Законодательство устанавливает для педагогических работников часовую неделю

Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения.

2. Верхний предел учебной нагрузки установлен для педагогических работников соответствующими типовыми положениями. Учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов; педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования — 900 часов в учебном году; преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации — 800 часов.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений иных типов и видов в соответствующих типовых положениях не предусмотрен.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определена в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289), согласно которому продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

  • 1) продолжительность рабочего времени:

    • 36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
    • 30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

    36 часов в неделю:

    • старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
    • педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
    • руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
    • преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
    • инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
  • 2) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

    18 часов в неделю:

    • учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т.ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т.ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
    • преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
    • преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
    • преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
    • педагогам дополнительного образования;
    • тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
    • учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
    • 20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений;
    • 24 часа в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
    • 720 часов в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • 3) норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

    • 20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
    • 24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;
    • 25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья;
    • 30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;
    • 36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

  • учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
  • учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
  • учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
  • учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

  • заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
  • заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

4. Нормативные положения, определяющие норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, разъяснены в письме Минобразования России от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

5. Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37), относятся учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом, учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции, учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.

6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений предусмотрены в одноименном Положении, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 (БНА РФ. 2006. N 32). Режим работы и отдыха педагогов определяется с учетом специфики деятельности и режима работы образовательных учреждений различных типов и видов. Это могут быть образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников, пребыванием их в течение определенного времени, сезона и др.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

7. Особенности работы по совместительству педагогических работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 8), изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т.е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т.ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, включая случаи, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в т.ч. тренеров-преподавателей, тренеров) в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, исходя из того, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 18 часов в неделю.

Для педагогических работников (в т.ч. тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю. Для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

  • а) литературная работа, в т.ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
  • б) проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
  • в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
  • г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
  • д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
  • е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
  • ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в т.ч. выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;
  • з) работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;
  • и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подп. «б» — «ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

8. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н (РГ. 2008. N 113).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н (РГ. 2008. N 113).

Тесты для аттестации Нормативно-правовой блок тест на тему

нормативно-правовой блок

1. В соответствии с Декларацией прав ребенка, ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в:

  1. специальной охране, заботе и правовой защите;
  2. защите органов опеки и попечительства;
  3. защите государства;
  4. защите родителей.

2. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на:

  1. место жительства;
  2. имя и гражданство;
  3. дееспособность;
  4. правоспособность.

3. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают:

  1. пособия и льготы;
  2. защиту и помощь;
  3. знания;
  4. образование.

4. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина:

  1. обязанность общественных организаций;
  2. обязанность государства;
  3. обязанность силовых структур;
  4. обязанность администрации образовательного учреждения.

5. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

  1. ее многонациональный народ;
  2. правительство Российской Федерации;
  3. Президент Российской Федерации;
  4. органы местного самоуправления.

6. Основное общее образование в Российской Федерации:

  1. желательно;
  2. обязательно;
  3. не обязательно;
  4. является прерогативой гражданина.

7. Законодательство устанавливает для педагогических работников:

  1. полную 40-качасовую рабочую неделю;
  2. неполную рабочую неделю;
  3. сокращенную 36-тичасовую рабочую неделю;
  4. сокращенную 32-часовую рабочую неделю.

8. Педагогические работники имеют право на:

  1. трудовую пенсию по старости;
  2. досрочную трудовую пенсию по старости;
  3. пенсию за выслугу лет;
  4. выбор одной из перечисленных пенсий.

9. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется:

  1. учредителем образовательного учреждения;
  2. уставом образовательного учреждения;
  3. учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения;
  4. решением родительского собрания.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. всеобщее право на образование;
  3. право на бесплатное общее образование;
  4. право на бесплатное общее и дошкольное образование.

11. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. дополнительные;
  2. общеобразовательные (основные и дополнительные);
  3. дошкольные;
  4. профильные.

12. В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательного учреждения переходят к:

  1. местным органам управления образованием;
  2. региональным органам управления образованием;
  3. соответствующим правопреемникам;
  4. управляющему совету.

13. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для:

  1. коммерческих организаций;
  2. некоммерческих организаций;
  3. коммерческих и некоммерческих организаций;
  4. юридических лиц.

14. Образовательное учреждение является:

  1. юридическим лицом;
  2. некоммерческой организацией;
  3. коммерческой организацией;
  4. физическим лицом.

15. Основным локальным актом образовательного учреждения является:

  1. коллективный трудовой договор;
  2. Устав образовательного учреждения;
  3. образовательная программа
  4. программа развития

16. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  1. обеспечение развития личности;
  2. создание условий для саморазвития личности;
  3. укрепление и совершенствование правового государства;
  4. развитие гражданского общества.

17. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с:

  1. образовательными программами;
  2. расписаниями занятий;
  3. образовательными программами и расписаниями занятий;
  4. Уставом образовательного учреждения.

18. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается:

  1. выставлением итоговых оценок;
  2. обязательной итоговой аттестацией обучающихся;
  3. не обязательной итоговой аттестацией обучающихся;
  4. выдачей документа соответствующего образца.

19. Общее образование включает в себя:

  1. одну ступень;
  2. две ступени;
  3. три ступени;
  4. четыре ступени.

20. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи:

  1. не устанавливается;
  2. устанавливается Уставом образовательного учреждения;
  3. устанавливается коллективным трудовым договором;
  4. решением общего собрания трудового коллектива.

21. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в:

  1. академических часах;
  2. астрономических часах;
  3. академических или астрономических часах по усмотрению решения общего собрания трудового коллектива;
  4. академических или астрономических часах по усмотрению Устава образовательного учреждения.

22. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать:

  1. как дополнительные выходные дни;
  2. для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.;
  3. для внутреннего или внешнего совмещения;
  4. как методические дни.

23. «Окна»:

  1. рабочим временем педагогических работников не являются;
  2. являются рабочим временем педагогических работников;
  3. являются рабочим временем педагогических работников по усмотрению администрации образовательного учреждения;
  4. являются рабочим временем педагогических работников в соответствии с Уставом образовательного учреждения.

24. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками педагогических работников, являются для них:

  1. не рабочим временем;
  2. рабочим временем;
  3. периодом повышения квалификации;
  4. рабочим или не рабочим временем на усмотрение администрации образовательного учреждения.

25. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность может иметь место:

  1. только с согласия работников;
  2. без согласия работников;
  3. в соответствии с Уставом образовательного учреждения;
  4. в соответствии с коллективным трудовым договором.

26. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) Устава данного образовательного учреждения может быть проведено:

  1. только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме;
  2. только по поступившей на него жалобе, поданной в устной форме;
  3. только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной или устной форме;
  4. только по поступившей на него жалобе, поданной по Интернет.

27. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным:

  1. органом местного самоуправления;
  2. образовательным учреждением;
  3. управлением образования;
  4. департаментом образования, культуры и молодежной политики.

28. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются:

  1. федеральными законодательными актами;
  2. законодательными актами субъектов Российской Федерации;
  3. законодательными актами органов местного самоуправления;
  4. локальными актами образовательного учреждения.

29. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до:

  1. трех месяцев;
  2. полугода;
  3. одного года;
  4. полутора лет.

30. Для работников образовательного учреждения работодателем является:

  1. данное образовательное учреждение;
  2. данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  3. районное управление образованием;
  4. региональное управление образованием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *