Отслежи-ваемый материал

Напи-сание элемен-тов

Аккурат-ность

Написание слов

Аккурат-ность

Написание предложений

Списы-вание

Аккурат-ность

Уровень

Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.

Приложение 2

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ученика (цы)__________ класса Михайловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней

на _______________ учебный год

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение: осознанность

правильность

выразительность

темп чтения

Русский язык: каллиграфия

орфография

развитие устной речи

Математика: устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

Окружающий мир: умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результат

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

Уровни: высокий – зеленый цвет; средний -синий цвет; низкий – красный цвет.

Подпись учителя _________________ /_______________/

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ученика (цы) _________ класса

Михайловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней

_______________________________(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

полугодие

конец года

Отношение к учебе в целом:

положительное

безразличное

негативное

Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

Память:

отличная

средняя

долговременная

кратковременная

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания неполностью

Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

иногда

никогда

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

безразличное

негативное

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

Учебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Подпись педагога

Приложение 4

Карта успеха учащегося 1 класса

по русскому языку

(ФИО)_________________________________

Вид работы /дата

Списывание

Диктант

Словарный диктант

Сочинение по картине

Кол-во ошибок в работе

Динамика работы

большая буква в начале предложения

большая буква в именах собств

пропуск, замена, перестановка букв

знаки препинания

безударная гласная…

жи- ши, ча-ща,

чу-щу

звонкие и глухие согласные

ь в конце и середине слова

слова из словаря

Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по предмету.

Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких:

«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.

Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.

А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».

Читайте по теме:

  • Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
  • Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
  • Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность

Наталья Виноградова:

«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».

Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.

Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…

Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет. Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74. Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.

Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…

Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *