Земли запаса

Что такое земли запаса?

Как можно использовать земли запаса

Земли резерва можно использовать в случаях, перечисленных выше. Также законодательство предусматривает ситуации, в которых изменять категорию участков необязательно.

Без изменения категории

💠 Извлекать пользу из природных объектов. Если на территории земель располагаются природные объекты — леса, реки, озера и другие — жители могут извлекать из них пользу. Например, собирать ягоды и грибы, ловить рыбу. Но нужно быть внимательными — если ловить рыбу, вид которой запрещен для ловли, придется оплатить штраф.

💠 Собирать сухостой. Разрешено собирать сухостой, при этом не вырубать насаждения. Например, можно забирать с собой сучки от старых высохших деревьев без листвы либо поваленные стволы сухих деревьев. Правда, есть важное уточнение — сухостой должен идти на отопление собственного дома, а не на перепродажу для извлечения прибыли.

💠 Охотиться. На землях запаса разрешена охота. Охотиться могут люди с разрешением на используемое оружие и специальной лицензией либо путевкой на охоту. В документах обычно прописывают количество и вид диких животных, которых можно убить. За разрешение придется заплатить, а получить его можно в охотничьих угодьях, уполномоченных Министерством лесного и охотничьего хозяйства.

💠 Прогонять скот. Через земли можно прогонять скот к месту пастбища. Главное, чтобы скот не останавливался для выпаса. Это будет считаться нарушением, потому что выпас скота на землях запаса без специального разрешения и перевода в другую категорию запрещен.

С обязательным изменением категории

❗ Создавать заповедники. Государство может создать на землях запаса заповедник, природный парк, водоохранную зону и иной объект с особым режимом охраны и эксплуатации. Для этого нужно перевести участок в категорию земель охраняемых территорий, утвердить порядок эксплуатации.

❗ Создавать производство. Прежде чем развивать производственные цеха, нужно перевести участок в другую категорию — земли промышленности. После этого на них можно будет построить производственные цеха, а также установить оборудование для добычи полезных ископаемых. Важное уточнение — такие участки можно использовать для промышленности, только если они расположены за границами населенных пунктов.

❗ Строить жилые дома. В этом случае нужно перевести участки в землю населенных пунктов. Например, можно расширить существующий населенный пункт за счет присоединения расположенных на его окраинах земель. Затем муниципалитет присваивает участку категорию ИЖС и выделяет его по равным частям людям для индивидуальной застройки, либо разрешает застройщикам возведение многоквартирных домов.

❗ Вести сельское хозяйство. В этом случае наделы должны стать землей сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно вести разную деятельность. Например, использовать плодородную почву для выращивания злаковых культур, каких-либо овощей и фруктов. Также можно строить фермы. Другие разрешенные назначения — прокладка хозяйственных дорог, размещение объектов для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, коммуникации. На таких землях могут находиться лесные насаждения и водные объекты.

❗ Добывать полезные ископаемые. В этом случае тоже нужно переводить участок в категорию промышленных земель. Собственником такой земли может выступать юридическое лицо — например, компания, которая занимается добычей и перегородкой разных полезных ископаемых: руды, нефти, газа и так далее.

❗ Расширять населенные пункты. В этом случае нужно присваивать наделам категорию земель населенных пунктов. Например, так можно расширить город, добавив к нему новый район на окраине.

Также обязательное изменение категории предусмотрено для многих других вариантов использования. Например, для строительства водозаборов, возведения комплекса оборонительных сооружений для охраны границ государства, ресурсоснабжающих предприятий, автомобильных дорог и трасс и многих других назначений. Изменение категории является обязательным условием для использования.

Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий. Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности. Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно , существуют следующие виды земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • лесного фонда;
  • специального назначения;
  • водного фонда;
  • особо охраняемых территорий;
  • запаса.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности. К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них. Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.

Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Перевод земель в другую категорию

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:

  • выписку из земельного кадастра с пометкой о том, что участок относится к землям запаса;
  • выписку из реестра прав на имущество с указанием собственника территории;
  • заключение Государственной экологической экспертизы.

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф ().
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно , предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение. Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях. Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Некоторые проблемы правового режима земель запаса

УДК 349.4

Страницы в журнале: 74-80

Ю.А. УМЕРЕНКО,

кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела по реализации федеральных целевых программ, национальных и приоритетных проектов Управления земельного фонда Федерального агентства по управлению государственным имуществом e-mail:Umerenko_Y_A@rosim.ru

Рассматриваются некоторые проблемы правового режима земель запаса, в том числе вопросы, касающиеся отнесения земель к данной категории и перевода земель запаса в иные категории земель.

Ключевые слова: категория земельного участка, земли запаса, правовой режим, перевод земель, государственная и муниципальная собственность.

Some problems of the legal regime of reserve land

Umerenko J.

Keywords: category of land, reserved land, the legal regime, transfer of land, state and municipal property.

Современное развитие экономических отношений в Российской Федерации характеризуется постоянным увеличением числа используемых и вовлекаемых в хозяйственный оборот земельных участков, однако до настоящего момента не в полной мере осуществлено разграничение государственной собственности на землю. Большое количество земель относится к землям запаса, значительное число которых находится в малоосвоенных районах Российской Федерации (в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке). Земли запаса по своим размерам занимают третье место (после земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения).

На практике возникают ситуации, когда не представляется возможным установить категорию того или иного земельного участка, что создает определенные правовые препятствия для вовлечения в оборот земельных участков, необходимых для конкретных целей.

В юридической науке проблемам правового режима земель запаса уделяется незначительное внимание как правило на уровне периодических изданий, что является серьезным пробелом в теории земельного права. В этой связи рассмотрение вопроса, касающегося правового режима земель запаса, приобретает актуальность и нуждается в самостоятельном рассмотрении.

Согласно п. 1 ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ. Из анализа данного определения следует вывод, что отнесение земель к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, а субъектным составом собственников, которыми являются исключительно публично-правовые образования.

Пунктом 2 ст. 103 ЗК РФ установлено: использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

В этой связи можно констатировать, что фактически земельные участки с категорией земли запаса изъяты из оборота. Однако изъятие земель запаса из хозяйственного оборота не отражено в ст. 27 ЗК РФ, так как критерием для изъятия земель из оборота по смыслу данной нормы выступает нахождение на земельных участках соответствующих объектов недвижимого имущества, использование которых как правило связано с осуществлением государственных функций.

Подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли запаса.

Однако невозможность использования земель запаса до их перевода в иную категорию означает: они не могут использоваться для каких-либо целей, следовательно, выделение земель запаса в самостоятельную категорию по критерию целевого использования противоречит самой сущности данного критерия, что является ошибкой законодателя.

Г.А. Волков по данному поводу отмечал, что в п. 1 ст. 7 ЗК РФ допущена логическая ошибка, а именно: шесть категорий земель действительно подразделяются по целевому назначению, однако седьмая категория — земли запаса — по своей сущности целевого назначения иметь не может. Иными словами, в ЗК РФ произведена классификация по разным основаниям.

Кроме того, ввиду невозможности использования земельного участка из земель запаса для каких-либо целей отсутствует необходимость и правовая возможность определения вида разрешенного использования земельных участков с данной категорией. В связи с чем для земель запаса согласно п. 6 ст. 36 ГрадК РФ не устанавливаются градостроительные регламенты.

Но это вовсе не означает, что у земель запаса отсутствует определенный правовой режим в силу невозможности определения вида разрешенного использования земель запаса. Правовой режим земель запаса объективно существует и отсутствие возможности определения вида разрешенного использования земельных участков с данной категорией является характерной особенностью данной категории земель.

Н.Н. Аверьянова полагает: земли запаса — это все не востребованные земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов.

Данная точка зрения представляется не совсем верной, так как в п. 1 ст. 103 ЗК РФ четко отражено, что в состав земель запаса не входят земли фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 80 ЗК РФ установлено: в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

При этом в п. 2 ст. 80 ЗК РФ отражено, что фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Следовательно, невостребованные земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, сохраняют свою категорию и подлежат включению в установленном порядке в фонд перераспределения земель, в связи с чем отнесение невостребованных земель сельскохозяйственного назначения к категории земель запаса является ошибочным. Более того, подобное суждение терминологически является неудачным, так как по своей сути ведет к смешению и отождествлению правовых режимов земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.

Как отмечалось выше, из анализа ст. 103 ЗК РФ следует однозначный вывод: к землям запаса относятся исключительно земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований и не предоставленные в установленном порядке физическим и юридическим лицам.

Означает ли, что земельные участки, свободные от прав третьих лиц и составляющие государственную и муниципальную казну, автоматически относятся к категории земель запаса? Ответ на данный вопрос очевиден и объективно подтверждается правоприменительной практикой — нет, в связи с чем вышеуказанная норма с точки зрения ее формулирования представляется не совсем удачной.

Однако принцип ст. 103 ЗК РФ в полной мере корреспондирует презумпции государственной собственности на землю, закрепленной в п. 2 ст. 214 ГК РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — Российская Федерация в целом, отдельный субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Это означает: данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, т. е. самоуправно.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Иными словами государственная собственность делится на два уровня — федеральный уровень и уровень субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации.

На первый взгляд, можно сделать вывод: к землям запаса относятся главным образом земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований, подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, так как законодатель отразил, что к категории земель запаса «относятся земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности», при этом в статьях 9 и 10 и иных статьях ЗК РФ содержится указание на конкретные уровни государственной собственности на землю — собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов Российской Федерации.

Думается, что земельные участки, находящиеся как в федеральной собственности, так и в собственности Российской Федерации могут подвергнуться загрязнению и на основании вышеуказанной нормы подлежат в установленном законодательством Российской Федерации переводу в категорию земель запаса, в связи с чем представляется: п. 1 ст. 103 ЗК РФ более корректно и правильно было бы изложить в следующей редакции: «К землям запаса относятся земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также земли государственная собственность на которые не разграничена и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса».

Одновременно полагаем, что земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению, должны в обязательном порядке переводиться в категорию земли запаса, в связи с чем содержащуюся в п. 1 ст. 14 ЗК РФ формулировку «могут переводиться в земли запаса для их консервации» следовало бы уточнить и заменить на «подлежат в обязательном порядке переводу в земли запаса для их консервации», так как использование таких земель в соответствии с категорией и разрешенным использованием из-за наступления соответствующих негативных обстоятельств не представляется возможным.

Кроме того, необходимо дополнить ЗК РФ нормой, согласно которой перевод земельного участка в земли запаса является безусловным основанием для прекращения обязательственных и вещных правоотношений на земельный участок, предполагающих непосредственное владение и пользование земельным участком, так как отнесение земельного участка к данной категории, как указывалось выше, исключает возможность его использования в каких-либо целях. При этом в подобных случаях отсутствует необходимость прекращения сервитутов на такие земельные участки, так как сервитуты по своей природе представляют собой право ограниченного пользования чужим имуществом, не предполагающее непосредственное владение и пользование земельным участком.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель) перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Иными словами, земельный участок, в отношении которого принимается решение о переводе из категории земель запаса в какую-либо иную категорию, должен соответствовать требованиям ст. 11.1. ЗК РФ, т. е. его границы должны быть определены в соответствии с федеральными законами. Такими законами являются главным образом федеральные законы от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Соответственно, земельный участок, который переводится в категорию земель запаса, также должен соответствовать требованиям ст. 11.1. ЗК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Однако в данной норме отсутствует указание, кто уполномочен осуществлять перевод земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую, при этом п. 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, при этом отсутствует ссылка на конкретный федеральный закон.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона о переводе земель до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Одновременно п. 2 ст. 15 Закона о переводе земель установлено: «в иных помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Из анализа вышеуказанных норм следует вывод, что при наличии соответствующих оснований перевод земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если законами субъектов Российской Федерации не установлены случаи, когда перевод земельных участков государственная собственность на которые не разграничена из одной категории в другую осуществляется органами местного самоуправления.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ) «…распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Следовательно, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляется органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органами государственной власти данных субъектов, если их законами не предусмотрено иное.

Таким образом, в данном случае можно говорить о наличии формального противоречия вышеуказанных норм: с одной стороны, есть федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, с другой стороны, есть федеральный закон, вводящий в действие кодифицированный нормативный правовой акт — ЗК РФ, устанавливающий общее правило, согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Распоряжение как юридическая категория представляет собой возможность определения судьбы конкретного объекта гражданских прав, в том числе земельного участка. Изменение категории земельного участка в данном контексте является распоряжением, так как перевод земли из одной категории в другую меняет ее целевое назначение и ограничивает использование земельного участка в целях, не соответствующих его целевому назначению. Иными словами, действия по изменению категории земельного участка в немалой степени определяют его юридическую судьбу.

В этой связи представляется, что нормы Закона о переводе земель, регулирующего отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и нормы Закона № 137-ФЗ соотносятся как общее и специальное, при этом нормы первого закона являются специальными и должны применяться при определении уполномоченного органа на перевод земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из одной категории в другую.

Вышеуказанное противоречие может быть снято путем внесения изменений в ЗК РФ в части конкретизации норм, регулирующих перевод земельных участков из одной категории в другую из одной категории в другую, в том числе земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В пункте 1 ст. 14 Закона о переводе земель закреплено, что отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.

Пунктом 2 ст. 14 Закона о переводе земель предусмотрено: «в случае, если категория земель указана не в документах государственного земельного кадастра, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков».

При этом согласно п. 3 ст. 14 Закона о переводе земель в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Следовательно, земельный участок, который поставлен на государственный кадастровый учет и в отношении которого отсутствуют какие-либо первичные правоустанавливающие документы, не имеет категории. Возникает противоречие: ст. 103 ЗК РФ закрепляет, что земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, относятся к категории земель запаса, т. е. фактически данная норма устанавливает «презумпцию категории земель запаса» в отношении всех земель, находящихся в собственности публично-правовых образований и не предоставленных третьим лицам, а Закон о переводе земель регулирует ситуацию первичного определения категории земельного участка, в отношении которого из имеющихся документов не представляется возможным установить категорию. Данная ситуация может возникнуть, например, при первичном вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков, которые ранее никому не предоставлялись и не использовались.

Подобное положение дел служит препятствием для вовлечения в хозяйственный оборот конкретного земельного участка, так как согласно земельному законодательству земельные участки должны использоваться в соответствии с категорией.

Одновременно в силу того, что деление земельных участков на категории является обязательным, земельные участки, категория которых не определена, формально находятся вне правового поля с точки зрения ст. 7 ЗК РФ, так как в данной статье отсутствует какое-либо упоминание земельных участков, категория которых не определена.

Фактически можно поставить знак равенства между правовым режимом земельного участка, отнесенного к категории земель запаса, и земельного участка категория, которого не определена, так как ни первые, ни вторые не могут вовлекаться в хозяйственный оборот.

В этой связи представляется логичным отнесение «по умолчанию» всех земельных участков, категорию которых не представляется возможным определить, к категории земель запаса, что будет в полной мере соответствовать ст. 103 ЗК РФ. При этом последующее изменение категории земельного участка будет осуществляться в порядке перевода земельного участка из одной категории в другую по основаниям и в порядке определенном Законом о переводе земель.

Подводя итог, необходимо отметить, что правовой режим земель запаса существенного отличается от правового режима земель других категорий, закрепленных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.

Из определения земель запаса следует вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено субъектным составом их собственников — государства и муниципальных образований — и наступлением негативных последствий в отношении земельных участков иных категорий, повлекших невозможность их использования в соответствии с категорией и разрешенным использованием. При этом ключевой характеристикой земель запаса выступает то, что они всегда находятся в собственности публично-правовых образований и не обременены правами третьих лиц.

Земли запаса — это земли, целевое назначение которых не определено, вместе с тем данные земли объективно существуют, в связи с чем наличие данной категории представляется вполне логичным и обоснованным.

Одновременно необходимо отметить, что перевод земель запаса в иные категории осуществляется в упрощенном порядке, по сравнению с переводом земель иных категорий из одной категории в другую, в том числе в земли запаса.

В силу того, что земли запаса занимают немаловажное место в структуре всего земельного фонда Российской Федерации, и существует много проблем, касающихся их правового режима, теоретическая, практическая разработки и совершенствование правового режима земель данной категории в современных условиях приобретают особую актуальность.

При этом теоретической разработке правового режима земель запаса в первую очередь должны подвергнуться следующие вопросы: конкретизация перечня оснований отнесения земель к категории земель запаса, в том числе их классификация на негативные (связанные с нарушением режима земель и негативным воздействием) и позитивные (вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот впервые); расширение и конкретизация перечня оснований для перевода земель иных шести категорий в земли запаса; конкретизация субъектного состава правообладателей земель запаса, включая земли запаса, государственная собственность на которые не разграничена; восполнение пробелов в ЗК РФ и иных нормативных правовых актах в части развития и конкретизации правового режима земель запаса.

Библиография

1 См.: Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М., 2010. С. 413.

3 См.: Аверьянова Н.Н. Проблемы определения правового режима земель запаса // Юрист. 2011. № 14. С. 18—20.

1. К землям запаса ст. 103 ЗК РФ относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, временно неиспользуемых до момента их отвода гражданам или юридическим лицам.

По статье 80 ЗК РФ фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения;

при добровольном отказе от земельного участка;

если нет наследников на земельный участок;

при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Этот фонд, не являясь землями запаса, может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ).

В отличие от фонда перераспределения земель земли запаса могут использоваться для различных нужд, в том числе и сельскохозяйственных, но для этого необходим перевод их в соответствующую категорию земель. Перевод осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — Российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию органами земельного кадастра по заявлению государственных или муниципальных органов, в ведении которых находятся земли запаса.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая быть законными правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, они могут быть зачислены в состав земель запаса.

Земли запаса как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается.

Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (Положение о порядке консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830).

2. Земли запаса находятся в ведении местных органов. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных или муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием по правилам ст. 8 ЗК РФ.

Каждый участок земли имеет кадастровую категорию. В зависимости от неё территория используется для нужд сельского хозяйства, промышленности или жилья. Есть так же категория резервных земель, то есть, находящихся без чётко обозначенного статуса на данный момент. Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены, поясняет законодательство по землепользованию.

Определение земель запаса

Этим статусом наделены территории, использование которых не определено в силу особых обстоятельств, чаще всего – их удалённое расположение от объектов жизнедеятельности человека.

Такие земли находятся в резерве, в запасе, и не могут принадлежать частным лицам.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Типы земель запаса

Сохранность территорий обеспечивает государство в лице:

  • федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
  • властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
  • властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  1. Дождаться решения:
  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.

Сроки и стоимость получения категории для земель запаса

Процедура принятия решения делится на два этапа.

Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.

Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.

Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.

Что делать после получения Постановления о смене категории

Дальнейшая судьба участка определяется:

  • конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
  • передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.

Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.

Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *