Закон о региональном операторе

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – ПКГУП «Теплоэнерго» будет акционировано до конца года. Затем компания будет приватизирована посредством внесения краевого имущества в уставный капитал акционерного общества. Об этом сообщает «Новый компаньон» со ссылкой на источник в минимущества региона. По данным собеседника издания, приватизация не предполагает продажу компании частным лицам: она останется в собственности Пермского края.

Согласно информации «Нового компаньона» необходимость приватизации регоператора обусловлена федеральным законодательством, требующим, реорганизации унитарных предприятий до 1 марта 2025 года

Краевое предприятие «Тепло­энерго» стало региональным оператором по обращению с ТКО в конце 2018 года. Компания координирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Пермского края. Эти услуги оплачиваются жителями региона. Согласно отчету, представленному в краевой парламент, доходы «Теплоэнерго» за 2019 год составили 2,2 млрд руб. Из них 1,2 млрд руб – платежи от потребителей услуги, субсидия из регионального бюджета – 1 млрд руб. Расходы регоператора за год составили 2,4 млрд руб. Большая часть из них (1,9 млрд руб.) – расходы на транспортирование ТКО

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.
В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».
В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
«Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации».
С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)
Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.
Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО.
Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Материал подготовила Фирдаус Кадикова

Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

Кто теперь вывозит мусор?

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Как работает региональный оператор?

Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

  • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
  • транспортировка мусора;
  • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

Откуда вывозится мусор?

Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения. Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора. Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ. Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке. В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

Когда вывозится?

Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00. В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011). Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

Должны ли вывозиться листья?

Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89). В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату. Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

Должен ли вывозиться строительный мусор?

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором?

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Энциклопедия МИП » Жилищное право » Капитальный ремонт » Правовое положение регионального оператора

После того как решение о формировании фонда капстроительства многоквартирного дома принято, владельцы помещений заключают с региональным оператором соглашение.

Статьей 170 ЖК РФ установлено правовое положение о региональном операторе капремонта. Так, собственники создают фонд капремонта многоквартирных домов, который может быть сформирован посредством счетов региональных операторов.

Мы расскажем, что такое региональный оператор, каковы его функции, зачем создается фонд и ассоциация региональных операторов капитального ремонта.

Понятие «региональный оператор»

Это определение закреплено в ст. 178 ЖК. Региональный оператор — юрлицо, зарегистрированное субъектами РФ в правовой форме фонда.

После того как решение о формировании фонда капстроительства многоквартирного дома принято, владельцы помещений заключают с региональным оператором соглашение. Стороной в нем выступают собственники, владеющие 50% голосов.

Если на сборах владельцев жилпомещений многоквартирного дома не сделан выбор о формировании фонда капстроительства в установленный законом срок, органы исполнительной власти самостоятельно выносят решение о поступлении средств на специальный счет регионального оператора.

Перечисленные денежные средства на счет регионального оператора в качестве взносов являются имуществом оператора (ч.1 ст.179 ЖК). Формирование специального фонда происходит на основании обязательственных отношений каждого владельца. Иными словами, владельцы квартир уже не являются собственниками денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право потребовать выполнение капремонта коллективного имущества дома в качестве и сроках, определенных муниципальной программой капремонта домов.

Собственники, не выразившие согласие с выбором регионального оператора, составляют заявление в РЕГ об отказе в подписании соглашения. Основания, указанные в заявлении, являются доказательственными в случае судебных тяжб.

Если на ремонтные работы потрачены средства, превышающие размеры фонда капстроительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Руководитель регионального оператора

Руководитель регионального оператора фонда капремонта назначается специальным открытым конкурсом (178.1 ЖК РФ).

Отказать в назначении на данную должность могут в связи с:

  • недееспособностью либо с ограниченной дееспособностью кандидата, признанной в установленном законом порядке;
  • постановкой лица на учет в нарко- или психодиспансер;
  • наличием судимости (неснятая и непогашенная);
  • наличием непогашенного наказания за админправонарушение.

Депутатство и госслужба также станут препятствием к назначению на данную должность. В таком случае при выборе на должность руководителя оператора специального фонда капремонта, лицо обязано в течение месяца сложить депутатские полномочия, либо уволиться с госслужбы.

Претенденты на должность руководителя проходят квалификационный экзамен. Назначенный руководитель также проходит экзамен каждые 3 года. Предъявляемые требования, порядок проведения экзамена, вопросы, формирование результата устанавливаются местными исполнительными органами, на которые возложены функции внедрения госполитики и правовое регулирование в области ЖКХ.

Полномочия регионального оператора

С целью эффективного выполнения своих должностных обязанностей, проведения капремонта имущества коллективного пользования, региональный оператор, который контролирует поступления в специальный фонд капремонта домов обязан:

  • в установленный законом срок составлять и предоставлять в адрес собственников квартир предложения, необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие нормативной базе;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и иные документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

В соглашении предусматриваются дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Объединения и ассоциации региональных операторов . Обеспечение их деятельности

С целью проведения деятельности отстаивания интересов собственников и для повышения эффективности исполнения функциональных обязанностей, операторы могут создавать и входить в соответствующие ассоциации либо союзы.

Ассоциация региональных операторов – некоммерческая организация, ее деятельность не должна противоречить нормам закона. Правовое положение данного юрлица регулируется жилищным законодательством (ст. 178 ЖК), федеральными законами, подзаконными актами местного значения.

Деятельность регионального оператора находится под контролем федерального органа исполнительной власти. Помимо этого, власти на местах:

  • разрабатывают методы и рекомендации по созданию операторов фонда;
  • контролируют деятельность фондов, в частности, ход проведения капремонта многоквартирного дома;
  • проводят финансовый контроль, обеспечивают публичность результата;
  • проводят специальный конкурсный выбор и назначение лица руководителем регионального оператора фонда;
  • осуществляют формирование специальных форм отчетов и порядок их составления;
  • устанавливают единые квалификационные требования к претенденту или руководителю, возглавляющему фонд капстроительства многоквартирных домов.

Добрый день. Сегодня я хотел бы еще раз коснуться темы: «Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами». Но не как в предыдущей статье «Хартия невольности», или Рассказ о суде с оператором по вывозу мусора», исходя из арбитражного дела (почитайте, если интересно как судится с ними тяжело), а с точки зрения именно источника их непробиваемого статуса. Это статья о том месте, где региональные операторы черпают свою силу. Возможно, кто-то подумал, что это федеральный закон «Об отходах производства и потребления». К сожалению, все не так просто. Авторы без преувеличения «революции» в обработке отходов избрали самый скрытый из возможных путей, они создали поистине невообразимое – Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 641» (изменения и дополнения 15.09 и 15.12 2018 г.) (далее Постановление об обращении с ТКО). Кстати, если у вас есть Консультант плюс «некоммерческая версия» на телефоне или ином устройстве, при поиске этого Постановления, Вы столкнётесь с тем, что оно находится в закрытом доступе и доступно исключительно в выходные дни с 10.00 до 20.00. Но это так отступление, но очень характерное для данного Постановления.

В данной статье я хотел бы вместе с Вами, уважаемые читатели, достигнуть нескольких целей: 1) просвещение всех интересующихся относительно содержания вышеуказанного Постановления, раскрытия сути «мусорной» реформы в части заключения договора; 2) провести сравнение данного Постановления с законодательством о защите прав потребителей и понять не противоречит ли первое второму. Естественно, в связи с моей долгой работой, не только в качестве судебного юриста, но и в качестве преподавателя, для меня первая цель неизмеримо важнее.

Итак, начнем. Постановление об обращении с ТКО объемное, но мы с Вами¸ я надеюсь, не торопимся и вцепимся в него покрепче. Сначала разберемся в законодательстве о твердых бытовых отходах (весь пласт правовых актов об отходах нам не нужен). Оно состоит из уже названного федерального закона, данного Постановления, а также утвержденной Постановлением правительства типовой формы договора. Также оставим за бортом разъяснения Минприроды РФ и Минстроя РФ о применении Постановления об обращении с ТКО, это для другого разговора, а наш взгляд должен быть, по возможности, объективным. Раздел I Общие положения. Сразу обращаем внимание на сферу регулирования Постановления, оно устанавливает: «порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор)». Указанное положение четко говорит, что обработка мусора – договор оказания услуг. Что еще интересно данное Постановление никак не пересекается с жилищным законодательством РФ (а Вы подумали, я забыл о Правилах оказания коммунальных услуг?), и применяется в части им не урегулированной. Отсюда первый вывод, данное Постановление, исходя из его Общих положений, регулирует именно прямой договор между собственником ТКО или уполномоченной им организацией и региональным оператором, что несколько не соответствует действительности, но обо всем по порядку.

Теперь понятия, которые устанавливает Постановление. Во-первых «вывоз твердых коммунальных отходов» — транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов», далее «потребитель» — собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. А вот и защита прав потребителей появилась. Данное Постановление регулирует именно отношение потребитель – коммерческая организация, но вот понятие «потребитель» в нем толкуете иначе, чем в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее закон о зпп). По закону о зпп, «потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Что отличается существенно от трактовки его Постановлением и по сути вводит, новое понятие «потребитель, исходя из Постановления об обращении с ТКО». Более того наравне с потребителем по постановлению договор может заключаться, уполномоченным лицом, которое обязано такой договор заключить. Еще не догадались, что это за лица, поясню. Это некоммерческие и коммерческие организации, указанные в ЖК РФ, не смотря на то, данное Постановление с ним не пересекается, как уже было сказано и применяется, только в части заключении договора об обращении с ТКО. Еще кто? Подсказка: на «садоводческие» начинается, на «товарищества» заканчивается. Да, да именно так. Указанная выше фраза про «уполномоченное лицо» нужна для оправдания сужения круга потребителей, ведь иначе, как я описывал в предыдущей статье, оператор должен будет заключать договоры и далее взыскивать с физ. лиц, собственников ТКО, а это ему ой, как не хочется делать.

Вы, дорогие читатели, также скажите хорошо с потребителями более и менее понятно, но ведь региональный оператор, почему коммерческая организация сразу? Да и мне не ясно, т.е. ясно, но все же. По закону об отходах производства и потребления ст. 24.6. региональным оператором должно быть юридические лицо. Опять же информация из открытых источников, а вот требования к нему, вы представляете опять по выходным можно только получить. Ну не будем ждать так долго. Итак, требования к претенденту на получение звания регионального оператора по обращению с ТКО Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 N 881: «Участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям: а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации; б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора; в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурсного отбора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник конкурсного отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;

е) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) и главного бухгалтера участника конкурсного отбора отсутствует неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономической деятельности». Теперь вы убедились, что оператор по обороту отходов – коммерческая организация, для тех, кто не в курсе, лицензируются виды предпринимательской деятельности, а у оператора должна быть лицензия. А вот почему это не гуп или муп, тоже ясно, а как же тогда «пилить» прибыль?

Наконец переходим к самому важному разделу постановления об обращении с ТКО Разделу I.1. Порядок заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО». С кем же заключаются договора, п. 8.1. устанавливает, что «Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), — с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, — с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее — нежилые помещения), и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами». Итак, все сводится к заключению договоров через управляющие компании и т.п. организации, но не напрямую с собственником. Зачем? Очень просто при рассмотрении споров в суде, а у ООО «Хартия» (региональный оператор в Балашихе МО) их боле 800 за 1 год, к отношениям не применяется закон о зпп. Именно поэтому в Постановлении, такое размытое понятие «потребитель». Однако, в населенных пунктах, в частных жилых домах и прочее, хочешь, не хочешь, а приходится заключать договоры именно с гражданами. И уже в этих спорах применение закона о зпп не избежать.

А вот и «сердце зла», как я его называю, непосредственный порядок заключения договора. Сначала я его приведу из Постановления, затем мы его «поразбиваем». На основании п. 8.4.-8.6. Постановления об обработке ТКО основанием для «заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором». Как я понимаю, никто их читателей заявку на заключение договора не отправлял. Не печальтесь, ведь даже если бы Вы и отправили, она бы могла не подойти по форме, так как у каждого регионального оператора она своя. Вспоминаем о законе о зпп, а именно, про слово «имеющий намерение заказать или приобрести», т.е. подразумевается, что «потребитель» действует по собственной воле, данное положение применительно к уполномоченным лицам, регулируется положениями ГК РФ о свободе договора. В нашем постановлении свободой и не пахнет, направляй, а иначе… договор заключится автоматически. И вдруг из шляпы фокусника вылез целый «крольчатник». Как это описано в Постановлении, п. 8.17. «Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения (о статусе регионального оператора – авт.) извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 — 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 — 8.16 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 — 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Вот такая норма. Помните мою вторую цель сравнение с законом о зпп, о ней можно забыть, она разбивается об этот гранит, договор с тобой заключается автоматически, хочешь, не хочешь. А Вы что-то сказали о положении ст. 10 закона о зпп об информировании Вас об объеме услуг, цене и т.п. вот еще, все на сайте (кстати, для интереса зайдите на сайт ООО «Хартии» и посмотрите информацию для тех кто желает заключать договор, юристы будут удивлены, на сколько им плевать). Но ведь тут не только потребители из закона о зпп, но и иные уполномоченные на то организации, а с ними так можно? Так опять же нет, это же противоречит ст. ГК РФ о свободе договора: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством». Таким образом, закон четко дает квалификацию данной ситуации – «понуждение к заключению договора на основании правового акта». Но вот еще одни вопрос. Почему понадобилась именно такая формула: «договор заключается автоматически». Ответ вполне очевиден, региональным операторам идут на встречу, поддерживают и лелеют, как минимум на уровне Правительства РФ. Соответственно эти операторы и не думают на счет оформления своих «услуг», но вот количество арбитражных споров ООО «Хартия» боле 400, подсказывает, что не все у них получается и со временем будет необходимо «очистить Авгиевы конюшни». Но пока ситуация не изменится мы будем иметь такие плачевные результаты какие имеем сейчас и платить, платить, платить.

P.S. Процесс в АС МО о рассмотрении спора, о взыскании задолженности за вывоз ТКО, указанный в предыдущей статье, завершился победной ООО «Хартия» (истец). Но мотивированное решение ответчик (товарищество), не смотря на «странное» поведение суда, получил. А апелляцию подал, ее уже приняли к рассмотрению. Содержание, акта апелляционной инстанции, мы обязательно рассмотрим в отдельной статье, когда его вынесут.

Спасибо за Ваше время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *