Закон о жилье для военнослужащих

Категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета

  1. Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей;
  2. Члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, при этом за вдовами (вдовцами) военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на обеспечение жилыми помещениями, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак;
  3. Уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
  4. Уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Формирование списков

Для формирования списков граждан, уволенных с военной службы, уполномоченные органы, согласно имеющимся спискам лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, направляют гражданам, уволенным с военной службы, уведомления о проводимом формировании списков граждан в целях обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с Федеральными законами.

В Уведомлении указываются:

  1. перечень документов, необходимых для включения гражданина, уволенного с военной службы, в список граждан в соответствии с настоящим Порядком;
  2. формы обеспечения жилым помещением:
  3. предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
  4. предоставление жилого помещения по договору социального найма;
  5. предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
  6. сроки подачи документов;
  7. почтовый адрес, телефон и время приема граждан, уволенных с военной службы, уполномоченным органом.

Список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой гражданин, уволенный с военной службы, был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В указанный список в первоочередном порядке включаются члены семей военнослужащих (исключение — военнослужащие, участвовавшие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

Условия предоставления жилья бывшим военнослужащим

Решение о включении в список граждан список граждан, уволенных с военной службы, которые изъявили желание об обеспечении их жилыми помещениями, принимается при условии, если гражданин, уволенный с военной службы:

  1. был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;
  2. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления;
  3. полностью представил в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимые документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральными законами;
  4. избрал форму обеспечения жилым помещением* и письменно известил об этом орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

* Формы обеспечения жилым помещением, в соответствии с п.2.1 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»:

  • предоставление жилого помещения органом местного самоуправления в собственность бесплатно,
  • предоставление жилого помещения по договору социального найма,
  • предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство).

Свидетельство

Право гражданина на обеспечение его жилым помещением удостоверяется именным документом – Свидетельством на приобретение (строительство) жилого помещения.

Срок действия Свидетельства составляет 6 месяцев, а в случае замены в связи со смертью владельца Свидетельства или члена его семьи – 3 месяца. Указанный срок может быть продлен по объективным причинам на основании решения органа местного самоуправления на срок не более чем на один месяц по соглашению сторон.

В случае смерти владельца Свидетельства (члена его семьи) расчет размера средств федерального бюджета на обеспечение жилым помещением гражданина, уволенного с военной службы, производится с учетом измененного состава семьи.

Свидетельство, нереализованное в течение срока его действия, гражданин обязан сдать в уполномоченный орган в течение одного месяца с даты окончания срока действия Свидетельства. Нереализованное Свидетельство считается недействительным, погашается уполномоченным органом и хранится в учетном деле гражданина.

Свидетельства, не предъявленные в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены настоящим Порядком, считаются недействительными.

В случае, если владелец Свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный срок действия Свидетельства воспользоваться правом на получение единовременной выплаты, он представляет Свидетельство в уполномоченный орган и сохраняет право на улучшение жилищных условий.

Средства, выделяемые на обеспечение жильем бывших военных

Размер средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение гражданина, уволенного с военной службы, жилым помещением, указывается в Свидетельстве и является неизменным на весь срок действия Свидетельства.

На поступившие из федерального бюджета средства приобретаются жилые помещения на первичном или вторичном рынке жилья, а также по договорам долевого участия в строительстве.

В случае оформления права собственности на жилое помещение, расходы по оформлению осуществляются силами и за счет финансовых средств гражданина, уволенного с военной службы. Жилое помещение, предоставляемое в собственность, оформляется в общую совместную собственность гражданина, уволенного с военной службы, и всех членов семьи.

В случае принятия гражданами, уволенными с военной службы, решения о получении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения уполномоченный орган на основании выписки из сводного списка граждан в течение 3 рабочих дней после получения выписки из сводного списка граждан осуществляет расчет размера единовременной денежной выплаты гражданину, уволенному с военной службы.

Единовременная денежная выплата гражданином, уволенным с военной службы, может быть использована:

  1. для оплаты договора купли-продажи жилого помещения (далее – договор купли-продажи);
  2. для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
  3. для осуществления платежа по договору участия в долевом строительстве жилого помещения (жилых помещений) в многоквартирном доме (домах) в случае его строительства на территории, благоустроенной применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;
  4. для оплаты по договору подряда на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности;
  5. для оплаты разницы цены договора мены имеющегося в собственности жилого помещения на другое жилое помещение, находящееся в собственности любых физических или юридических лиц, большей площади.

В случае приобретения земельного участка и индивидуального жилого дома (части дома), имеющего надворные постройки, за счет единовременной денежной выплаты оплачивается только приобретаемый жилой дом (часть дома) без учета надворных построек и земельного участка.

Приобретаемое с использованием единовременной денежной выплаты жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) может находиться на территории любого муниципального образования, независимо от того, где гражданин состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на одного члена семьи гражданина, уволенного с военной службы, учтенного при расчете размера единовременной денежной выплаты, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, а для одиноко проживающих граждан – не менее удвоенной нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в целях обеспечения граждан жилыми помещениями в месте приобретения (строительства) жилого помещения.

Нормы предоставления площади жилого помещения

Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При предоставлении военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, считается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.

Для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, — превышение не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Документы

В случае, если гражданин, уволенный с военной службы, которому направлено Уведомление, изъявит желание на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральными законами, ему предлагается не позднее чем в двухмесячный срок с момента получения уведомления проинформировать в письменном виде орган местного самоуправления об избранной форме обеспечения жилым помещением и предоставить в уполномоченный орган следующие документы (копии документов должны быть заверены в установленном законом порядке или представлены с предъявлением подлинников):

  1. заявление о включении в список граждан (лично, ценным письмом с описью вложения или бандеролью) по соответствующей форме;
  2. копии документов, удостоверяющих личность гражданина, уволенного с военной службы, и лиц, указанных им в качестве членов семьи – граждан Российской Федерации (далее именуются – члены семей) (паспорта, свидетельства о рождении лиц, не имеющих паспортов);
  3. выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы), из приказа об исключении из списков личного состава воинской части по месту службы;
  4. справки об общей продолжительности военной службы и составе семьи, заверенные военным комиссариатом, в котором гражданин, уволенный с военной службы, состоит на воинском учете;
  5. копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака), свидетельства о рождении детей, судебное решение в случае признания членом семьи в судебном порядке);
  6. выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи за период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до подачи заявления, указанного в подпункте 1 настоящего пункта;
  7. справки (сообщения) от территориального органа, осуществлявшего учет недвижимого имущества до 01.01.1999, о недвижимом имуществе с мест жительства гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи за период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 31 января 1998 года;
  8. сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах гражданина, уволенного с военной службы, и членов его семьи на имеющиеся у него и членов его семьи объекты недвижимого имущества и о совершении или о несовершении гражданско-правовых сделок гражданином, уволенным с военной службы, и каждым из членов его семьи в отношении жилых помещений, находящихся в его собственности и членов его семьи с мест жительства гражданина за период с 31 января 1998 года до даты подачи заявления о включении в список граждан;
  9. копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, установленных пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  10. обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в случаях:
    • когда гражданином, уволенным с военной службы, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
    • когда гражданином, уволенным с военной службы, и членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений в муниципальную собственность (в этом случае подписи заверяются нотариально);
  11. справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, – для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания;
  12. выписку из технического паспорта жилого помещения или справку органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи или в пользовании на основании договора социального найма, в следующих случаях:
    • отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, в период с даты признания органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
    • принятия гражданином, уволенным с военной службы, и (или) членами его семьи решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности, или принятия решения не освобождать занимаемое по договору социального найма жилое помещение;
  13. удостоверение на право пользования льготами, выданное командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным военным комиссариатом государства – участника СНГ – для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств – участников СНГ (в случае, когда указанное удостоверение гражданином не было предоставлено ранее);
  14. в случае, если необходимо предоставление документов об ином лице, не являющимся заявителем, заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц.

Для перечисления единовременной денежной выплаты гражданин, уволенный с военной службы, представляет в уполномоченный орган следующие документы:

  1. заявление на имя главы муниципального района или городского округа о перечислении единовременной денежной выплаты на банковский счет продавца жилья или строительной организации;
  2. документы, подтверждающие оплату расходов на приобретение или строительство жилья в части, превышающей размер предоставляемой единовременной денежной выплаты;
  3. договор купли-продажи жилого помещения. Оригинал договора купли-продажи жилого помещения должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, и содержать условие об оплате стоимости или части стоимости приобретаемого жилого помещения за счет предоставляемой единовременной денежной выплаты в соответствии с настоящим Порядком;
  4. Свидетельство, выданное уполномоченным органом.

В случае направления денежной выплаты на строительство индивидуального жилого дома гражданин, уволенный с военной службы, вместо договора купли-продажи представляет договор подряда со строительной организацией на строительство жилого дома, проектно-техническую документацию, смету на его строительство, акты выполненных работ, документы на приобретение строительных материалов, правоустанавливающие документы на земельный участок. Расходы, связанные с оформлением документов на приобретение или строительство жилого помещения, гражданин, уволенный с военной службы, осуществляет за счет собственных финансовых средств.

Уполномоченный орган проводит проверку документов, и при их соответствии требованиям законодательства перечисляет средства единовременной денежной выплаты на банковский счет продавца (застройщика) жилья, указанный в договоре, или отказывает в перечислении до устранения оснований для отказа.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения или затрат на строительство жилого дома ниже размера предоставляемой денежной выплаты, на банковский счет продавца (застройщика) жилья перечисляются средства в размере, указанном в договоре о приобретении жилья (затрат на строительство индивидуального жилого дома).

От имени гражданина, уволенного с военной службы, документы могут быть поданы одним из членов его семьи либо иным уполномоченным им лицом при наличии нотариально заверенной доверенности.

Основания для отказа

Основаниями для отказа во включении в список граждан являются:

  1. несоответствие или отсутствие документов, подтверждающих категорию граждан, указанную в пункте 1 настоящего Порядка, в том числе:
    • увольнение с военной службы (службы) по основаниям, не дающим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
    • продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет менее 10 лет;
    • увольнение после 31.12.1994 из Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, с которыми Российская Федерация не заключала соглашений об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (Украина, Грузия, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Белоруссия);
    • увольнение после 31.12.1999 из Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), заключивших двусторонние соглашения с Российской Федерацией об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы;
  2. непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка;
  3. недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
  4. ранее реализованное гражданином, уволенным с военной службы, право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан, уволенных с военной службы (службы) жилыми помещениями;
  5. выявление в представленных документах сведений, свидетельствующих об утрате гражданином оснований, которые давали ему право на получение жилых помещений, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации; пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации»; пунктом 26 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Граждане, уволенные с военной службы, включенные в список граждан, исключаются из него в случае:

  • подачи ими заявления об исключении из списка граждан;
  • утраты оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральными законами;
  • получения от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома;
  • выявления в представленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В Государственную думу внесён законопроект «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих. 18 июля законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы.

В соответствии с внесённым пакетом документов планируется внести дополнения в абзац 13 пункта 1 статьи 15 закона о статусе военнослужащих:

«При этом при признании тех военнослужащих-граждан, которые самостоятельно не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены такими военнослужащими и членами их семей в качестве членов семей других граждан, при условии, если такие военнослужащие и члены их семей не являются нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения, за исключением случаев, указанных в статье 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные во втором предложении настоящего абзаца военнослужащие-граждане также подлежат учёту в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.»

Абзацем 1 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ военнослужащим гарантируется предоставление жилья в форме предоставления денежных средств на покупку или строительство жилых помещений, либо предоставления жилья в натуральной форме за счёт средств федерального бюджета.

