Выкуп земель сельскохозяйственного назначения

Специалисты нашего земельно-юридического центра предлагают услуги по оформлению земли для сенокошения или выпаса скота, в аренду из государственной собственности. Дополнительно, мы предоставляем услуги по выкупу земельных участков из государственной аренды в собственность или смене вида разрешенного использования земельных участков находящихся в собственности доверителя.

Согласно земельному законодательству, владельцы скота должны быть обеспечены сенокосными угодьями для обеспечения домашней скотины кормом в холодное время года. Арендодателями, как правило, выступают либо собственники земли, либо местная администрация (последний вариант наиболее распространенный).

Если на сенокосные земли претендуют сразу несколько владельцев скота, то администрация может выделить земельный надел в коллективное пользование. Распределением долей в коллективном наделе занимается сход владельцев ЛПХ по предварительному соглашению с местным муниципалитетом. Как правило, размер доли для каждого владельца зависит от количества его домашнего скота.

В большинстве случаев, земельные участки для сенокошения выделяются из земель сельхозназначения, но в некоторых случаях они могут быть выделены и из земель иных категорий. Земли для сенокоса могут быть предоставлены как частным лицам, так и коммерческим организациям.

При аренде участка в обязательном порядке заключается договор. Договор должен включать в себя сумму арендной платы, срок аренды (бывает краткосрочным – до 5 лет; долгосрочным – от 5 лет). Договор может не потребоваться в том случае, если арендатор не намерен добывать более 1 тонны сена в год и содержать не более 5 голов скота.

Порядок приватизации земельных участков для сенокошения

Помимо аренды, есть возможность приватизации сельхозназначения. Дабы провести данную процедуру, вам необходимо обратиться в местную администрацию и предъявить там следующий пакет документов:

  • паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);
  • документ, подтверждающие целевое назначение участка;
  • кадастровый план участка.

После того, как документы предоставляются в местную администрацию, чиновники рассматривают заявление и выдают конечный вердикт.

Правила пользования сенокосными землями

Аренда сенокосных угодий подразумевает выполнение ряда необходимых условий. Нарушение этих требований может повлечь за собой изъятие земли.

  • Во-первых, земля, предназначенная для сенокошения, не может быть использована для посадки взращивания овощей, ягод, фруктов и других сельскохозяйственных культур;
  • Во-вторых, на территории сенокосных угодий запрещено возводить различные постройки. Строить жилые дома на таких землях тоже запрещено. Допускаются лишь постройки временного характера, которые подлежат сносу по окончанию срока аренды;
  • В-третьих, нельзя распахивать сенокосные угодья, проводить на них мелиорацию или осушать их.

Также арендатор обязуется следить за экологической обстановкой на территории арендуемого для сенокошения земельного участка и сохранять его в надлежащем состоянии.

Пять лет вне продажи

Законодательное регулирование вопросов, связанных с приватизацией земель сельскохозяйственного назначения, было возложено на региональные власти 12 лет назад. В Самарской области мораторий на приватизацию сельских земель должен был закончиться уже 31 декабря текущего года. Что позволило бы районным администрациям уже с 2015 года продавать свободные земли. Однако согласно принятым 9 декабря поправкам в региональный Закон «О земле», срок моратория подлили на пять лет — до 1 января 2020 года.

Председатель комитета Самарской губернской думы по сельскому хозяйству и продовольствию Галина Светкина сообщила, что изменения были разработаны комитетом на основе предложений муниципалитетов.

«Продление приватизации обусловлено необходимостью осуществления контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, — сказала Светкина. — Также это позволит пополнять местные бюджеты за счет арендной платы за земельные участки. Кроме того, муниципалитеты могут перевести невостребованные земли в другую категорию и предоставить их под социальные программы».

Член комитета Николай Сомов отметил, что от количества сельскохозяйственных земель напрямую зависит продовольственная безопасность региона.

Не в деньгах счастье

При работе над законопроектом была изучена точка зрения правоприменителей – муниципалитетов Самарской области. Инициативу о продлении моратория поддержали 17 районов губернии, против выступили представители остальных десяти территорий. При этом муниципалитеты сошлись в том, что и аренда, и продажа сельхозземель позволят пополнить местную казну — либо в виде платежей за аренду земли, либо при поступлении средств после продажи земельных участков.

Интерес со стороны бизнеса к этим землям вполне оправдан, ведь кадастровая стоимость земли сельхозназначения гораздо ниже, чем, например, под строительство или промышленные цели: в регионе она составляет 4,5 рубля за квадратный метр. Отметим, что много лет нарушения в использовании земель носили массовый характер: перевод полей из категории в категорию привел к появлению мошеннических схем незаконного оформления прав собственности и их постановке на кадастровый учет. Так случилось и Волжском районе.

«Много лет назад сельхозземли в районе продали промышленным предприятиям, сейчас через весь район лежат нефтепроводы, — рассказывает руководитель управления сельского хозяйства Волжского района Александр Ядринцев. — Сегодня они распоряжаются землей и отдают ее в аренду сельхозпроизводителям за весьма приличные деньги. Этого нельзя было допускать ни в коем случае. Эта земля должна была остаться государственной. Но теперь это уже свершившийся факт, и нам приходится подстраиваться под эти условия. А налоговые отчисления от собственников и плата за аренду практически не отличаются по сумме, потому вопрос денег здесь — не ключевой. На нас мораторий уже никак не повлияет, но он убережет другие территории губернии».

Земля должна рожать

Руководитель управления сельского хозяйства Ставропольского района Михаил Шевчук считает, что сегодня просто необходим жесткий контроль за землями сельскохозяйственного назначения.

«Многие собственники сельхозземель, которые успели ее приобрести до введения моратория, не имеют совершенно никакого отношения к сельскому хозяйству, — констатирует Шевчук. — У нас есть с ними определенные проблемы, ведь наш район благоприятен для ведения сельскохозяйственной деятельности, а земли простаивают без дела. Помимо этого, многие собственники вообще не являются жителями района, и связаться с ними нет никакой возможности. Земля им нужна не для сельхозпроизводства, она должна давать продукт».

В то же время, по мнению Шевчука, разрешить сложившуюся ситуацию возможно: необходимо увеличить налоговую ставку на землю, которая не обрабатывается или используется не по назначению.

В отношении нерадивых собственников и арендаторов озабоченность выражают и депутаты, предлагая внести поправки в региональный Закон «О порядке осуществления муниципального и земельного контроля на территории Самарской области».

Согласно этим новеллам, плановые проверки целевого использования земли будут проводиться раз в три года со дня заключения контракта на использование участка. И по результатам проверок владельцы неиспользуемых сельхозземель могут потерять право собственности на свои участки, то есть землю могут просто изъять.

Напомним, в губернии минимальный срок аренды земельного участка, используемого для сенокошения и выпаса скота, составляет три месяца; для участка, используемого для овощеводства — 11 месяцев, а для производства сельскохозяйственной продукции — три года. Максимальный срок аренды земли сельхозназначения составляет 49 лет.

Инициативу о продлении моратория поддержали 17 районов губернии, представители остальных десяти территорий выступили против

Галина Светкина,

председатель комитета Самарской губернской думы по сельскому хозяйству и продовольствию:

— Обращения, которые поступают в Самарскую губернскую думу, были связаны с тем, что земли сельхозназначения необходимо держать в обороте, сдавать их в аренду и предоставлять многодетным семьям. Это позволит, во-первых, использовать землю по назначению, а во-вторых, пополнять бюджет муниципальных районов с тем, чтобы земля была всегда в работе и приносила определенную пользу и муниципальным образованиям, и тем жителям нашей области, которые в ней нуждаются.

Михаил Шевчук,

руководитель управления сельского хозяйства Ставропольского района:

— Многие собственники сельхозземель, которые успели ее приобрести до введения моратория, не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству. Земля им нужна не для сельхозпроизводства. Я считаю, что решение здесь есть, и оно заключается в том, чтобы увеличить налоговую ставку на землю, которая не обрабатывается. Здесь вопрос не только в пополнении бюджета, ведь земля должна давать продукт. Люди, продавая сельхозземли, не думали о будущем: продать всегда проще всего. Не захотели подумать о том, как ее рачительно использовать. Введение моратория — правильное решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *