Насколько правомерны школьные дежурства?
Дежурство в школе стало обычным явлением. Иногда оно вызывает возмущение со стороны родителей или учеников, иногда к такому методу поддержания порядка относятся как к данности, иногда пробуют с этим бороться. Поэтому, давайте рассмотрим данное явление в точки зрения законодательства. В конституции имеются две статьи, которые применимы именно к данной ситуации. Статья 37 Конституции России, которая гласит «Принудительный труд запрещен» и Статья 50 «Закона об образовании» в которой указано, что запрещено привлекать учеников школы к труду, который не предусмотрен школьной программой без их собственного согласия и согласия их родителей. При ссылке на данные постановления родителей и учеников, зачастую руководство школы со своей стороны ссылается на то, что данная обязанность учеников оговорена в Уставе школы. В таком случае, не лишним будет попросить данный Устав и внимательно с ним ознакомиться. В большинстве случаев, упоминания о дежурствах там не имеется. Но если же обязанность дежурить действительно прописана в Уставе, этот факт является противоречием действующему законодательству, и в таком случае нужно руководствоваться не Уставом а Конституцией и не забывать, что Устав школы не может противоречить Конституции России. Соответственно напрашивается вывод, что руководство школы не может принуждать учеников к дежурству без их согласия и письменного согласия их родителей или других ответственных лиц. Действия школьной администрации можно обжаловать. Первое, что нужно сделать, это обратиться с письменной жалобой к директору на незаконные действия классного руководителя. Если же жалоба остается без внимания, обращаться следует в управление образования или в органы по защите прав детей. Если же и эти жалобы не действуют, и администрация школы продолжает принуждать ребенка к незаконному труду, родители вправе обратиться в суд и настаивать на судебном разбирательстве. Имеется и другая сторона проблемы дежурств и это попытка наделить дежурных какими-либо ответственными функциями. Такой подход в первую очередь незаконен, так как ученик не может выполнять в школе административные обязанности и отвечать за порядок и дисциплину на вверенном ему участке. Этим могут заниматься только люди, имеющие специальную подготовку, то есть или педагоги, или работники соответствующих органов. Наделение административными функциями дежурных может привести к возникновению конфликтов между учениками и спровоцировать ситуации, которые отнюдь не способствуют поддержанию дисциплины и порядка на территории учебного заведения. Но тут можно понять и школьную администрацию, которая из-за ограниченности в финансировании не имеет возможности принять на работу достаточное количество обслуживающего персонала, чтобы полностью обеспечить все необходимые требования по поддержанию порядка. Поэтому, решение о дежурстве или каких-либо других работах, направленных на помощь школе должны проходить не в принудительном, а исключительно в добровольном порядке, что и должно оговариваться на общих собраниях с присутствием и самих учеников и их родителей.
Дежурство в классе: воспитание трудом иди насилие над личностью? Как назначить дежурных и никого не обидеть
Как грамотно организовать дежурство учеников в классе, составить график, согласовать все спорные моменты с родителями — практические советы и методики в нашей статье.
Законные основания уборки классов детьми. Можно ли заставить ребенка убираться в классе?
Пункт 4 статьи 34 закона «Об образовании» от 2013 г. запрещает привлекать учащихся к труду без их согласия и согласия их родителей, если эта работа не предусмотрена образовательной программой. Сегодня все больше педагогов и директоров школ склоняются к тому, что дети не должны убирать класс после уроков, мыть полы и окна. Некоторые школы сами финансируют услуги уборщицы, где-то за это добровольно платят родители. Этот вопрос должен регулироваться уставом и муниципальными нормативно-правовыми актами. Если же «трудовая повинность» прописана в уставе школы, то следует учитывать, что в подавляющем большинстве они утверждаются родительским комитетом, а это и есть согласие родителей на трудовое воспитание их детей.
Что же входит в понятие «дежурство в классе»? В широком смысле — это поддержание порядка в классе во время и после уроков. Школьник должен помочь учителю подготовить класс к следующему уроку, то есть приготовить доску, наглядные пособия, раздать тетради и так далее. Кроме того, дежурный должен следить за чистотой в классе: подобрать мусор, проветрить помещение, полить цветы, выровнять парты, задвинуть стулья, при необходимости подмести пол и так далее. Конкретные же обязанности определяет сам учитель.
Конечно, ни в коем случае не следует нагружать детей тяжелым физическим трудом или давать им травмоопасные задания.
Как организовать дежурство?
Определившись с правовыми вопросами, можно перейти к практическим.
- Определиться с формой организации — дежурство по партам или по графику. Практика показывает, что и детям, и учителю удобнее дежурить по графику, так как он учитывает предпочтения детей и позволяет следить за исполнением работы.
- Составить пары дежурных в соответствии с предпочтениями детей. Конечно, хорошо распределяются обязанности в паре «мальчик-девочка»: мальчик занимается более тяжелой работой, девочка более легкой. Но на практике все обязанности обычно ложатся на плечи более ответственных девочек. Поэтому лучше всего составлять пары «по интересам» — дети, которые дружат вне класса, будут охотнее помогать друг другу.
- Определиться со сроком дежурства: пара дежурных может меняться каждый день либо дежурить всю неделю.
- Составить график дежурств.
- Купить и заполнить готовый многоразовый график. Такой график удобен тем, что его можно корректировать — надписи наносятся на доску маркером, который легко стирается. Такой график яркий и большой, заполнить его легко.
- Составить таблицу-график в электронном виде на компьютере и распечатать. Таблицу можно составить на месяц, на четверть или сразу на год.
- Нарисовать график на листе ватмана с детьми. Такая работа «по старинке», конечно, является трудоемкой и долгой, но зато способна объединить весь класс. При разработке такого графика каждый сможет проявить свою фантазию и мастерство.
Полезные советы:
- Можно использовать фотографии детей вместо фамилий при составлении графика на компьютере.
- Помечайте веселыми или грустными смайликами дни отдежуривших детей в зависимости от результата, такое оформление научит детей большей ответственности.
- Оформите стенд «Обязанности дежурного». Он поможет детям не забывать, что нужно сделать.
- Используйте бейджи или повязки для дежурных, позвольте дежурным пользоваться маленькими льготами, например, уходить на пару минут пораньше на перемену, дайте небольшую власть, например, делать замечания нарушителям порядка.
Дежурство — дело добровольное.
Как заручиться поддержкой родителей?
Прежде всего, следует помнить, что любой труд ребенка в классе сверх учебной нагрузки — это дело добровольное. Поэтому все вопросы участия детей в уборке необходимо согласовывать на первом родительском собрании. Если понятие дежурства и обязанности, связанные с ним, прописаны в школьных уставных документах, то об этом необходимо сообщить. Если же нет, то будет нелишним собрать с родителей письменное согласие на помощь ребенка в классе. Обычно родители и учитель приходят в конечном итоге к согласию и определяют, что будут и что не будут делать дети в школе.
При этом необходимо акцентировать внимание родителей на том, что все эти обязанности — добровольная помощь учителю, а если ее не будет, то педагог будет вынужден все это делать сам.
Кроме этого, занимаясь общественно-полезной работой, дети учатся уважать свой и чужой труд, правильно организовывать время, ответственно относиться к порученным заданиям. А внешняя упорядоченность, по мнению многих психологов, ведет к порядку во внутреннем мире.
Дежурить? ДА!
Конечно, дежурство — полезная форма общей работы, которая способствует развитию ответственности, самоорганизации школьников, приучает детей к труду и порядку. Как и в любой сфере жизни, здесь важно соблюдать чувство меры. При правильной организации дежурство в классе может стать незаменимым инструментом самоуправления учащихся.
По мнению А.С. Макаренко, дисциплина — это не метод и не средство воспитания. Дисциплина — это результат воспитания. Раньше к дисциплине буквально принуждали — вели дневники прилежания, рисовали стенгазеты. Сегодня перед учителем задача иного уровня сложности — сделать дисциплину результатом обучения. И с этой точки зрения дежурство — важный инструмент, позволяющий привлечь детей к общему делу.
Главное помнить, что в основе всех дел лежит принцип добровольности. А вот сделать так, что ученик захотел трудиться — это задача педагога.
Введение в школьную жизнь. 8 урок: Организация рабочего места. Дежурство в классе. Развитие логического мышления (1 класс)
Урок № 8 по предмету «Введение в школьную жизнь» в 1 классе.
Тема урока: Организация рабочего места. Дежурство в классе. Развитие логического мышления
Цели урока:
— развивать организационные умения: поддерживать порядок на парте и в классе, нести дежурство в классе;
— формировать умение обнаруживать противоречие, рассуждать, делать умозаключения;
— развивать логическое мышление;
— закрепить понятия «форма», «текучесть».
Оборудование: бутылки с водой.
Ход урока:
1. Организационный момент
— Ровненько встали. Молодцы. Садитесь.
2. Организация рабочего места
Беседа.
— Школьнику необходимо быть не только старательным и внимательным, но и очень аккуратным, следить за порядком на парте и в портфеле.
Чтение стихотворения учителем
Л. Кондрашенко «Тарарам»
Говорят, что по утрам
В нашем доме — тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Все вверх дном перевернули —
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
— Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме — тарарам!
Беседа:
— Кого дети искали в доме?
— А что это такое — «тарарам»?
— Вы постарайтесь, чтобы у вас на партах и в портфеле не поселился тарарам.
Физкультминутка
3. Организация дежурства в классе.
— А кто должен следить за порядком в классе?
— Какие дела делает дежурный?
Пантомима.
Дети по одному выходят к доске и жестами без слов показывают, что делает дежурный, а остальные должны отгадать.
4. Экспериментирование
Опыт 1. Сохранение количества жидкости.
— У нас две одинаковые бутылки с водой. В одной бутылке вода подкрашена. Обозначение бутылки: с чистой водой — А, с подкрашенной — Б. Количество воды в бутылках одинаково? (да)
— Бутылку Б положим. В какой бутылке воды стало больше? Почему?
— Сделайте вывод.
Опыт 2. Переливание в другой по форме сосуд.
— Где теперь воды больше? Почему?
5. Рефлексия
— Давайте те, кому понравился урок, будут хлопать, а кому не понравился — стоя топать!
6. Итог урока
— Какие сегодня выводы мы сделали на уроке?
— Что такое «тарарам»?
— Назовите обязанности дежурного в классе.
дежурства учителей на переменах
Законодательство допускает привлечение педагогов к кратковременным дежурствам во время перерывов между занятиями, если это не выходит за пределы рабочего времени педогогов (не более 36 часов в неделю). Следует отметить, что к графику дежурств во время перерывов пердъявляются следующие требования.
В соответствиии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69, часть рабочего времени педагогов могут составлять периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи.
При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
Таким образом, если при составлении грфика дежурств не соблюдаются указанные требования, то Вы вправе оспаривать действия администрации ОУ.
Правомерны ли школьные дежурства?
Конституции Российской Федерации гласит, что «Принудительный труд запрещен» и Статья 50 «Закона об образовании» в которой сказано, что запрещается привлечение учеников школы к труду, который не был предусмотрен школьной программой без их собственного согласия, а также согласия родителей учеников.
При ссылке на данные постановления учеников и родителей, чаще всего руководство школы со своей стороны опирается на то, что данная обязанность учеников была оговорена в Уставе школы. В подобных случаях, не будет лишним попросить предоставить данный Устав и очень внимательно его прочесть. В большинстве случаев, оказывается, что просто нет абсолютно никакого упоминания о дежурствах. Но если все-таки обязанность дежурить на самом деле прописана в Уставе, то данный факт является полным противоречием действующему законодательству, и в таком случае уже нужно будет руководствоваться не Уставом школы а Конституцией, а также не забывать, что Устав школы никак не может противоречить Конституции Российской Федерации.
После чего напрашивается вывод, что руководство школы не имеет права принудительно заставлять учеников к дежурству без их собственного согласия, а также письменного согласия их родителей этих детей или же других ответственных лиц. В противном случае действия школьной администрации можно будет обжаловать. Самое первое, что нужно сделать, это обратиться к директору с письменной жалобой на незаконные действия классного руководителя этой школы. Если же руководство никак не отреагирует на вашу жалобу и просто оставит его без внимания, тогда уже нужно обращаться в органы по защите прав детей или управление образования.
Если же и эти жалобы не дадут никаких результатов, и администрация школы все также будет продолжает принуждать вашего ребенка к незаконному труду, то родители имею право обратиться в суд и настаивать на судебном разбирательстве.