При этом абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ закрепляет, что военнослужащие должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса. Вместе с тем, в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военным отказывают в признании нуждающимися в связи с тем, что ранее они обеспечивались жильём, как члены семей, в том числе будучи несовершеннолетними, военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом оснований для признания их нуждающимися в жилье и по прошествии пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

Такая практика основывается на формальном подходе к применению в рассматриваемых случаях положений абзаца 1 пункта 14 статьи 15 76-ФЗ, устанавливающим, что право на обеспечение жилым помещением предоставляется военнослужащим и членам их семей за счёт федерального бюджета один раз. Это положение правоприменители и суды распространяют и на военнослужащих-бывших членов семей других граждан.

По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ военными судами в 2018 г. рассмотрено 500 дел в отношении военных, уволенных со службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилье в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса, которым отказано в обеспечении по причине того, что они ранее были обеспечены жильём в качестве членов семей других граждан. Таким образом, фактически для военнослужащих введено дополнительное основание, не предусмотренное ст. 51 ЖК РФ, по которому они не могут признаваться нуждающимися в жилье, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан.

Необходимо отметить, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильём от государства вместе с членами своих семей. Лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учёта положений ст. 53 и части 8 ст. 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военных как право на жильё.

Данная правовая неопределённость неприемлема и проект закона направлен на её устранение для чего и предлагается дополнить абзац 13 пункта 1 статьи 15 76-ФЗ нормой о том, что при признании военных, которые самостоятельно не реализовали своё право на обеспечение жильём в качестве нуждающихся либо не получали денежные средства на приобретение или строительство жилья, не учитывается площадь жилья, которое было получено ими в качестве членов семей других граждан.

Отдельно предлагается закрепить, что указанные военнослужащие также как и другие военные подлежат учёту в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса. Предлагаемые изменения позволят исключить практику применения фразы «право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз», содержащейся во втором предложении первого абзаца пункта 14 статьи 15 Федерального закона о статусе, к случаям, не описанным в первом предложении этого абзаца, и закрепит, что указанные требования распространяются только на военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жильём на условиях, установленных в первом предложении рассматриваемого абзаца.

Законопроект принят к рассмотрению в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии 2019 г. Срок представления в Комитет Госдумы по обороне отзывов, предложений и замечаний до 9 сентября 2019 г. Срок подготовки проекта закона к рассмотрению Госдумой в первом чтении – сентябрь 2019 г.

Федеральные законы

Нормативные правовые акты государства, устанавливающие основы функционирования накопительно-ипотечной системы как формы обеспечения военнослужащих жильем.

117-ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих
Основной закон Военной ипотеки

76-ФЗ О статусе военнослужащих
Вступил в силу с 1 января 1998 года

68-ФЗ О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов, выплат, пособий и компенсаций
Законом предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника НИС в 2015 и 2016 гг. не индексируется (не увеличивается)

Постановления Правительства

Правительством определен конкретный порядок функционирования НИС, ведения и закрытия накопительных счетов, а также приобретения жилья военнослужащими

№ 370(1028) Правила предоставления целевых жилищных займов
Порядок приобретения жилья на вторичном рынке и в новостройке, а также дома с земельным участком

№ 655 О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы
Постановлением установлен порядок ведения именных накопительных счетов и предоставления информации об их состоянии, порядок формирования накоплений и их использования

№ 686 Об утверждении правил выплаты средств, дополняющих накопления
Порядок и правила выплаты ДОПов

№ 89 Об утверждении правил формирования и ведения реестра участников НИС
Правила формирования и ведения реестра военнослужащих Минобороны и ФОИВ, в которых предусмотрена военная служба

Ведомственные приказы

Минобороны Приказ №820 Об утверждении типовых договоров ЦЖЗ
Приказом утверждены формы договоров ЦЖЗ, свидетельства участника НИС, договоров об ипотеке и залога прав требования

Минобороны Приказ №474 Об утверждении документов для ведения реестра участников НИС
Приказом от 3 августа 2017 г. № 474 утверждены перечень и формы документов, необходимых для формирования и ведения реестра участника НИС во всех ФОИВ и ФГО

Минобороны Приказ №245 Об утверждении порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации (взамен приказа № 166)
Основной приказ о реализации НИС Министерства обороны

Минобороны Приказ №558 Об утверждении Стандарта предоставления ипотечного кредита (займа) участникам НИС
Перечень базовых условий ипотечного кредитования участников НИС

Росгвардия Приказ №79 Об утверждении Порядка реализации НИС
Приказом утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

МЧС Приказ №535 Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников НИС
Приказом от 14 сентября 2009 г. № 535 утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра НИС в спасательных воинских формированиях

ФСБ Приказ №136 Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников НИС
Приказом ФСБ России от 13 марта 2017 г. № 136 утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности

ФСБ Приказ №132 Об утверждении Порядка выплаты допсредств
Приказом ФСБ России от 9 марта 2017 г. № 132 утвержден Порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения

ФСБ Приказ №362 Об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
Приказом ФСБ России от 27 июля 2009 г. № 362 регламентированы меры по реализации Правил использования накоплений

ФСО Приказ №535 Порядок подготовки сведений об участниках НИС, желающих реализовать свое право
Приказом от 29 октября 2014 г. № 535 утвержден Порядок подготовки сведений об участниках НИС, изъявивших желание воспользоваться накоплениями и лицах, получивших право использовать накопления

ФСО Приказ №398 О выплате средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
Приказом от 14 августа 2018 г. № 398 утвержден Порядок организации в органах государственной охраны работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения

ГУСП Приказ №17 О порядке предоставления сведений об участниках НИС, изъявивших желание заключить ЦЖЗ
Приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 17 утверждена Инструкция о порядке представления сведений об участниках НИС Службы специальных объектов, изъявивших желание получить целевой жилищный заем

Генпрокуратура Приказ №128 О реализации НИС в органах военной прокуратуры
Приказом Генпрокуратуры РФ от 28 февраля 2017 г. № 128 утвержден порядок реализации НИС в органах военной прокуратуры

СК России Приказ №38 Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра
Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 38 утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников НИС военных следственных органов

СК России Приказ №28 Об организации выплаты допсредств
Приказом Следственного комитета Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 28 утвержден Порядок организации работы в военных
следственных органах по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения

Постановления высших законодательных и судебных органов

Совет Федерации №91-СФ О состоянии и проблемах НИС
Постановлением Совета Федерации от 28 марта 2018 года № 91-СФ утверждены Рекомендации на тему «О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих»

КС РФ №9-П По делу о проверке конституционности отдельных положений НК РФ и ГК РФ
Постановление Конституционного Суда от 24 марта 2017 года № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового и Гражданского кодекса в связи с жалобами участников НИС

КС РФ №2794-О по жалобе на нарушение конституционных прав статьей 9 ФЗ о НИС и пунктами 3, 12, 24 Правил формирования и ведения реестра
Определение КС РФ от 7 декабря 2017 года №2794-О по жалобе участника НИС на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 1 статьи 9 ФЗ о НИС, а также подпунктами 3 и 4 пункта 3 и пунктами 12 и 24 Правил формирования и ведения реестра

КС РФ №34-П по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 ФЗ о статусе
Постановление КС РФ от 20 июля 2018 года № 34-П по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А.В.Удовиченко

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8.

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

1) пункт 1 статьи 15 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выписки из решений о предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно, выданные военнослужащим-гражданам, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, являются основанием для государственной регистрации права собственности указанных лиц и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия на предоставленные жилые помещения. Форма выписки из решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и форма акта приема-передачи жилого помещения определяются Правительством Российской Федерации.»;

2) статью 15.1 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. В случае невозможности предоставления военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилых помещений по нормам, установленным пунктами 1 — 2 настоящей статьи, на основании письменного заявления указанных военнослужащих (граждан) и всех совершеннолетних членов их семей федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма меньше норм предоставления площади жилого помещения, установленных пунктами 1 — 2 настоящей статьи, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в населенном пункте, в котором предоставляется жилое помещение.»;

3) абзац первый пункта 3.1 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«3.1. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) предоставляются членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, независимо от общей продолжительности военной службы, имевших основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *